> XPOHOC > БИОГРАФИИ > АБ  > АВ  > АГ  > АД  >  АЛ  >  АМ  >  АН  >  АП  >  АР  >  АС  >
ссылка на XPOHOC

Аквилонов Евгений Петрович, протопресвитер

1862—1911

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Аквилонов Евгений Петрович, протопресвитер (1862—1911), православный богослов, участник монархического движения. Родился в семье тамбовского кафедрального протоиерея. Пойдя по стопам своего отца, окончил Тамбовскую духовную семинарию, а вслед за тем и С.-Петербургскую Духовную академию в числе магистрантов (1886). Следующие 24 года посвятил преподаванию в С.-Петербургской духовной академии православной апологетики.

В 1896 Аквилонов принимает священнический сан и получает назначение служить в церкви Знамения Божией Матери в С.-Петербурге. В 1903 он переводится в военное ведомство и становится настоятелем церкви лейб-гвардии Кавалергардского Ее Величества Императрицы Марии Федоровны полка.

Отдаваясь всецело богословской науке, Аквилонов всегда искал для себя как для ученого трудные задачи. Одной из таких задач — учению о Церкви — он посвятил свою магистерскую диссертацию «Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования» (1899); другой — доказательству бытия Божия — докторскую «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия» (1905).

Будучи искренним патриотом-монархистом, он был близок к Союзу русского народа и Русскому собранию и, по всей видимости, состоял в них членом. Известно, что 21 нояб. 1905 о. Аквилонов произнес в собрании членов Союза русского народа доклад на тему «Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям» (изданный затем отдельным изданием в 1906), а по случаю 40-го дня после кончины св. прав. Иоанна Кронштадтского говорил речь «Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении Слова Божия».

Сохранилось воспоминание одного священника об отношении о. Аквилонова к св. Николаю II, царю-страстотерпцу. На очередном военном смотре о. Аквилонов говорил ему: «Смотрите не пропустите момента, когда его Величество войдет и штандарты склонятся к его стопам! Минута трогательная! Спазмы схватывают горло, и слеза просится на глаза!».

Вместе со всеми верноподданными государя, о. Аквилонов радовался в 1904 появлению на свет Божий наследника престола, св. Алексия, цесаревича-страстотерпца, и отозвался на это событие своеобразным сказанием «К рождению Государя Наследника» (1904).

Занятия богословием о. Аквилонова, ярко выраженная апологетическая направленность его трудов нередко способствовали и его отклику на темы, напрямую связанные с политикой. Не мало работ о. Аквилонова связано с еврейским вопросом, как напр.: «Рабы Рима и Талмуда во II в. по Р. Х. и раввин Меир» (ряд статей из журн. «Странник» за 1889), «О сионизме. Ответ на “Открытое письмо” д-ра Гордона к проф. И. Г. Троицкому» (1905), «Иудейский вопрос. О невозможности предоставления полноправия русским гражданам из иудейского народа» (1907).

Будучи военным священником, о. Аквилонов не мог не отвечать на социалистическую и либеральную пропаганду, постоянно ведшуюся в войсках всевозможными «освободителями», что и было исполнением им своего гражданско-патриотического долга. Им были написаны прямые, глубокие и вдохновенные охранительные работы против разрушителей империи, а именно: «Отповедь полкового священника на “Солдатскую памятку Российской социал-демократической партии”» (1905), «Об истинной свободе и нравственном долге» (1905), «Христианство и современные события» (1905), «Против думской отрыжки» (1907).

Огромное количество всевозможных «религиозно-философских мнений и суждений» в среде интеллигенции «серебряного века», расходившейся с учением Православной церкви, находили в о. Акавилонове мудрого обличителя. Так против учений Л. Н. Толстого им была написана книга «О Божестве Господа Нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения. (Богословские размышления по поводу лжеучения гр. Л. Н. Толстого)» (1901). Он с честью выдержал многолетнюю полемику по вопросу о службе панихид над иноверцами (ст.: «Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?» (1905), «О недозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам: Ответ троим оппонентам» (1906), «Последний ответ г. А. Д-ву» (1907), «Разгневанному возражателю: О панихидах над иноверцами» (1907)), стойко защищая невозможность православному духовенству совершать церковные моления над усопшими иноверцами. Столь же последовательно разъяснялось им строго церковное толкование заповеди «Не убий» (ст.: «Ответ на ст. г-на В. И. «”Библия и смертная казнь”» (1906), «”Не убий” по современному толкованию и по библейскому учению» (1906)).

Будучи ученым апологетом и церковным пастырем, о. Аквилонов всю свою жизнь находился в состоянии борьбы со злом неправомыслия и духовным невежеством, будь то юридические теории в богословии или проповедь социал-демократических взглядов в армии, полемика по еврейскому вопросу, споры о восстановлении патриаршества или непозволительности служения панихид по иноверцам. Пожалуй, трудно указать на ту область человеческой жизни и церковного учения, которой бы не касался пастырь. Всюду о. Аквилонов находил православное решение этих проблем и своим писательским талантом апологета давал возможность правильно мыслить и др.

За свою кипучую научную и пастырскую деятельность о. Аквилонов получил чуть ли не все возможные тогда отличия и от церковных, и от светских властей. Он был ординарным профессором и доктором богословия С.-Петербургской духовной академии, имел митру и палицу, а также наперсный золотой крест из Кабинета Его Величества. В 1910 он был назначен протопресвитером Военного и Морского духовенства, т. е. главой всего духовенства армии и флота Российской империи. Его любили и сослуживцы и паства, «его живые речи и поучения на современные темы, будучи глубокомысленными по существу, благодаря прекрасной дикции и мощному голосу, захватывали внимание слушателей, а величавая осанка и представительная внешность дополняли впечатление». По словам одного его сотрудника по военному ведомству, он «был живым олицетворением мощи физической и умственной, великан духа, несокрушимый, по-видимому, носитель внутренней энергии и духовных способностей».

Смолин М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Сочинения:

«На рубеже двух заветов. Библ.-ист. очерки. Из ветхозаветной теократической жизни непосредственно пред появлением в мире христианства» (1888); «Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику» (1894): «Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о Ней как о Теле Христовом» (1894), «Введение в круг богословских наук» (1898); «О Божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством» (1904); «Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования» (Изд. 2-е, испр. и доп. 1904); «О физико-телеологическом доказательстве Бытия Божия» (1905); «Христианство и современные события» (1905); «О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества» (1905); «Церковь Христова в деле нашего спасения: О двух путях к решению вопроса» (1905); «Тайна Богочеловечества и ее значение для современной жизни» (1910); «О Спасителе и о спасении». (Изд. 3-е, испр. и доп. 1910); « “Чти отца твоего и матерь твою…”: Объяснение 5-й заповеди Закона Божия» (1911); «Бессмертие» (1912).

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС