Адорно Теодор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Адорно Теодор

1903—1969

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Адорно Теодор

Адорно, Теодор Визенгрунд  (Theodor Wiesengrund Adorno), (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне — 06.08.1969, Висп /Швейцария/) — социальный философ и музыкант, один из основателей Франкфуртской школы. Учился во франкфуртской гимназии им. кайзера Вильгельма, одновременно брал уроки музыки и основ философии. По окончании гимназии поступил во Франкфуртский университет, который закончил в 1924. В 1925–1926 продолжал изучение музыки в Вене, писал музыку и выступал с фортепианными концертами. В 1926, разочаровавшись в «иррационализ-ме» Венского музыкального кружка, возвратился во Франкфурт, где написал диссертацию о И. Канте и З. Фрейде («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»). Однако эта работа не была принята, и в 1931 А. защитил диссертацию, посвященную философским и эстетическим взглядам С. Кьеркегора («Кьеркегор: конструкция эстетического», опубликована в 1933). После этого он стал выступать с лекциями и преподавать в университете Франкфурта. С 1928 А. находился в контакте с франкфуртским Институтом социальных исследований (ИСИ), основанном для изучения марксизма и политической экономии и получившим известность как «Франкфуртская школа». Социально-философские взгляды А. формировались под влиянием феноменологии Э. Гуссерля, теорий раннего К. Маркса, Д. Лукача и В. Беньямина, а также психоанализа З. Фрейда. А. тесно сотрудничал с директором ИСИ М. Хоркхаймером, публиковал статьи в издаваемом им «Журнале социальн. исследований». В ИСИ А. занимался также междисциплинарными проблемами, вопросами искусства и музыки, хотя официально не считался его сотрудником до 1938.

После прихода национал-социалистов к власти в Германии А. эмигрировал в Великобританию (1934). Преподавал в Оксфордском университете и одновременно продолжил изучение философии Гуссерля и разработку теории музыки; подверг критике индустрию культуры. В 1938, по приглашению Хоркхаймера, переехал в США и стал сотрудником ИСИ. Затем оба философа возглавили исследовательский проект в Калифорнийском университете. Итогом их сотрудничества стала работа «Диалектика Просвещения» (1947), в которой они проанализировали превращение разума и технологии в инструменты тотального контроля над обществом. До 1945 А. продолжал работать как композитор. После окончания войны А. вернулся в Зап. Германию (1949) и продолжил работу в ИСИ. В 1959–1969 — профессор философии и социологии во Франкфуртском университете. Его репутация критика существующей системы была подорвана в период студенческих выступлений 1968: когда студенты захватили ИСИ, он как директор вызвал полицию. Умер от сердечного приступа.

А. внес весомый вклад в разработку выдвинутых школой теорий — «критической теории общества» и «негативной диалектики». В «Диалектике Просвещения» А. и Хоркхаймер, опираясь на уроки фашизма, подвергли критике предшествующую историю человечества, начиная со времени выделения человека из природы. По их мнению, эта история основана на господстве цивилизации, пиком которой является современная техническая, индустриальная цивилизация, скрывающая в себе тоталитарное начало. В философских статьях 1960-х А. призвал философию отказаться от формулирования абстракций и общих понятий и обратить внимание на конкретную действительность во всей ее неповторимости. Выдвинутый им постулат «Целое неистинно» предполагал отказ от сведения вещей, явлений и понятий к тоталитарному и управляемому «целому». В противовес «репрессивной данности» А. сформулировал принцип «негативной диалектики»: «объяснение того-что-есть терминами того-что-нет», но может быть; освобождение неповторимого и скрытого потенциала, таящегося под спудом и гнетом «целого». Социально-философские взгляды А. оказали значительное влияние на идеологию леворадикального протеста, «новых левых» и социальных движений второй половины ХХ в.

В. В. Дамье.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 163-164.

Литература:

Адорно Т. В. Избранное. Социология музыки. М., 1998; Он же. Проблемы философии морали. М., 2000; Он же. Эстетическая теория. М., 2001; Он же. Исследование авторитарной личности. М., 2001; Он  же. Философия новой музыки. М., 2001; Он же. Негативная диалектика. М., 2003; Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1997; Михайлов А. В. Концепция произведения искусства у Теодора В. Адорно // Адорно Т. В. Социология музыки. М., 1998. С. 290–370; Он же. Музыкальная социология: Адорно и после Адорно // Там же. С. 371–411; Дамье В. Социальная философия Франкфуртской школы // Наперекор, 1998. № 8; Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., 1997; Adorno Th. W. Gesammelte Schriften in 20 Bänden. Frankfurt a. M., 2003 — …; Jay M. Adorno. Harvard, 1984; Brunkhorst H. Adorno and Critical Theory. Cardiff, 1999; Jarvis S. Adorno: a critical introduction. Routledge, 1998; The Actuality of Adorno: Critical Essays on Adorno and the Postmodern. Ed. by Max Pensky. Albany, NY, 1997.


Вернуться на главную страницу Адорно

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС