Анаксагор
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Анаксагор

500-428 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Анаксагор

 

Рожанский И.Д.

Анаксагора следует отнести к материалистической линии в истории философии

Анаксагор - одна из центральных фигур греческой философии V века до н. э. Будучи уроженцем ионийских Клазомен, он воспринял традиции ранней греческой науки, зародившейся в торговых центрах малоазийского побережья и прежде всего в Милете. Эти традиции были им перенесены в Афины, достигшие в то время высшей точки своего политического и экономического могущества. Напомним, что это был век Перикла, «золотой век» афинской рабовладельческой демократии. С именами Эсхила, Софокла, Фидия связано установление культурной гегемонии Афин, которая прочно удерживается этим городом по крайней мере в течение двух последующих столетий.

Мы ничего не знаем о науке и философии в Афинах до середины V века до н. э. Ранее там появлялись государственные деятели, законодатели, полководцы, но не было ученых. Анаксагор был первым, кто приобщил бурно развивавшуюся общественную жизнь Афин к ионийской учености и таким образом явился основоположником афинской философской школы. В этом состоит его величайшая культурно-историческая заслуга.

Философская генеалогия Анаксагора восходит, как мы уже сказали, к космологам милетской школы. Этим обстоятельством были во многом определены дух и структура его собственного учения. Последнее, однако, отнюдь не сводилось к простому развитию элементов, усвоенных у ионийских мыслителей. Философская система Анаксагора формировалась под перекрестным влиянием основных научных веяний той примечательной эпохи.

Правда, он остался чужд религиозно-философским тенденциям, процветавшим в Италии и Сицилии, выразителями которых явились пифагорейцы (и отчасти Эмпедокл), но он испытал глубокое воздействие идей Парменида и Зенона, существенно повлиявших на постановку его собственных проблем. Несомненна также близость физических воззрений Анаксагора к ранней атомистике; в сущности, учение Анаксагора о материи может рассматриваться как вариант и одновременно как альтернатива атомистической концепции Левкиппа - Демокрита.

Этим, однако, нисколько не умаляется глубина и оригинальность построений Анаксагора; отчасти, может быть, именно благодаря этой оригинальности учение Клазоменца не привело к созданию длительной философской традиции, подобной традициям атомистики, платонизма или перипатетической школы.

Тем не менее фигура Анаксагора - как мыслителя и как чело века - привлекала к себе неизменное внимание последующих поколений. Наряду с Эмпедоклом и Демокритом Анаксагор принадлежит к числу тех «физиков», на которых больше всего ссылается Аристотель в своих сочинениях - часто одобряя его взгляды, но еще чаще подвергая их критике. Еще до этого против Анаксагора резко выступает Платон (в «Федоне»), противопоставляя его естественнонаучному методу телеологическое рассмотрение явлений природы. Детальный разбор теории материи Анаксагора с позиций атомизма мы находим в знаменитой поэме Лукреция.

В эпоху крушения античной культуры идеологи христианской церкви категорически отвергают учение Анаксагора, объявляя его самого безбожником. В средние века о нем забывают. Имя философа из Клазомен вновь всплывает в эпоху Возрождения, в связи с усилением интереса к материалистическим философским школам прошлого. В конце XVII века Пьер Бейль полемизирует в своем «Словаре» с Анаксагором - так, как если бы тот был его живым современником. Концепция Разума как устроителя Вселенной и учение о «гомеомериях» — вот два фокуса, вокруг которых развертывается полемика в связи с Анаксагором в историко-философской литературе Нового времени. Характерно, что эта полемика ведется в основном по линии борьбы материализма с идеализмом. Философы-материалисты обращают основное внимание на проблему «гомеомерий», т. е. на анаксагоровское учение о материи, усматривая в последнем наиболее ценный вклад Анаксагора в развитие философской и естественнонаучной мысли.

Наоборот, идеалисты ухватываются прежде всего за Разум («нус»); так, Гегель объявил Клазоменца первым провозвестником идеи абсолютного духа. С другой стороны, Гёте вывел Анаксагора и Фалеса во второй части «Фауста» в качестве представителей двух противоположных воззрений (плутонического и нептунического) на действие сил природы. Все это, впрочем, имело мало отношения к историческому Анаксагору.

И все-таки, учитывая всю условность применения к ранним греческим мыслителям наших теперешних классификационных оценок, Анаксагора следует отнести к материалистической линии в истории философии - к «линии Демокрита». Такой точки зрения придерживается, с небольшими оговорками, большинство советских исследователей античности. «Во всяком случае преобладающая тенденция учения Анаксагора - материалистическая», — писал недавно В. Ф. Асмус (1965, стр. 74). Беря эту точку зрения в качестве исходного пункта, мы поставили перед собой задачу, на основе анализа всех имеющихся в нашем распоряжении источников, обрисовать воззрения «физичнейшего из физиков», как называли Анаксагора в эпоху поздней античности.

Цитируется по изд.: Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972, с. 5-6.

Вернуться на главную страницу Анаксагора

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС