Аквилонов Евгений Петрович, протопресвитер |
|
1862—1911 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИРЕЛИГИИ МИРАЭТНОНИМЫСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Аквилонов Евгений Петрович, протопресвитер (1862—1911), православный богослов, участник монархического движения. Родился в семье тамбовского кафедрального протоиерея. Пойдя по стопам своего отца, окончил Тамбовскую духовную семинарию, а вслед за тем и С.-Петербургскую Духовную академию в числе магистрантов (1886). Следующие 24 года посвятил преподаванию в С.-Петербургской духовной академии православной апологетики. В 1896 Аквилонов принимает священнический сан и получает назначение служить в церкви Знамения Божией Матери в С.-Петербурге. В 1903 он переводится в военное ведомство и становится настоятелем церкви лейб-гвардии Кавалергардского Ее Величества Императрицы Марии Федоровны полка. Отдаваясь всецело богословской науке, Аквилонов всегда искал для себя как для ученого трудные задачи. Одной из таких задач — учению о Церкви — он посвятил свою магистерскую диссертацию «Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования» (1899); другой — доказательству бытия Божия — докторскую «О физико-телеологическом доказательстве бытия Божия» (1905). Будучи искренним патриотом-монархистом, он был близок к Союзу русского народа и Русскому собранию и, по всей видимости, состоял в них членом. Известно, что 21 нояб. 1905 о. Аквилонов произнес в собрании членов Союза русского народа доклад на тему «Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям» (изданный затем отдельным изданием в 1906), а по случаю 40-го дня после кончины св. прав. Иоанна Кронштадтского говорил речь «Мысли о. Иоанна Кронштадтского о воспитательном значении Слова Божия». Сохранилось воспоминание одного священника об отношении о. Аквилонова к св. Николаю II, царю-страстотерпцу. На очередном военном смотре о. Аквилонов говорил ему: «Смотрите не пропустите момента, когда его Величество войдет и штандарты склонятся к его стопам! Минута трогательная! Спазмы схватывают горло, и слеза просится на глаза!». Вместе со всеми верноподданными государя, о. Аквилонов радовался в 1904 появлению на свет Божий наследника престола, св. Алексия, цесаревича-страстотерпца, и отозвался на это событие своеобразным сказанием «К рождению Государя Наследника» (1904). Занятия богословием о. Аквилонова, ярко выраженная апологетическая направленность его трудов нередко способствовали и его отклику на темы, напрямую связанные с политикой. Не мало работ о. Аквилонова связано с еврейским вопросом, как напр.: «Рабы Рима и Талмуда во II в. по Р. Х. и раввин Меир» (ряд статей из журн. «Странник» за 1889), «О сионизме. Ответ на “Открытое письмо” д-ра Гордона к проф. И. Г. Троицкому» (1905), «Иудейский вопрос. О невозможности предоставления полноправия русским гражданам из иудейского народа» (1907). Будучи военным священником, о. Аквилонов не мог не отвечать на социалистическую и либеральную пропаганду, постоянно ведшуюся в войсках всевозможными «освободителями», что и было исполнением им своего гражданско-патриотического долга. Им были написаны прямые, глубокие и вдохновенные охранительные работы против разрушителей империи, а именно: «Отповедь полкового священника на “Солдатскую памятку Российской социал-демократической партии”» (1905), «Об истинной свободе и нравственном долге» (1905), «Христианство и современные события» (1905), «Против думской отрыжки» (1907). Огромное количество всевозможных «религиозно-философских мнений и суждений» в среде интеллигенции «серебряного века», расходившейся с учением Православной церкви, находили в о. Акавилонове мудрого обличителя. Так против учений Л. Н. Толстого им была написана книга «О Божестве Господа Нашего Иисуса Христа и о средствах нашего спасения. (Богословские размышления по поводу лжеучения гр. Л. Н. Толстого)» (1901). Он с честью выдержал многолетнюю полемику по вопросу о службе панихид над иноверцами (ст.: «Следует ли православному духовенству служить панихиды над иноверцами?» (1905), «О недозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам: Ответ троим оппонентам» (1906), «Последний ответ г. А. Д-ву» (1907), «Разгневанному возражателю: О панихидах над иноверцами» (1907)), стойко защищая невозможность православному духовенству совершать церковные моления над усопшими иноверцами. Столь же последовательно разъяснялось им строго церковное толкование заповеди «Не убий» (ст.: «Ответ на ст. г-на В. И. «”Библия и смертная казнь”» (1906), «”Не убий” по современному толкованию и по библейскому учению» (1906)). Будучи ученым апологетом и церковным пастырем, о. Аквилонов всю свою жизнь находился в состоянии борьбы со злом неправомыслия и духовным невежеством, будь то юридические теории в богословии или проповедь социал-демократических взглядов в армии, полемика по еврейскому вопросу, споры о восстановлении патриаршества или непозволительности служения панихид по иноверцам. Пожалуй, трудно указать на ту область человеческой жизни и церковного учения, которой бы не касался пастырь. Всюду о. Аквилонов находил православное решение этих проблем и своим писательским талантом апологета давал возможность правильно мыслить и др. За свою кипучую научную и пастырскую деятельность о. Аквилонов получил чуть ли не все возможные тогда отличия и от церковных, и от светских властей. Он был ординарным профессором и доктором богословия С.-Петербургской духовной академии, имел митру и палицу, а также наперсный золотой крест из Кабинета Его Величества. В 1910 он был назначен протопресвитером Военного и Морского духовенства, т. е. главой всего духовенства армии и флота Российской империи. Его любили и сослуживцы и паства, «его живые речи и поучения на современные темы, будучи глубокомысленными по существу, благодаря прекрасной дикции и мощному голосу, захватывали внимание слушателей, а величавая осанка и представительная внешность дополняли впечатление». По словам одного его сотрудника по военному ведомству, он «был живым олицетворением мощи физической и умственной, великан духа, несокрушимый, по-видимому, носитель внутренней энергии и духовных способностей». Смолин М. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:«На рубеже двух заветов. Библ.-ист. очерки. Из ветхозаветной теократической жизни непосредственно пред появлением в мире христианства» (1888); «Научно-богословское самооправдание христианства. Введение в православно-христианскую апологетику» (1894): «Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о Ней как о Теле Христовом» (1894), «Введение в круг богословских наук» (1898); «О Божественности христианства и превосходстве его над буддизмом и мохаммеданством» (1904); «Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования» (Изд. 2-е, испр. и доп. 1904); «О физико-телеологическом доказательстве Бытия Божия» (1905); «Христианство и современные события» (1905); «О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества» (1905); «Церковь Христова в деле нашего спасения: О двух путях к решению вопроса» (1905); «Тайна Богочеловечества и ее значение для современной жизни» (1910); «О Спасителе и о спасении». (Изд. 3-е, испр. и доп. 1910); « “Чти отца твоего и матерь твою…”: Объяснение 5-й заповеди Закона Божия» (1911); «Бессмертие» (1912). Здесь читайте:Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|