Досмамбет Азаулы
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Досмамбет Азаулы

1490-1530

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Досмамбет Азаулы

Досмамбет Азаулы (Азовский) (1490 - 1530) – один из основоположников ногайской поэзии, общий для казахов и ногайцев йыравшы (жырау), полководец и батыр.

Вместе со староногайскими поэтами Сыбрай жырау (XV в.), Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шал-Кийиз Тиленши улы (1465 - 1560), Казы Туган Суьйиниш улы (XV в.) вошел в историю, как основоположник народного эпоса, фольклора и поэзии казахского, ногайского и киргизского народов. Именно ими были сложены прекрасные дастаны «Идегей», «Коблайды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз» и многие другие, ставшие классикой ногайской литературы. Точными датами, местом рождения и смерти Досмамбета жырау историки не располагают. По мнению одних он родился и умер в древнем Азаке. По мнению других он родился в 1493 году и погиб в 1523 году под Астраханью.

Великий поэт и воин жил в эпоху формирования казахского народа как нации, принадлежал к военной знати Малой Ногайской Орды. Родившись в богатой семье, он получил отличное для своего времени образование, знал несколько языков и с юных лет входил в различные дипломатические миссии. Благодаря этому Досмамбет объездил весь Дешт-и-Кипшак - огромный регион, простиравшийся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш, населенный ногайцами, татарами, башкирами, казахами и кумыками. <…> Объединив вокруг себя храбрых воинов, он возглавил большой отряд конников и получил статус паши. Позже, уже в новом ранге, ему довелось неоднократно посещать Стамбул и Бахчисарай, участвовать в военных походах и битвах на стороне Крымского, Ногайского, Казахского и Казанских ханств. Достоверных сведений, подтверждающих проживание Досмамбета в Азаке конца XV - начала XVI веков, не имеется, но большинство историков считают его азовчанином, судя по многим стихам самого поэта. Например:

Начинаются все реки с одинаковых ручьев,

В чем Стамбулу уступает стольный город мой Азов?

Чем я хуже ханских деток? Тем, что мой отец — не хан?

Разве я плохой наездник? В чем, скажите, мой изъян?

(Перевод А. Ануфриева)

Почему именно стольный? Азовская крепость, самая северная точка Османской империи, была столицей Азакского санджака (военно-административной единицы), резиденцией двухбунчужного паши, центром взаимоотношений турок и ногаев. По описаниям путешественников XVII века город был похож на старый султанский дворец в Стамбуле. За бесчисленные военные подвиги и удачные дипломатические миссии, прекрасные песни и поэмы Досмамбета в народе стали называть Досмамбет Азаулы, т.е. Досмамбет Азовский. О нем складывали легенды, его песни передавались из уст в уста людьми разных национальностей. Естественно, в каждом переводе были свои изъяны и свои сильные стороны. <…>

Впервые собрать, записать и издать поэмы и песни Досмамбета удалось только в 1883 году известным исследователем и историком Магомедом Апенди Османовым. Творчество ногайского поэта, в числе других его современников, было представлено в сборнике «Ногайские и кумыкские стихи», вышедшем в Петербурге в 1883 году. «Поэзия погибшего воина» - так принято в народе говорить о творчестве Досмамбета Азаулы. В начале 1930-х годов ногайский просветитель Абдул-хамид Джанибеков впервые в советское время издал стихи староногайских поэтов в сборнике «Поэзия аула». В 1970-е годы ногайский ученый Ашим Сикалиев начал публиковать произведения этих поэтов. В те же годы вышла антология ногайской поэзии, куда частично вошли стихи всех дореволюционных поэтов. Ашим Сикалиев, работавший над исследованием творчества староногайских поэтов, в своих трудах впервые приводит легенду о поэте, которая была записана еще в прошлом веке. Досмамбет, возвращаясь ночью в Азов, на подступах к городу сталкивается с неприятельскими войсками. Тут же разворачивается битва. Досмамбет убивает неприятельского воина, в котором впоследствии узнает собственного сына. Этой трагедии посвящены многие стихи Досмамбета Азаулы. Сам же Досмамбет в одной из битв с турецкими аскерами, вырвавшись из окружения, вдруг обнаруживает, что в горячке потерял свою камчу (бич, нагайку) - символ власти, мужского достоинства. Он возвращается за ней в стан врага, где погибает. Многие историки предполагают, что именно эта легенда легла в основу знаменитого Гоголевского «Тараса Бульбы». Доподлинно известно, что Н.В. Гоголь широко использовал в своем творчестве народный фольклор и поэмы основоположников ногайской литературы.

Использованы материалы кн.: Н.Ф. Дик. Досмамбет Азаулы – основоположник нагайской поэзии. / Сетевой литературно-общественный журнал «Дневники слова», http://www.dnevniki-slova.ru/dosambet_azauli.html

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС