Аристотель
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аристотель

384-322 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Аристотель

В то время как в Академии господствовал идеализм Платона, в Ликее царил реализм Аристотеля. Аристотель, вначале находившийся под сильным влиянием Платона, впоследствии отошёл от своего учителя и пошёл собственным путём. Философская концепция Аристотеля складывалась в иных социально- политических условиях и выражала взгляды других социальных групп.

Аристотель (384—322 гг.) происходил из города Стагира («Стагирит»), колонии Андроса на Халкидском полуострове, по соседству с Македонией. Отец его Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III, отца Филиппа II. Семнадцати лет Аристотель прибыл в Афины.и вступил в Академию Платона. В 343 г. он был приглашён воспитателем, к молодому наследнику македонского престола Александру и пробыл в Македонии около восьми лет. По возвращении в Афины Аристотель, занялся преподавательской и научной, работой. Он преподавал в афинской гимнасии, Ликее, посвященной Аполлону Лицейскому. После смерти Александра Македонского, когда Афины стали центром антимакедонского движения, Аристотелю пришлось бежать в город Халкиду на Эвбее, где он вскоре и умер.

Аристотель известен как человек исключительно широкого образования. Он был в полном смысле энциклопедистом, будучи одинаково сведущ в философии, математике, истории и в особенности в естественных науках: физике, зоологии, физиологии, ботанике и медицине. Философия Аристотеля есть прежде всего натурфилософия. Наибольшее влияние на мировоззрение Аристотеля оказали Демокрит и Платон.

Аристотелевская натурфилософия представляет стройную систему, хорошо продуманную в целом и частях, связанную одной мыслью. Исходной точкой естественнонаучных занятий Аристотеля была медицина или, вернее, физиология, трактующая о рождении, развитии и смерти организма. Усиленные занятия физиологией приучили Аристотеля смотреть на все явления природы, социальной и индивидуальной жизни, как на органический процесс, на процесс становления.

Жизнь, по Аристотелю, есть стремление материи к оформлению, т. е. к выявлению заложенной в ней идеи движения и силы (дюнамис). Форма является общим началом, организующим и одухотворяющим мёртвую материю, рассеянную в природе. Сама же форма в своём бытии предопределяется заложенной в каждом существе целью (телос), раскрывающейся в движении. Так, в семени растения предопределена вся возможность развития растения или форма растения. С точки зрения Аристотеля форма и материя неотделимы друг от друга, и это не абстрактные понятия, а две различные стороны единого жизненного и натурального процесса. В этом состоит коренное различие между идеалистической философией Платона и реалистической концепцией Аристотеля. Следовательно, нет никакого мира идей, существующих самих по себе, вне реальной материи. В этом пункте Аристотель приближается к материалистической точке зрения.

Жизнь вселенной есть стремление принять известную заложенную в ней форму. Так, цветок, например, стремится принять максимально совершенную форму цветка, дерево — форму дерева, человек — форму человека и т. д. Стремление к чему-либо, однако, не есть ещё достижение этого стремления. Идеальное сочетание формы и содержания представляет скорее исключение, нежели правило, осуществляясь лишь в произведениях искусства, истинный смысл которых как раз и состоит в дополнении, расширении и углублении действительного мира, а не в голом его копировании.

Начальным моментом всякого жизненного процесса является толчок (импульс), получаемый вещью извне, приводящий в движение силы, заложенные в данной вещи. Первоначальный же импульс, приведший в движение весь мир, исходит от творческого разума (нус), который определяется Аристотелем в различных сочетаниях различно: как «мышление мышления», «чистое мышление», «актуальность», «принцип всякого движения», «божество». Весь остальной процесс, создающий миропорядок, совершается естественным путём как закономерная цепь причин и следствий.

Без движения не существует ни времени, ни пространства, ни материи, как и вообще не существует мира и жизни. Жизнь и мир—это движение. Учение о движении составляет самую сильную и интересную часть натурфилософии Аристотеля, хотя и содержащую немало противоречий, парадоксов и ошибок.

Завершением натурфилософской системы Аристотеля является его учение о методах мышления, или логика. Исходной точкой логики, по Аристотелю, служит опыт, от которого путём индукции отвлекаются принципы. Принципы получаются из опыта путём индукции, а из принципов путём логических операций нашего ума — умозаключений и силлогизмов — делаются частные выводы. Учение о силлогизмах составляет главное содержание «Органона», специального исследования в четырёх книгах, посвящённого вопросам логики и методологии. В последующее время, в особенности в средневековой Европе, «Органон» (органон—инструмент, в данной связи инструмент логического мышления) был самой популярной, читаемой и изучаемой книгой Аристотеля. На нём покоилась вся средневековая схоластика.

Социальным вопросам Аристотель посвятил специальный трактат «Политика» (326 г.). Этот трактат был написан на основе монографических исследований конституций отдельных греческих полисов в их историческом развитии. Самим Аристотелем и его учениками было составлено 158 таких исследований конституций отдельных греческих государств (политий). Образцом этого рода произведений является «Афинская по- лития» самого Аристотеля, ставшая известной только в 1893 г.

В то время как Платон занимался конструкцией идеальной политии, пригодной для всех времён и народов, внимание Аристотеля было направлено на исследование социальных условий, при которых возникает и исчезает тот или иной политический строй. Платон, исследовавший идеальное государство вообще, полагает Аристотель, впадал в грубую методологическую ошибку, не учитывая конкретных исторических условий, при которых существует данное общество. Одна и та же форма правления может быть и хорошей и плохой в зависимости от обстоятельств и от людей, которые стоят во главе государства. Абсолютно наилучшего государства не существует. Речь может идти только о более или менее совершенном строе, что опять-таки зависит от конкретных условий, при которых возникают и исчезают различные политические формы.

Самое же число политических форм Аристотель считает величиной данной и неизменной. Он различает формы правильные и неправильные. К правильным формам относятся: 1) монархия, 2) аристократия и 3) полития. Каждой из них соответствует неправильная форма как следствие нарушения необходимых условий. Монархия вырождается в деспотию или тиранию, аристократия—в олигархию, а полития—в демократию (господство черни). Критерием отличия правильных форм от неправильных является общее благо. Одной из самых интересных глав «Политики», вообще очень богатой мыслями, является глава о государственных переворотах и революциях, где Аристотель высказывает много глубоких и тонких суждений.

Исходя из своей социально-философской концепции, Аристотель наилучшим строем для Афин считал политию, т. е. умеренную демократию.

Под конец своей жизни Аристотель подобно Платону нарисовал проект идеального государства, пригодного для большинства обществ вне зависимости от конкретных индивидуальных качеств. Проект идеального государства Аристотеля во многом повторяет «Законы» Платона. Так же, как и у Платона, идеальное общество (полития) Аристотеля состоит из двух неравноценных и неравноправных социальных слоев — избранных полноправных граждан и массы бесправных рабов и низших (трудовых) слоев свободного населения.

Сила и значение Аристотеля как мыслителя заключаются не в его политических идеалах и симпатиях, а в его историческом и диалектическом методе. «Древние греческие философы были все прирожденными, стихийными диалектиками, и Аристотель, самая универсальная голова среди них, исследовал уже существеннейшие формы диалектического мышления» 1 —  так характеризует Аристотеля Энгельс. «Что же касается диалектики, то до сих пор она была исследована более или менее точным образом лишь двумя мыслителями: Аристотелем и Гегелем»  2.

Ленин ставил в заслугу Аристотелю две вещи: 1) способность мыслить диалектически и 2) беспредельную веру в силу разума и мысли. «Прехарактерно вообще везде, passim (повсюду), живые зачатки и запросы диалектики... Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания» 3.

Ленин указывал и на слабые стороны Аристотеля: наивность некоторых его положений, противоречия в определениях, социальные предрассудки, богословские уклоны и пр. Вместе с тем Ленин отмечал большие искажения, допущенные комментаторами Аристотеля, стремившимися превратить Аристотеля-реалиста в схоласта и идеалиста. «Логика Аристотеля, — говорит он, — есть запрос, искание, подход к логике Гегеля,—а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике), сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» 4.

После Аристотеля осталась целая школа его учеников, так называемых перипатетиков. Это название школа получила, видимо, оттого, что Аристотель во время преподавания и чтения лекций обыкновенно не сидел, а ходил взад и вперёд («перипатейн» значит ходить кругом, прогуливаться). Среди перипатетиков было два направления — естественнонаучное и философское. Во главе первого стояли ученики и продолжатели Аристотеля — Феофраст и Дикеарх. Помимо специальных работ Феофраст и Дикеарх занимались составлением проектов «наилучших государственных порядков». Наилучшей политической формой в их глазах являлась смешанная полития, совмещающая элементы монархии, аристократии и демократии. Естественнонаучная школа Аристотеля дала ряд блестящих учёных — физиков, естественников и математиков.

Другая ветвь перипатетиков отклонилась в сторону идеализма и мистицизма, подготовляя тем самым почву для христианства.

Значение Аристотеля в дальнейшем развитии философии весьма велико. Особенно много Аристотелем занимались в средние века, переводили его труды на латинский язык и с, совершенно исказив, однако, истинный смысл его учения, восстановленный только классиками марксизма-ленинизма.

Примечания

1. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1945, стр. 20.

2. Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 24.

3. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, стр. 304.

4. Там же.

Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948, с. 330-334.


Вернуться на главную страницу Аристотеля

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС