> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЧЕРНОСОТЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Андроник (Никольский)

1870-1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Андроник (в миру Никольский Владимир Александрович), свмч., архиепископ Пермский и Соликамский (1.08.1870—7[20].06.1918), духовный писатель, участник монархического движения, почетный председатель Новгородского и Пермского отделов Союза Русского Народа (СРН).

Родился в семье диакона Ярославской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской Духовной семинарии, по окончании которой поступил в Московскую Духовную академию, на 2 курсе в день своего рождения, 1 авг., был пострижен в монашество с именем Андроник. По окончании Академии в 1895 рукоположен во иеромонаха и назначен помощником инспектора Кутаисской Духовной семинарии. Через год иеромонах Андроник был назначен преподавателем, а затем инспектором Ардонской Александровской миссионерской семинарии. В 1897—99 — член Духовной миссии в Японии. По возвращении на родину назначен в 1900 ректором Уфимской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 5 нояб. 1906 хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником просветителя Японии святителя Николая (Касаткина). В июле 1907 уволен на покой. Но уже в окт. командирован в Холм для замещения еп. Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной Думы. А 14 марта 1908 назначен епископом Тихвинским, первым викарием Новгородской епархии. В это сложное время, когда только начали затихать революционные страсти, владыка принял активное участие в общественной деятельности, став почетным председателем Новгородского отдела СРН. Но самая главная его заслуга перед монархическим движением состояла в том, что он издал брошюру «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только защитил патриотов от необоснованных нападок, но и обосновал с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии. Владыка обличал лживость либералов, которые голосили о «черносотенном терроре», заявляя, что СРН «дал первый отпрыск тогда, когда все русское изгонялось из России. Народ решил отстоять свое достояние от внутренних врагов и не уступал даже перед насмешками, угрозами и избиениями со стороны красносотенцев. Теперь вполне определилось, что убитых и избитых за верность Царю и народу во много раз больше, чем красносотенцев, потерпевших от народного, вполне законного и естественного гнева». Еп. Андроник рассматривал патриотическое движение как общественно-политическую силу, призванную охранить вековые духовные, государственные и национальные традиции русского народа, а не только как борцов с революцией: «Русский Народ, объединяющийся в Союз, и ставит своею целью сохранить то, что нам досталось от великих наших предков, передавших нам величайшую в мире страну и что за последние два века так существенно было затемнено ворвавшимся к нам европеизмом». Как выдающийся деятель монархического движения еп. Андроник был приглашен на Съезд Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт.1909 («Восторговский» съезд), но служебные обязанности помешали владыке прибыть. Сожалея об этом, он направил в адрес съезда телеграмму, в которой писал: «Могу лишь ограничиться самыми святыми пожеланиями всему высокопатриотическому съезду. Да пребудет над всем его делом Вседержавный Покров Царицы Небесной, так дивно спасавшей нашу святую Русь во все прежние годины лихолетий и бед, на нее находивших. Да исполнит она мудрости и бодрости всех мужественных исповедников Российской Святыни — Православной веры, собравшихся ныне в Первопрестольной Москве, окормляемой ее небесными Святителями, и поднесь от лет древних почивающими своими нетленными телами в храме Пречистой. И под натиском жидовской революции оставшиеся верными святой Руси и русской народности Русские люди отстояли ту и другую. А теперь развернувшееся русское родное знамя да соберет под свою державную сень родную землю, как один человек. Да просветится Русская страна».

В марте 1913 еп. Андроник получил самостоятельную кафедру, был назначен епископом Омским и Павлодарским, а через год его перевели в Пермь. Современный автор его жития (иеромонах Дамаскин) пишет: «На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный св. Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные — обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве». Владыка внимательно относился к общественным настроениям во вверенной ему епархии, пытаясь отвратить народ от пагубы безбожия. В 1916 его усилиями в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма. Еп. Андроник был противником Г. Е. Распутина, под впечатлением слухов о его похождениях, с прискорбием наблюдая, что слухи эти множатся, он решил открыть глаза Государю. В 1916 во время визита в Ставку после богослужения он просил Царя поговорить наедине. Государь согласился, и владыка стал убеждать Царя, что Распутин — личность недостойная, повторяя распространяемые газетами сплетни о его распутстве. Видя, что еп. Андроник говорит искренно, действительно болеет за судьбу отечества, а не преследует какие-то иные цели, Государь не стал его прерывать, молча выслушал и сказал: «До свидания, владыка, советую вам не верить всякому вздору».

С тяжелым сердцем принял владыка известие об отречении Николая II от престола. Обращаясь к верующим с проповедью, он сказал: «Не стало у нас Царя… Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели бесчестные царские слуги». Владыка призывал русский народ к молитве и покаянию, ибо только «тогда минует разруха жизни, минует опасность для Отечества, и Господь, как нашим предкам, изведет нам мужа мудра и добра». В 1917—18 еп. Андроник участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, на котором был избран одним из шести заместителей членов Св. Синода. В н. 1918 он был возведен в сан архиепископа. По окончании Собора владыка вернулся в Пермь, где уже начались бесчинства большевиков. В годину лютых гонений на Православие владыка мужественно восстал против беззаконников, недаром его прозвали «огнь пылающий». Весной в местных газетах началась травля архиеп. Андроника, у него был произведен обыск. Тучи сгущались, близкие, в страхе за жизнь владыки, уговаривали его скрыться. Но он отказался, заявив, что не оставит паству и готов умереть за Христа. Ожидая ареста, владыка чувствовал себя совершенно спокойно, он ежедневно исповедовался и приобщался Св. Таин и светлое настроение не покидало его. На случай своего ареста он оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям г. Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев». 4 июня 1918 чекисты арестовали архиеп. Андроника. Весьма символично, что накануне чекисты арестовали и расстреляли в лесу председателя пермского отдела СРН. Долго перевозили владыку из Перми в Мотовилиху и обратно, боясь народного гнева. Наконец, в ночь на 7 июня чекисты вывезли архиепископа в окрестности Перми и заставили его рыть себе могилу. Убийцы требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений, угрожая в противном случае закопать в землю живым. Владыка отказался, он не боялся их сатанинской злобы. Незадолго до своего ареста владыка, вразумляя одного священника, сказал пророческие слова: «Может быть, меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет с своим возвращением к Богу. Ободряйте всех и примиряйте озлобленных с жизнию, вливайте в них начала светлой жизни по Евангелию Христа… Воскреснет Душа народная, воскреснет и тело ее — наша здоровая государственность».

Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в авг. 2000.

Степанов А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Сочинения:

Миссионерский путь в Японию. Казань, 1899; Миссионерский год в Японии. (Из дневника). Вып. 1—2. Уфа, 1904; Беседы о Союзе Русского Народа. Старая Русса, 1909; Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл Царского Самодержавия. Старая Русса, 1909; Размышления епископа // Голос церкви. 1913. Февр.—апр.; М., 1913; Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915; Наша церковно-народная жизнь как она есть. (Размышления епископа после путешествия по епархии). Изд. 2-е. Пермь, 1916; О Церкви из России / Сост. В. Королев. Фрязино, 1997.

Литература:

Агафонов П. Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник. Пермь, 1995; Антоний (Храповицкий). Слово при пострижении студента МДА Владимира Никольского (Андроника) // Полн. собр. соч. Изд. 2-е. Т. 1. СПб, 1911; Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и матер. к ним. Кн. 2. Тверь, 1996; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917—56. Биогр. словарь. Т. 1: А—К. М., 1997; Нечаев М. Г. Страсти по Андронику: жизнеоп. и подвиг новомученика. Пермь, 1996.

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Россия в первые годы XX века  (хронологическая таблица).

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС