Айнсворт Мэри Динсмор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Айнсворт Мэри Динсмор

р. 1913

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Мэри Динсмор Айнсворт

Айнсворт (Ainsworth) Мэри Динсмор (род. 1913) — американский психолог, специалист по проблемам психологии развития и клинической психологии. Биография. Окончила Торонтский университет (бакалавр, 1935; магистр, 1936), в 1939 году защитила докторскую диссертацию по философии. Во время Второй мировой войны служила консультантом по отбору персонала Канадского женского военного корпуса (1942-1945), вышла в отставку в чине майора; в 1945-1946 годы работала суперинтендантом по реабилитации женщин Департамента по делам ветеранов в Оттаве. С 1945 по 1950 год — ассистент профессора и научный сотрудник Института детства Торонтского университета; с 1950 по 1954 годы — старший психолог-исследователь Тавистокской клиники в Лондоне; в 1954-1955 годы работала в Уганде старшим научным сотрудником Колледжа Макрер; с 1956 года — лектор, с 1958 года — адъюнкт-профессор, с 1963 г. — профессор психологии Университета Джона Хопкинса; с 1975 г. профессор психологии Вирджинского университета. Исследования. Выступила с критикой фрейдистской трактовки детства как оральной фазы психосексуального развития, характеризующейся наличием диффузных импульсов либидо и пассивного, нарциссического отношения ребенка к окружающему миру. Показала, что у детей есть вполне определенное поведение в ответ на ситуацию, в которой они развиваются, прежде всего в ответ на действия матери. Так, включившись в исследовательский проект Дж. Боулби, который работал в клинике Тависток в Лондоне, обратилась к проблеме детской привязанности (Research strategy in the study of motherhild separation // Courier de la Centre International de I'Enfancs. 1954,4 (with J. Bowlby)). Несколько позже, при работе в Уганде, собрала обширный материал о влиянии разлуки с матерью как на поведение ребенка, так и на его социализацию в целом (Infancy in Uganda: Infant Care and the Growth of Love. Johns Hopkins University Press, 1967). На основе полученных данных к 1970 году разработала концепцию привязанности, которую трактовала как базис для формирования у ребенка уверенности. В дальнейшем данная концепция была отработана в строго фиксируемых экспериментальных условиях, когда проводились регистрация и анализ поведения ребенка в ответ на уход матери или няни в непривычной ситуации. При этом были описаны различные формы исследовательского и коммуникативного поведения ребенка (улыбки, плач, контакт, избегание, исследование, и т. д.) и разработана типология по преобладанию той или иной формы поведения. Так, она выделила и описала надежную привязанность, тревожную привязанность и индифферентную привязанность. Надежная, или безопасная, привязанность формируется у детей, воспитывающихся в семье при высоком уровне психической активности младенца и адекватном поведении матери (поддержка его инициативы), а также при эмоциональной подстройке друг к другу матери и ребенка в процессе взаимодействия. Ее критериями являются: огорчение ребенка после ухода матери, быстрое его успокоение при ее появлении, спокойное взаимодействие с посторонними в присутствии матери, особенности взглядов, улыбок, вокализаций, обращенных к матери в ситуации игры, инициативность ребенка при общении с окружающими и игрушками. Тревожная, или тревожно-амбивалентная, привязанность формируется в условиях семейного воспитания при непоследовательном поведении матери, ее тревоге по поводу различных инициатив ребенка или его соматического здоровья. Критерии: крайняя выраженность тревоги ребенка после ухода матери, плач, истерика, которые не прекращаются и после ее прихода, иногда проявление агрессивности к матери, отказ от общения с посторонними взрослыми или его кратковременность, с периодами повторного плача и тревоги даже на руках матери. Индифферентная, избегающе-небезопасная, привязанность формируется при несогласованных взаимодействиях матери с ребенком, при неумении взрослого поддержать инициативу ребенка и его излишней инициативе, отсутствии эмоционально положительного отклика на действия ребенка, при преобладании запретительных форм воспитания. Критерии: безразличное отношение ребенка к уходу матери, отсутствие страха перед посторонними взрослыми, низкий уровень инициативного и ответного поведения как взрослого, так и ребенка.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 18-19.


Сочинения:

Psychodiagnostic assessment of a child after prolonged separation in early childhood // British Journal of Medical Psychology. 1952, 25,169-201 (with M. Boston); Measuring Security in Personal Adjustment. World Books, 1958 (with L. H. Ainsworth); Child Care and the Growth of Love. Baltimore: Penguin Books, 1965 (with J. Bowlby); Infant attachment, with some preventive and clinical implications. Dialogue. 1983, 6, 41-49; Patterns of infant- mother attachments; Antecedents and effects on development // Bulletin of the New York Academy of Medicine. 1985, 61. 771-791; Attachment beyond infancy // American Psychologist. 1989, 44, 709—716; An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991, 46, 333-341 (with J. Bowlby).

Литература:

M. Д. Айнсворт // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крейн У, Боулби и Эйнсуорт о человеческой привязанности // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 1; Римашевская Н. В., Кремнева Л. Ф. Психическое развитие детей раннего возраста при нарушениях материнского поведения // Журнал неврологии и психиатрии. 2003. № 2. Т. 103.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС