Александр III Македонский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Александр III Македонский

356-323 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр III Македонский

Александр Македонский в битве при Иссе. Мозаика II века до н.э.

Александр Македонский (356–323 до н. э.) — знаменитый полководец и государственный деятель; сын македонского царя Филиппа II и его жены Олимпиады. Филипп рано стал приобщать сына к государственным делам. Отправившись в поход против Византии, он оставил 16-летнего сына управлять государством, а в битве при Херонее А. командовал конницей, решившей исход сражения. Смерть Филиппа (336 до н. э.) поставила А. в тяжелое положение. Событие вызвало в Греции взрыв энтузиазма, но с поразившей греков быстротой македонская армия оказалась в сердце Эллады. Едва успев справиться с проблемами в Греции, А. был вынужден срочно отправляться на север против восставших фракийцев и иллирийцев. Долгое отсутствие А. породило слухи о его гибели. В Фивах был осажден македонский гарнизон, началась подготовка к войне с Афинами. Но А. стремительным маршем повел армию на выручку своего гарнизона, Фивы были взяты и полностью разрушены. Весной 334 до н. э. А. переправляется через Геллеспонт и вступает на земли Азии. Численно армия А. намного уступала персидскому войску, но была великолепно подготовлена, обучена и вооружена. Основу боевого построения составляла македонская фаланга, большую роль в походе сыграла конница. Помимо собственно воинов, в армии хорошо были организованы снабжение, разведка, служба связи.

Персидская держава имела также финансовое преимущество. Персы не оказали сопротивление высадке войска А. Первое сражение произошло у р. Граник, впадавшей в Мраморное море, где военные силы сатрапов пытались остановить врага. Стремительный удар македонской конницы, которую вел сам царь, принес полную победу и открыл путь в Малую Азию. Двигаясь на юг вдоль побережья, А. занимал один за другим древнегреческие города, изгоняя олигархов и восстанавливая демократический строй, городам даровалась свобода и автономия. Эта политика определялась не только панэллинскими лозунгами похода, но и тактическими соображениями: персы обычно опирались на олигархов, тем самым демократы становились сторонниками А. Летом 333 греко-македонская армия прошла Киликию и вступила в Сев. Сирию, где находились основные силы персов во главе с царем Дарием. Осенью 333 произошло второе сражение — у Исса, в котором А. одержал победу. Персидской армией командовал сам царь Дарий III, который обратился в бегство, а вслед за ним и вся армия. А. захватил огромную добычу и пленных, среди которых оказалась семья Дария — его жена и две дочери. Через несколько дней в Дамаске была захвачена воинская казна персов. Двигаясь далее на юг, А. прошел вдоль побережья Сирии и Финикии. Взяв после осады самый большой город Палестины — Газу, А. двинулся в Египет. Египет доброжелательно встретил А., видя в нем освободителя от власти персов. Подчеркивая свое уважение к египетской религии, А. совершил путешествие в оазис Сива в Ливийской пустыне к оракулу Амона, приравниваемому греками к Зевсу, египетские жрецы назвали А. сыном Амона. В Египте в устье Нила А. заложил новый город и назвал его своим именем. А. внес существенные изменения в управление Египтом, разделив единоличную власть сатрапа. Весной 331 армия А. покинула Египет, направилась на восток и беспрепятственно перешла через Евфрат и Тигр. Между тем царь Дарий, готовясь к решительному сражению, собрал в Месопотамии огромные силы. 1 октября 331 до н. э. произошла битва при Гавгамелах — одно из самых крупных сражений древности, в которой персы были разгромлены.

После Гавгамел А. направился в самое сердце державы Ахеменидов. Первым пал Вавилон, жители которого торжественно встретили победителя, далее были захвачены Сузы и Персеполь. В руках А. оказались огромные средства, столетиями собиравшиеся персидскими царями. Дарий III в это время находился в столице Мидии Экбатанах. Он рассчитывал собрать новую армию, используя ресурсы еще не затронутых войнами восточных сатрапий, но в персидском лагере созрел заговор, Дарий III был убит, и его смерть была воспринята многими как окончание войны. Повод к этому дал сам А., который распустил войска, присланные греческими городами по условиям Коринфского договора. Но А. не считал войну законченной, а хотел завершить ее, поставив под свой контроль еще не завоеванные земли державы Ахеменидов. Вступление македонской армии на территорию восточных сатрапий резко изменило характер войны. Если раньше население захватываемых территорий, за редким исключением, равнодушно смотрело на смену господина, то теперь началась настоящая война против завоевателей, в которую включились широкие народные массы. Ко времени завоевания восточных сатрапий относится первое открытое проявление недовольства в среде командного состава армии, связанное с так называемой ориенталистской политикой А., его сближением с местной знатью. Перемены происходят и в образе жизни А.: он стал носить персидскую одежду, перенимал придворный церемониал Ахеменидов. Оппозиция вышла из среды старой македонской знати, которая с враждой смотрела на трансформацию власти своего царя, превращавшегося в восточного деспота. Весной 327 до н. э. начался Индийский поход А., который продолжался более двух лет и завершился подчинением обширных территорий вдоль Инда. Перейдя Инд, А. вторгся в земли царя Таксилы и встретил здесь дружеский прием, но правитель соседнего царства Пор оказал сопротивление. Дальнейшее продвижение по Пенджабу проходило в обстановке опасностей и постоянного напряжения, в котором местные племена держали армию завоевателей, что вынудило А. повернуть назад: он вернулся к притоку Инда Гидаспу, проплыл по нему до Инда и спустился к Индийскому океану.

По возвращении перед А. встала сложная задача — организация управления огромной державой, возникшей в результате завоевания. Он стремился укрепить единство государства, сгладить противоречия между завоевателями и побежденными. Отсюда —  так называемая политика слияния народов, которая нашла яркое выражение в свадьбе в Сузах, когда в один день пышно отпраздновали бракосочетание 10 тыс. воинов— греков и македонцев с местными девушками. А. привлекал местную знать к управлению государством. Эти и ряд других фактов позволили некоторым ученым видеть в нем провозвестника «братства народов». Однако его деятельность свидетельствует о другом — о стремлении расширить свою социальную базу, слить персов и македонцев, особенно их знать. Реальной опорой власти А. некоторые антиковеды считают армию, этнический состав которой за годы похода значительно изменился за счет местного населения, в том числе среднеазиатского. Среди организации управления немаловажная роль принадлежала основанным городам. А. готовился к походу в Аравию, строил новый флот, но в разгар приготовлений умер (10 июня 323 до н. э.), заболев лихорадкой (по другой версии, был отравлен).

Грандиозность походов А., масштабы его завоеваний произвели на современников огромное впечатление и в течение многих веков волновали умы и сердца людей. В античной историографии сложились три основных направления в оценке его деятельности: апологетическое, сторонники которого превозносили подвиги и доблесть А., его благородство, великодушие; негативное, последователи которого видели в А. тирана, восточного деспота, жестокого и несправедливого; третье направление связывают с философской школой перипатетиков (учеников Аристотеля), которые положительно оценивают деятельность А. в первые годы, когда он следовал советам своего учителя, но пишут о порче нрава царя по мере роста его власти. А. становится героем не только исторических, но и литературных произведений. Уже в эллинистическую эпоху в Египте возникает чисто литературная традиция, мало связанная с реальной деятельностью — роман Псевдокаллисфена. Образ А. вплетается в фольклор самых разных народов — Средней Азии и Китая, Исландии и Индии, он претерпевает фантастические изменения в легендах и сказаниях Запада и Востока. Оценка деятельности А. не может быть однозначной. Это был, несомненно, великий полководец и крупный государственный деятель. Но греко-македонская армия несла опустошения, рабство и смерть, во время похода разрушались города и села, гибли люди, стирались с лица земли целые племена. В своей державе, превосходившей размерами Персидское государство, А. силой оружия объединил самые различные страны и народы: культурные греческие полисы и сохранившую еще пережитки первобытнообщинного строя Македонию, долину Нила и Месопотамию с их тысячелетней культурой и кочевые племена Восточного Ирана. Эта держава не имела единой экономической базы и представляла собой чисто военное объединение. Македонское завоевание свелось главным образом к захвату крупных городов, важных в стратегическом отношении опорных пунктов и дорог. Государство, возникшее на развалинах персидской державы, во многом ее напоминало. Но в условиях жизни, особенно отдаленных от центров областей, не произошло коренных изменений. Вместе с тем и во время похода, и уже после него на восток хлынул поток греков и македонцев, которые здесь осели. Некоторые из основанных А. городов становятся центрами политической и экономической жизни. В результате похода раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые пути сообщений, расширилось судоходство — все это способствовало развитию экономики, торговых связей. Поход принес новые знания в области географии, биологии, этнографии и др. Он знаменовал начало нового этапа в истории Вост. Средиземноморья, который характеризуется сложными и противоречивыми процессами взаимодействия греко-македонских и местных начал — эпохи эллинизма.

Л. П. Маринович.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 253-256.

Литература:

Грин П. Александр Македонский. Царь четырех сторон света. М., 2003; Костюхин Е. А. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. М., 1972; Маринович Л. П. Время Александра Македонского // Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982; Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М., 1950; Роджерс Г. М. Александр Македонский. Философ, царь и воин. М., 2006; Ртвеладзе Э. Александр Македонский в Бактрии и Согдиане. Ташкент, 2002; Фуллер Д. Военное искусство Александра Великого. М., 2003; Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1984; Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л. 1988.


Вернуться на главную страницу Александра Македонского

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС