|
|
Арро Владимир Константинович |
р. 1932 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Константинович Арро
Арро Владимир Константинович [2.8.1932, Ленинград] — драматург, прозаик. Родился в семье журналиста и библиотекаря. «Мы жили на улице Гоголя, в том доме, где теперь расположился театр "Приют комедианта"» (Автобиография. С.48). В 1941 году перенес первые тяжести блокады, смерть отца и брата, был эвакуирован с матерью на Урал. Творческий путь начинает как детский писатель. «Для стилистических и языковых экспериментов детская литература давала немало возможностей. Все это увлекло меня, и я остался в "детских писателях" на полтора десятка лет» (Автобиография. С.49). За это время Арро было написано около 15 книг прозы. Первая книга — «Когда гремели залпы» (1964). Среди др. — «Бананы и лимоны» (1972), «Вот моя деревня» (1973), «Веселая дорога» (1975), «Старый барабанщик» (1980) и т.д. В 1955 году окончил филологический факультет (отделение русского языка и литературы) Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена. Преподавал в сельской школе, служил в армии. По возвращении работал в городских учебных учреждениях. В 1960 году стал самым молодым в Ленинграде директором школы рабочей молодежи. Тогда же вступил в КПСС. На Высших литературных курсах при Литературном институте посещал семинар В. Розова. Был сотрудником научно-исследовательского института Академии педагогических наук, писал диссертацию о внешкольном образовании взрослых. На этом в 1966 году и закончилась его преподавательская карьера: «...по-настоящему меня волновала и влекла другая рукопись — сборник рассказов и повестей, который затем вышел в Лениздате под названием "Белые терема"» (1968) (Автобиография. С.49). Несколько лет Арро сотрудничал с журналом «Костер», работал на городском радио, заведовал отделом публицистики журнала «Аврора». Ездил в командировки. В это время путевой рассказ сделался его излюбленным жанром («Веселая дорога» и др.). В конце 1960-х обратился к драматургии («Высшая мера», 1967; «Сад», 1979; «Смотрите, кто пришел», 1981; «Пять романсов в старом доме», 1981; «Колея», 1985 и др.). Арро принято причислять к направлению драматургии «новой волны» (вместе с Л. Петрушевской, В. Славкиным, А. Гельманом, Л. Разумовской, А. Галиным, А. Казанцевым, С. Золотниковым и др.), восходящей к традиции русской социально-психологической драмы, разработанной А.Вампиловым (другое название — «поствампиловцы»). Арро: «...Драматурги... додумались, что противоречивость в обществе и человеке вещь естественная и животворная, и сделали ее основой драматургического конфликта... дрогнула цельность "положительного" героя, да и "отрицательный"-то вдруг оказался сложнее, чем думалось... противоречивость прошла по всем линиям быта и бытия, все перемешалось и получилось — как в жизни, как у живых людей...» (Литературная газета 1987. 7 янв.). В пьесах Арро чувствуется тоска по цельной личности, утерянной гармонии, обыкновенному человеческому счастью, тревога о больном обществе, в котором распадаются связи между людьми: «...что, и это все?.. Жизнь кончена?.. А где же семья? Где дом, чтобы теплый, с живыми голосами, с приветливыми лицами, с радостью,— где все это?.. Все обрывки какие-то... Немного музыки... Немного любви... Немного материнства... А в целом все расползается» (драма «Колея»). Возникает проблема безответственности поколений друг перед другом: «Мы-то отпустим друг другу грехи, куда денемся... А вот внуки что нам скажут, если все сады поморозим!..» (драма «Сад»). А героиня «Колеи» Нелли так говорит о своих детях: «Порой мне кажется, что мы завели их куда-то, заманили и бросили на полпути». В интервью 1987 Арро отмечал царившую в литературе шестидесятников «двуличность»: «Литература в это время вроде бы боролась и за нравственность, и за честность, и за цельность, но слишком уж часто, особенно драматургия, завершала свой поиск благополучным исходом дела...» (Литературная газета. 1987. 7 янв.). Арро стремится разрушить иллюзию стабильности жизни, в его пьесах редок счастливый конец. Из-за этого он длительное время находился в «черном списке» драматургов, которых почти не ставили, обвиняя в отрыве от жизни, клевете, очернительстве. «Да, добро должно быть в человеке, и общество должно быть великодушным. Но с какой стати... мы должны прощать, потерять память, быть не добрыми, а добренькими, когда нужно хорошенько разозлиться?..» (Литературная газета. 1987. 7 янв.). Арро социален. Проблемы общества волнуют его значительно сильнее проблем индивида — конфликт в пьесах развивается между мировоззрениями, а не между характерами (например, драма «Смотрите, кто пришел!»). Психологии предпочитается идеология. В речевых портретах героев явственны среда, воспитание, род работы. Так, Бородина, директор швейной фабрики, обращаясь по телефону к своему секретарю, говорит: «Проснулся! Индюк вислогубый... Давай! Так, сорочки мужские. По рукавам. Записала. По манжетам... Чего, чего... Личная жизнь рушится, вот чего! Перед давай. Спинку... Воротники...» (комедия «Синее небо, а в нем облака»). Типичный герой Арро — резонер, который самостоятельно излагает свой modus vivendi. Мотивировка поступков действующих лиц кроется в их идейных установках. Герои сконструированы как «образы-проблемы» (Швыдкой М.— С.26). Они вступают в дискуссию с окружающими, что и составляет основу пьес Арро. Драматические идеалы Арро во многом складывались под влиянием пьес Бернарда Шоу, однако герои Арро настолько разобщены, что иногда просто не способны вступить в диалог. Иногда пьеса формируется как непрерывная цепь монологов. У Арро нет однозначно положительных и отрицательных героев: в традициях современной драмы пьесы Арро лишены ярко выраженной авторской оценки. Арро тщательно анализирует конкретный жизненный материал, «добирается до его глубинной структуры, которая своеобразно отражает социальную модель отношений» (Швыдкой М. — С.22), то есть частное приобретает у Арро статус типичного (например, «Смотрите, кто пришел!»). Вслед за Чеховым Арро стремится сосредоточиться на внутреннем мире героев, что дает ему возможность отказаться от «классического» действия с четко очерченной фабулой. У Арро преобладает «внутреннее действие», которое разворачивается неторопливо вследствие того, что важнее самого текста оказывается «подтекст». Главные действующие лица немногочисленны и объединены небольшим, строго определенным пространством (например, комедия «Синее небо, а в нем облака»). Нередко героями становится семья (например, комедия «Пять романсов в старом доме»). Язык пьес прост, «обытовлен» и максимально приближен к разговорному. Пьесы Арро ставили ефремовский МХАТ, Театр драмы им. Вл.Маяковского, ЦТСА, Театр на Малой Бронной, БДТ, Александрийский, Театр комедии им. Н.Акимова, Открытый театр (ныне Ленсовета) и др. Некоторые пьесы Арро были экранизированы («Сад» — «Прости нас, сад» (1988); «Синее небо, а в нем облака» — «Неприкаянный» (1989). М.В. Смирнова Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 107-108.
Иллюстрация Э. Капелюша к драме В. Арро «Колея»
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Когда гремели залпы: рассказы. Л., 1964; Белые терема: повести. Л, 1968; Солнечная сторона улицы: повести, 1969; Волонтеры: документальная повесть // Аврора. 1970. №3; Бананы и лимоны: повесть, Л., 1972; Вот моя деревня: повесть, Л., 1973; Веселая дорога: рассказы, Л., 1975; Старый барабанщик: рассказы, Л., 1980; Прощание с Ветлугиным: пьеса // Одноактные пьесы: сб. М., 1987; Колея: пьесы. Л, 1987; Трагики и комедианты: пьеса // Театр. 1990. №6; Автобиография // Писатели России. Автобиографии современников. М., 1998. С.48-51. Литература:Швыдкой М. Возьмемся за руки, друзья? // Театр. 1983. №7; Сурков Б. Гражданская активность искусства и засилие общих мест // Современная драматургия. 1984. №1; Щербаков К. Цена победы // Современная драматургия. 1985. №1; Золотницкий Д. Сквозные мотивы // Нева. 1985. №8; Кузьмин Е. Гражданственность от сих до сих? (Беседа за рабочим столом) // Литературная газета. 1987. 7 янв.; Вишняков В. Не только о судьбе сада // Труд. 1989. 19 марта; Золотницкий Д. Круглая дата острого драматурга // Невское время. 1992. 1 авг.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |