Арон Реймон
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Арон Реймон

1905—1983

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Реймон Арон

Арон (Aron) Раймон Клод Фердинанд (1905-1983) - французский философ, политический теоретик и социолог. Родился в Париже, учился в Эколь Нормаль, где у него завязались дружеские отношения с Ж.-П. Сартром. В период с 1930 по 1933 А. находится на стажировке в Германии, где знакомится с немецким неокантианством, феноменологией и понимающей социологией, а также с тревогой наблюдает за подъемом нацизма. После возвращения во Францию А. публикует очерк «Совр. немецкая социология» (1935)? значительная часть которого была уделена рассмотрению социологических идей М. Вебера, работы которого оказали на А. серьезное теоретическое и мировоззренческое влияние. В 1933-1934 преподает в Гавре, сменив на должности преподавателя Ж.-П. Сартра. В 1934-1938 работает секретарем Центра общественной документации Эколь Нормаль. В 1938 публикует докторскую диссертацию «Введение в философию истории». В этой работе А., опираясь в первую очередь на историческую герменевтику В. Дильтея, понимающую социологию Г. Зиммеля и М. Вебера и идеи Баденской школы неокантианства, разработал свою модель «критической философии истории» (Философия истории), заложив тем самым основу для развития этого направления философской мысли в послевоенной Франции.

После оккупации Франции в июле 1940 эмигрирует в Англию, вступает в ряды движения Сопротивления и редактирует главный печатный орган Сопротивления - журнал "La France Libre». После освобождения в 1944 А. возвращается во Францию и продолжает заниматься политической публицистикой, выступая в роли политического обозревателя в ведущих периодических изданиях Франции - газетах «Combat» (1946-1947) и «Le Figaro» (1947-1977), а также в журнале «L'Express» (1977- 1983). В 1955 публикует нашумевшую книгу «Опиум интеллектуалов», в которой он подвергает резкой критике западных левых, прежде всего фр. интеллектуалов и их идеологические пристрастия, а также критически рассматривает «великие мифы», владеющие умами левой интеллигенции, главными среди которых являются миф «левых» как «прогрессивно мыслящей» части общества, миф «пролетариата» как коллективного субъекта социального освобождения и «миф революции» как «локомотива истории». Критический разбор этих мифов приводит А. к размышлениям о культе Истории, о социальной категории интеллектуалов и их роли в совр. обществе.

В 1950-е гг. А. возвращается к академической карьере; с 1955 по 1968 он занимает пост профессора в Сорбонне. Этот период отмечен целым рядом публикаций и выступлений, поставивших А. в ряд социологов и политических теоретиков Запада «первой величины». В работе «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе» (1962) А. подверг разностороннему анализу западное и советское общество как две разновидности совр. индустриального общества. В работе «Борьба классов» (1964) А. проанализировал социально-классовую структуру совр. общества в его западном и советском вариантах, а в работе «Демократия и тоталитаризм» (1966) исследовал политическую организацию совр. обществ, своеобразие которой видел в преобладании многопартийных конституционно-плюралистических режимов на Западе и монополизирующего политическую власть «партийного государства» - в странах советского блока. С этим «троекнижием», представляющим собой исчерпывающий анализ структуры и диалектики развития совр. обществ с социологической т. зр., соотносится работа А. «Этапы развития социологической мысли» (1967), в которой он прослеживает развитие западной теоретической социологии 18 - перв. пол. 20 в. на примере работ ее крупнейших представителей.

В 1962 А. выпускает в свет свой opus magnum по теории международных отношений - «Мир и война между народами». К этой работе тематически примыкает трактат «Клаузевиц: философ войны» (1976), в которой А. анализирует идеи великого прусского военного теоретика и их влияние на стратегическое мышление в совр. эпоху. Одновременно А. продолжает выступать в амплуа политического аналитика и публициста. Критика левой интеллигенции и ее «властителей дум» была продолжена А. в работе «От одного святого семейства к другому» (1969), в которой он критикует различные версии Неомарксизма, бывшие в моде во Франции в 1950-1960-х годах и построенные на сочетании философии марксизма с идеями, заимствованными из экзистенциализма, феноменологии, Неогегельянства и структурализма, а также в книге «Разочарование в прогрессе» (1969). В ней А. подверг тщательному исследованию и развернутой критике прогрессистское мировоззрение, объединяющее интеллектуалов левой и леволиберальной ориентации, а также его теоретическую основу - проект Просвещения как программу создания универсальной цивилизации свободных и равных людей. Выводы, к которым приходит А. в этих и целом ряде других работ 1960-1970-х гг., отмечены печатью пессимизма. Согласно А., диалектика развития совр. индустриального общества состоит в том, что чем больше общество овладевает, при помощи науки и техники, природой, тем меньше становится его власть над своей собственной судьбой. Это противоречие, заключенное в самом понятии прогресса, А. изображает в виде определяющей антиномии совр. общества, моментами которой являются три диалектики - равенства, социализации и универсализации. В основе «диалектики равенства» лежит противоречие между эгалитарным идеалом и иерархической структурой индустриального общества, требующей подчинения всех членов общества единой рациональности в интересах повышения производительности общественного труда. «Диалектика социализации» движима противоречием между стремлением личности к всесторонней реализации своих способностей и выполняемой ею в обществе предписанной социальной ролью. Наконец, «диалектика универсализации» определяется противоречием между тенденцией к объединению мира, продиктованной научно-техническим прогрессом и развитием мировой экономики, и «тысячелетними обычаями» народов мира, воплощенными в их культурах, ценностных системах и поведенческих установках.

В 1970 А. становится профессором Коллеж де Франс, где он читает лекции до 1978. В этот период выходят его работы «Имперская республика США в мире: 1945- 1972» (1972), «В защиту упадочной Европы» (1977) > а также сборник интервью «Пристрастный зритель» (1981), данных А. французским журналистам и сочетающий жанр автобиографии с «авторским» рассказом и оценкой главнейших событий политической истории 20 века. Незадолго до смерти А. публикует «Мемуары» (1983), в которых он подводит итог своим многолетним размышлениям над политическим и социальным опытом 20 века; выход в свет этой книги еще раз подтвердил репутацию А. как одного из ведущих политических и социальных теоретиков совр. эпохи.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 210-212.

Сочинения: Имперская республика США в мире: 1945-1972. М., 1973; Демократия и тоталитаризм. М., 1993; История и диалектика насилия. М., 1993; Мнимый марксизм. М., 1993; Основные этапы развития социологической мысли. М., 1993; Избранное: Введение в философию истории. М.-СПб., 2000; Мир и война между народами. М., 2000; Мемуары: 50 лет размышлений о политике. М., 2002; Избранное: Измерение исторического сознания. М., 2004; Эссе о свободах. М., 2005; Пристрастный зритель. М., 2006; История XX века: Антология. М., 2007; La sociologie allemande contemporaine. P., 1935; Introduction a la philosophie d l'histoire. P., 1938; L'Homme contra les tyrans. P., 1945; Les Guerres en chaine. P., 1951; L'Opium des Intellectuels. P., 1955; Dix-huit Lemons sur la societe industrielle. P., 1962; La Lutte des Classes. P., 1964; Trois Essays sur l'age industriel. P., 1966; La Revolution in- trouvable. P., 1968; Les Desillusions du progres. P., 1969; Etudes politiques. P., 1972; Penser la guerre, Clausewits. T. I—II. P., 1976; Plaidoyer pour 1'Europe decadente. P., 1977; Sur Clausewitz. Bruxelles, 1987.


Вернуться на главную страницу Арона

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС