Акбар
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Акбар

1542-1605

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Джалал уд-дин Мухаммад Акбар

Акбар - император (великий могол) Индостана, из последней мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов, царствовавшей с 1526 г., назывался собственно Джель-аль-еддин Мохаммед, родился 14 окт. 1542 г. в Амаркоте, в долине Инда, и был сыном императора Гумайуна. Едва достигнув 13-и летнего возраста, он унаследовал трон своего отца (15 февраля 1556 г.), управляя сперва под опекой своего визиря, туркмена Берам-Хана. Вскоре однако ж А. взял сам железной рукой бразды правления, покорил бунтовщиков, к которым принадлежал его собственный брат Гаким (1579) и в продолжительных войнах распространил свою власть на весь северный Индостан, включительно с Кашмиром, Гузератом и землями Инда. В то же время он направил все свои усилия к укреплению внутреннего могущества, организации управления расширенных владений и действительно привел их в такое цветущее состояние, какого не было никогда, ни до, ни после. Первым его делом было примирить и заставить слиться воедино разнородные элементы народонаселения, для чего он одинаково доброжелательно относился к индусам и мохаммеданам, и даже персам и христианам разрешил свободное исповедание их религий. Кроме того он ознаменовал себя как поощритель земледелия и торговли, которую завязал даже с Европейцами, и как друг наук и искусств. Историю его царствования, а равно и результаты всех по его побуждению предпринятых исследований собрал и описал его знаменитый визирь и друг Абул-Фасл (ум. 1602) в "Akbarnameh", третья часть которой, под заглавием "Ayini-Akbari" переведена Глядвином с персидского на английский язык (3 т., Калькутта, 1783 - 1786; Лондон 1800). А. умер 1605 г.; близ деревни Сикандра, недалеко от Агры, которую он сделал своей резиденцией, воздвигнут ему роскошный надгробный памятник. Ему наследовал сын его Седим, с прозвищем Джигангир. Ср. Неймана "Geschichte des engl. Reichsin Asien" (2 т., Лейпциг, 1857 г.); Ф. Ноер, "Kaiser А". (Лейден, 1881 г.).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Акбар Джелаль-ад-дин (1542-1605) - правитель Могольской империи в Индии с 1556 года. Упрочил власть Могольской династии и расширил путем завоеваний пределы государства так, что они охватывали территорию от Балха на Севере до реки Годавари на Юге (включая Кашмир и нынешний Афганистан) и от моря на Западе до моря на Востоке. Династическими браками Акбар укрепил связи с раджпутскими княжествами, конница раджпутов стала основой армии Акбара. В борьбе с сепаратизмом крупных феодалов провел ряд мер, ограничивших самовластие крупных джагирдаров, предпринял в 1574 году попытку ликвидировать систему джагиров и вместо раздачи земли крупным военачальникам выплачивать им жалованье из казны, а сбор налога со всех земель поручить государственным чиновникам. Эта политика Акбара вызывала сопротивление мусульманских феодалов-джагирдаров. Стремясь достичь согласия между своими подданными в религиозной сфере, Акбар, в отличие от предыдущих мусульманских правителей, стал выдвигать индусов на важные государственные посты. Акбар ввел новую религию "дин-и илахи" ("божественную веру"), являвшуюся эклектической смесью верований и обрядов, почерпнутых в основном из ислама, индуизма, парсизма и джайнизма. Главой новой религии признавался Акбар, соединивший в своем лице светскую и религиозную власть. Последователи этой веры пользовались благоволением Акбара, а после его смерти стали небольшой религиозной сектой. Акбар был выдающимся государственным деятелем, любознательным (хотя и неграмотным) человеком, обладавшим блестящей памятью, смелым, способным военачальником.

К. А. Антонова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: Антонова К. A., Очерки обществ. отношений и политич. строй Могольской Индии времен Акбара (1556-1605 гг.), М., 1952; Smith V. A., Akbar, the Great Mogul, Oxf., 1917.


Акбар Джалал уд-дин Мухаммад Акбар (15.11.1542–25.11.1605) — третий император из династии Великих Моголов (с 1556), сын императора Хумаюна и Хамиды Бану Бегам, дочери первого из афганских ханов. Родился во время скитаний по Синду своего свергнутого с престола отца, первые годы жизни провел у дяди. В историографии, начиная с мемуаров его сына Джахангира, сложилась традиция считать А. Д., несмотря на его феноменальную память и общепризнанно высокий интеллект, неграмотным: некоторые исследователи сомневаются в данной версии, считая, что либо Джахангир намеренно оклеветал отца, либо имел в виду недостаток его классического образования и неспособность к каллиграфии; другие предполагают у Акбара дислексию, третьи полагают, что версия о «неграмотности» А. возникла в соответствии с его фольклорным образом царя — святого и мудреца, постигающего истину не из книг, а мистическим путем.

Реформы Акбара

 А. Д. осуществил ряд реформ, призванных создать сильное централизованное государство: разбил империю на провинции во главе с наместниками, которым подчинялся административно-налоговый и судебный аппарат, ввел единую для всей империи систему мер и весов, а также календарь, основанный на новейших достижениях астрономии, в том числе на таблицах Улугбека. Несмотря на протесты придворных-мусульман, А. Д. назначил своим диваном (министром финансов) купца-индуса Тодара Мала, по инициативе которого были проведены земельный кадастр и перевод натурального поземельного налога в денежную форму, что способствовало развитию товарно-денежных отношений в империи. А. Д. установил «табель о рангах», согласно которому каждому феодалу, держателю военного лена (джагира), присваивался определенный военный ранг (мансаб), обозначавшийся цифрами — от 20 до 10 тыс. (ранг принцев крови и первых эмиров) — формально эти цифры обозначали количество всадников, которых данный феодал должен был содержать на средства от своего лена и приводить в императорское войско под своей командой. Реально же звание, которое присваивалось феодалу (зат) было меньше, чем соответствовавшее ему количество воинов (савар). А. Д. унифицировал и упорядочил денежное обращение в стране, создав целую сеть монетных дворов. Покровительствуя торговле и ремеслам, он отменил целый ряд пошлин с купцов и ремесленников.

Религиозная политика

 Наибольшую славу принесла А. Д. его религиозная политика, запечатлевшая его в исторической памяти индийцев как мудрого и справедливого государя. А. Д. осуществил ряд мер, призванных убедить его индусских подданных в том, что власть Моголов больше не является ни чужеземной, ни иноверной. Вопреки всем установлениям исламского права, он отменил налог с немусульман — джизию. Впервые в истории всего средневекового мира А. Д. отказался делить религии на «истинную» и «ложную», а подданных и вообще людей — на «истинно верующих» и «неверных». Целью политики государства было объявлено не благо мусульман, а «мир для всех». А. Д. объявил полную свободу вероисповедания и запретил насильственное обращение в любую религию; при дворе стали отмечаться на равных индусские и мусульманские праздники. В учрежденном им «Доме молитв», своеобразном дискуссионном клубе, в присутствии императора ученые и священнослужители различных религий обсуждали проблемы бытия и веры. Эти диспуты, часто перераставшие в ссоры и драки, навеки отвратили А. Д., по свидетельству Абу-л Фазла, от формальной религии с ее догматизмом и схоластикой, склонили его к обществу «просвещенных философов». Участвуя в диспутах, «просвещенные философы» отстаивали рационализм, критическое отношение к религиозным догмам и свободомыслие. Одним из интересных экспериментов А. Д. и «просвещенных философов» стала так называемая «дин-и иллахи» («божественная вера») — попытка создать учение, объединяющее все известные в ту пору индийской религии. Последователи «божественной веры» составили элитарное сообщество, члены которого обязались верить в единого бога-абсолюта и отречься от «догматической веры отцов», противостоять религиозному фанатизму, изучать естественные науки, историю и философию в противовес богословию и религиозной догматике, относиться с уважением к последователям всех религий, избегать полигамии и детских браков. А. Д. покровительствовал искусствам, особенно миниатюрной живописи: пригласив мастеров из Ирана и местных художников, индусов и мусульман, он положил начало школе могольской книжной миниатюры. При дворе А. Д. учредил «Палату переводов», в которой литературные, философские и научные сочинения индусов переводились на понятный всем образованным мусульманам персидский язык.

Реформы А. Д. и его религиозная политика не могли не восприниматься враждебно высшим мусульманским духовенством и крупными феодалами-мусульманами, которые открыто обвиняли императора в отступничестве от ислама, устраивали заговоры и восстания, восстановили против А. Д. любимого сына-наследника Джахангира и спровоцировали убийство его верного сподвижника Абу-л Фазла Аллами, что, по мнению современников, ускорило смерть А. В государственной идеологии современной Индии А. Д. входит в ряд национальных героев; народная память хранит о нем множество легенд и анекдотов, которые популярны и в наши дни.

Е. Ю. Ванина.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 209-210.


Литература:

Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб, Алетейя, 2003; Антонова К. А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556–1605). М.: Издательство Академии наук СССР, 1952; Ванина Е. Ю. Идеи и общества в Индии XVI–XVIII вв. М.: Восточная литература, 1993; Abu-l Fazl Allami. Ain-i Akbari. Vols. I (tr. by H. Blochmann), II& III (tr. by H. S. Jarrett). Delhi: Munshiram Manoharlal, reprint, 1977–1978; Abu-l Fazl Allami. Akbar Nama. Tr. by H. Beveridge. Vol. I–III. Delhi: Ess Publications, 1979; Akbar and the Jesuits: an Account of the Jesuit missions to the Court of Akbar. Tr. by Pierre du Jarric. London: Curzon Press, 1996; Akbar and His India. Ed. by Irfan Habib. Delhi: Oxford University Press, 1997, 1997; Badauni Abd al-Qadir. Muntakhab ut-tawarikh. Vol. I–II. Tr. by G. S. A. Ranking. Vol. III. Tr. by W. Haig. Calcutta: Bibliotheca Indica, 1898–1900; Eraly A. Emperors of the Peacock Throne. The Saga of the Great Mughals. London: Penguin Books, 1997; Mukhia H. The Mughals of India. Malden US — Oxford UK: Blackwell Publishing, 2004; Richards John F. The Mughal Empire. The New Cambridge History of India. Delhi: Foundation Books, Cambridge University Press, 2000; Streusand D. S. The Formation of the Mughal Empire. Delhi: Oxford University Press, 1989.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС