Адорно Теодор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Адорно Теодор

1903—1969

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Адорно Теодор

Ведущий представитель Франкфуртской школы

Адорно (Adorno) Теодор В. (Визенгрунд, Wiesengrund - фамилия отца; Адорно - фамилия матери) (1903-1969) - немецкий философ, социолог, музыковед, композитор, ведущий представитель Франкфуртской школы (наряду с М. Хоркхаймером). В 1921-1924 годы учился во Франкфуртском университете, в 1925 году изучал композицию у А. Берга в Вене. В 1928-1931 годы редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbnich». В 1931-1933 годы доцент Франкфуртского университета, в 1934-1937 годы в Великобритании, в 1938-1949 годы в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне, профессор университета (с 1950), руководитель Института социальных исследований (с 1953), председатель Немецкого социологического общества (с 1963).

В критике культуры и общества, развитой Адорно, сплетаются многообразные идейные источники: гегелевская диалектика господства и рабства, марксова теория товарного фетишизма и овеществления человеческих отношений (в неомарксистской (Неомарксизм) интерпретации Д. Лукача), концепция «рациональности» М. Вебера, психоанализ 3. Фрейда, равно как опыт художественного авангарда первых десятилетий 20 века. В программном сочинении «Диалектика Просвещения» (1947), созданном совместно с М. Хоркхаймером в 1939-1944 годы, анализируются внутренние противоречия исторического процесса «рационализации» («просвещения»), восходящего к истокам европейской цивилизации (Одиссей как парадигматическая фигура становления индивидуального самосознания и «демифологизации» мира) и достигающего кульминации в Новое время: прогресс в рациональном овладении природой сопровождается превращением разума в простой инструмент господства, подавлением внутренней (человеческой) природы, Отчуждением человека от самого себя. С торжеством инструментального отношения к миру средства становятся целью, и «просвещение» обращается в «миф». В центре внимания Адорно - регрессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе» и развитием массовой культуры. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства.

Адорно критиковал неопозитивистский идеал «научной» философии как нейтрального описания сущего (в 1961 году Адорно выступил оппонентом К. Поппера в т. н. споре о Позитивизме в немецкой социологии), а также реставрацию онтологии в феноменологии Э. Гуссерля и Экзистенциализме. В своей «Негативной диалектике» (1966) Адорно развивает идеи антисистематической «отрицательной диалектики», в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы. В отличие от Г.В.Ф. Гегеля, отрицание у него перестает быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу - оно выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели. Неотъемлемая от критической рефлексии «устремленность к иному», сопровождающая представление о мировой истории как перманентной катастрофе, восходит к традиции иудейского мессианизма, воспринятого Адорно в его секуляризованной форме через Э. Блоха и В. Беньямина.

В противостоянии абстрактной систематике «идентифицирующего мышления» А. вслед за В. Беньямином видит цель философии в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного, выявлении с помощью свободной «констелляции» понятий («ансамбля моделей») «непонятийного», «нетождественности» предмета самому себе в перспективе его возможного бытия «иным». Однако наиболее адекватно опыт «нетождественного» может передать, согласно Адорно, искусство - «наместник» природы в ее неподавленной индивидуальности, «социальная антитеза обществу, непосредственно не выводимая из него». «Опосредованная непосредственность» искусства, определяемая конфигурацией его полярных начал - миметически-выразительного и конструктивно-рационального, «являет» истину, не высказывая ее: в силу непонятийного языка искусства явленное им требует интерпретации, никогда ею не исчерпываясь.

В концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветленного страдания» - в противоположность гармоническому преображению страстей, свойственному классической музыке, - Адорно исходит из опыта композиторов новой Венской школы А. Шенберга (его монодрама «Ожидание» - «сейсмограмма травматического шока»), А. Берга, А. Веберна. Считая необратимой тенденцию имманентного развития музыкального материала в направлении интеграции всех его отдельных параметров, достигающего кульминации в двенадцатитоновой технике А. Шенберга (возврат к «свободной атональности» его раннего периода был бы, согласно Адорно, регрессом), А. отвергает реставрацию отживших музыкальных форм, характерную, например, для неоклассицизма, и выступает с критикой формирующегося в лоне массовой музыкальной культуры «регрессивного слышания», диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы и не способного к восприятию художественной формы как целого. Проблематичной оказывается выдвинутая А. идея «неформальной музыки», преодолевающеей контроверзу «тотального детерминизма» додекафонии и сериальной музыки и «абсолютной случайности» алеаторики.

Адорно - автор ряда музыкальных произведений (песни на слова С. Георге, Г. Траюш, О. Кокошки, Г. Хайма, Б. Брехта; камерная музыка, сочинения для оркестра и хора). Был музыкальным консультантом Т. Манна в его работе над романом «Доктор Фаустус». Свойственные A. стремление к максимальной концентрации изложения и афористическая лаконичность стиля сложились под влиянием австрийского писателя и публициста К. Крауса.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 205-206.


Вернуться на главную страницу Адорно

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС