> XPOHOC > БИОГРАФИИ > АБ  > АВ  > АГ  > АД  >  АЛ  >  АМ  >  АН  >  АП  >  АР  >  АС  >
ссылка на XPOHOC

Авраамий

?-1672

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Авраамий (в миру - Афанасий) (? - 1672) - церковный и общественный деятель, писатель. Один из последовательных сторонников старообрядцев. Постригся в монахи в 1665 году. С 1667 года возглавил старообрядческое движение. Имея в своем распоряжении большую старообрядческую библиотеку, составил сборник материалов "Христианский щит веры против еретического ополчения" (1667-1669), включив в него труды Аввакума, дьякона Федора, И.Неронова, М.Грека, И.Волоцкого и др. В 1670 году арестован, расстрижен и заключен. В своих обращениях к Алексею Михаловичу объяснял неурожай 1670 года, крестьянскую войну 1670-1671 года Божьей карой за неправильные деяния, отступление от традиций православии России. Обвинял и всячески не только Никона, но и самого царя, называя его "нечестивым еретиком", "мучителем и гонителем святых". За свои убеждения и действия против властей был приговорен к смерти и сожжен на Болотной площади в Москве.


Авраамий (в миру Афанасий) — монах-старообрядец, писатель. Происходил из Нижегородской земли. По словам протопопа Аввакума, «юродствовал, “бродил босиком... в одной рубашке и зиму и лето”. Принимал участие в тайном соборе старообрядцев (не позже 1654) совм. с Аввакумом, Спиридоном Потёмкиным, иноком Корнилием и др. В нач. 1660-х гг. жил в моск. доме боярыни Ф. П. Морозовой. После ареста и ссылки Аввакума в Мезень (1665) постригся в одном из сев. монастырей. Весной 1667 вернулся в Москву, где возглавил старообрядч. движение, переписывался с Аввакумом и др. пустозерскими узниками, распространял их “грамотки”. Cамообразованием достиг известности как писатель-полемист. Став хранителем книг и рукописей моск. старообрядч. общины, использовал эти мат-лы при создании сб. «Христ. щит веры против еретического ополчения» (1667— 1669), включив в него соч. Аввакума, дьякона Фёдора, И. Hepoновa, Максима Грека, Иосифа Волоцкого и др., собств. предисловие и статьи. В сб. повествуется о причинах расхода, религ.-догматич. разногласиях старообрядцев и никониан. Страстно полемизировал с никонианамн на моск. площадях и торжищах. Религ. “прениям” посвящено его «Послание к христолюбцу » (1670). Во время ареста (8 февр.1670) при обыске у него были найдены письма Аввакума и др. старообрядцев. На допросах в Чудовом мон. держался твёрдо, но часто ссылался на собств. скудоумие и беспамятство, при этом во время “прений” “посрамил архиереев” Павла, Иоакима и др., за что был избит ими. Расстрижен за отказ принять новые церк. обряды, неподчинение властям и близость к Аввакуму. Несмотря на строгость охраны, наладил связь не только со своими московскими сторонниками, но и пустозерскими узниками. В тюрьме написал “Послание к некоему боголюбцу”, “Вопрос и ответ”, “Послание к боярыне Морозовой”, “Послание к дщери Христовой”. Теме Антихриста и конца мира посвящены трактаты: “О римском отступлении” и “Свидетельства на нынешнее время о летописном предтечи Антихристове”. В челобитной к царю Алексею Михайловичу трактовал неурожай 1670, Крестьянскую войну 1670— 1671 под руководством С. Т. Разина и др. события как Божью кару за отступление церкви от старых обрядов; требовал освобождения Аввакума и его “соузников”, суда над Никоном; называл царя “нечестивым еретиком”, “мучителем и гонителем святых”. В 1672 сожжён на Болотной пл. в Москве».

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия


Авраамий (в миру Афанасий) Смоленский, святой преподобный (сер. XIII (после 1146) — ок. 1219—1224), духовный писатель, проповедник. Родился в Смоленске в богатой благочестивой семье Симеона и Марии, бояр кн. Романа Ростиславича. Имея 12 дочерей и ни одного сына, родители вымолили Авраамия у Бога. Рождение его сопровождалось чудесными явлениями.

Отличался дарованиями, любил петь в храме. Окончил духовное училище, изучив греческий и латынь, святоотеческие труды и жизнеописания святых, которым мечтал подражать. После смерти родителей пожертвовал имущество церкви, облекся в ветхие одежды и стал странником, Христа ради юродивым. От той поры сохранилась пещера Авраамия и остатки посаженного им дуба. Принял иночество в Успенском монастыре в местности Селище (ныне с. Богородицкое), в 6 км от Смоленска. Более четверти века руководил работой переписчиков в монастырском скриптории, освоил искусство иконографии и гимнографии, писал духовные стихи. Рукоположен во иеромонаха епископом Смоленским Игнатием при кн. Мстиславе (Старом). Через 5 лет продолжил аскетические подвиги в Крестовоздвиженском монастыре Смоленска. Ежедневно совершая литургию, украсил обитель иконами собственного письма («Страшный Суд», «Мытарства небесные» и др.). Прославился вдохновенными проповедями на эсхатологические темы, послушать которые стекался весь город. Обличения пьянства вызвали раздражение в среде духовенства, а необычность всего облика Авраамия привела к обвинениям в чтении апокрифических книг и ереси (гностицизме). На суде в присутствии епископа и князя Авраамий опроверг все обвинения, но противники добились его заточения в Успенском монастыре. Последовали губительная засуха и эпидемия, воспринятые многими как Божий гнев за неправедный суд. Бедствия прекратились по молитвам Авраамия. Вскоре он был назначен архимандритом новоучрежденного в Смоленске Ризоположенского монастыря, в котором настоятельствовал до конца своих дней, постоянно призывая братий к покаянию и памятованию Страшного Суда. Преставился ок. 1219—24, память 21 авг./ 3 сент., вместе с учеником и дееписателем прп. Ефремом Смоленским (+ после 1237). Оба святые канонизированы на Макарьевском Соборе в 1549. Мощи их почивают под спудом в Успенском монастыре, спрятанные во время польского нашествия в 1611. По мнению С. Шевырева, Авраамий является автором «Слова о Небесных силах, ради чего был сотворен человек».

Никитин В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Литература:

Редков Н. Н. Преподобный Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом. Опыт историко-литературного исследования. Смоленск, 1909;

Розанов С. П. Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912.

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС