Бацалёв Владимир Викторович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бацалёв Владимир Викторович

1961-1999

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Владимир Викторович Бацалёв

Бацалёв Владимир Викторович [29.9.1961, Москва — 22.11.1999, Москва] — прозаик, критик.

Родился и вырос в семье технической интеллигенции.

В 1985 окончил исторический факультет МГУ по специальности «Древняя Греция». Занимался археологией. Работал старшим редактором Всесоюзной книжной палаты (1985-88), главным редактором Молодежного книжного центра (1988-92), издательства «Столица» (1992-94).

В 1995 окончил Высшие литературные курсы.

Первый рассказ Бацалёв написал и опубликовал в 17 лет. Много из написанного им печаталось под псевдонимами или же анонимно, так что не все публикации сегодня можно атрибутировать с полной уверенностью. Публиковался в журнале «Московский вестник», «Проза», в газете «Московский литератор», «Литературная Россия» и др. Член СП России с 1991.

Журнальные публикации представили Бацалёва как яркого, многожанрового беллетриста. В его повестях и романах умело сочетаются приемы развлекательной, остросюжетной прозы и интеллектуальные студии. Новеллы Бацалёва психологичны и точны. Он — мастер детали, современность и далекое прошлое изображаются им с максимальной степенью достоверности.

Первая книга Бацалёва — роман «Кегельбан для безруких» (1989) — сразу поставила его в ряд наиболее перспективных молодых прозаиков России. В ней современные мотивы тонко перекликаются с темами и сюжетами отечественной и мировой классики. Роман свежо и нелицеприятно изображает быт и нравы России конца 1980-х, делая акцент на психологическом изломе души современника, которому приходится на ходу приспосабливаться к новым условиям существования.

Роман «Первые гадости» (Московский вестник. 1993. №1-2) развертывает выразительную панораму человеческих типов и взаимоотношений, сложившуюся в период резкого перехода от социализма к капитализму. Писатель ярко, а порой шаржированно и даже карикатурно изображает портреты современников, не щадя их слабостей и пороков. Главная героиня романа, названная автором Победой, следует по ступеням взросления, происходящего на фоне строительства дикого капитализма.

В 1998 рассказ Бацалёва «Вдребезги» (Литературная Россия. №21) повлек за собой литературную полемику, поскольку некоторым критикам (В.Казаков и др.) показалось, что автор намеренно педалирует в нем мрачные стороны окружающей действительности. Ему возражала И.Шевелева, назвавшая одну из заметок о его прозе «Это веселое имя — Владимир Бацалев». Она подмечает важную черту прозы Бацалёва — неизбывное чувство юмора, жизнелюбие, неприятие уныния во всех его формах: «Бацалев, как никто, остро и насквозь видел столицу конца века. И писал о ней чисто московским бойким и чуть с развальцем языком, схватывая своей, "бацалевской" фразой черты людей и быта, авантюрные ситуации и сюжеты, воздух эпохи... Искусная, стремительная россыпь событий в его прозе сама собой складывается в энциклопедию авантюрного времени» (Шевелева И. Марафонский доброволец. С.5).

Современникам Бацалёва запомнился как отзывчивый товарищ, человек с чувством юмора, не чуждый бытовых мистификаций. Им постоянно задумывались всевозможные издательские и иные проекты, среди которых были и удачные (ряд книг по истории и криминалистике), и провальные. Увлекающийся человек, он готов был браться за любое дело — от редактирования изданий до занятий нелегальной археологией.

Сложные бытовые условия, в которых жил Бацалёв, в сочетании с постоянно возраставшим пристрастием к алкоголю, с неизбежностью привели его жизнь к трагическому финалу: он умер в автобусе, возвращаясь с учредительного собрания одной писательской организации.

Уже после смерти прозаика вышла книга «Когда взойдут Гиады» (2000), в которой соединились его археологическое увлечение античностью и склонность к легкому, остроумному письму.

Бацалёв — лауреат премии «Литературной России» (1996).

С.М.Казначеев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 179-180.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Кегельбан для безруких. М., 1989;

Первые гадости // Московский вестник. 1993. №1-2;

Сказка в перьях: Детектив с припадками // МУР: альм М., 1995;

Убийство в «Долине царей». СПб., 1997;

Вдребезги // Московский вестник. 1998. №2-3;

Как изжить авторскую слепоту // Литературная Россия 1998. №38;

Загадки древних времен. М., 2000;

Когда взойдут Гиады. М., 2000.

Литература:

Паламарчук П. Приход весны в больницу // Литературная Россия. 1997. 18 июля;

Казаков В. Созерцатели // Литературная Россия 1998. 24 июля;

Шевелева И. «...На этом свете, господа...» // Литературная Россия. 1998. №30. С.14;

Христофоров В. Набекрень или вдребезги // Литературная Россия. 1998. 2 окт.;

Шевелева И. Это веселое имя — Владимир Бацалев // Проза. 1998. №1,

Смолин А. Кто ты, русский писатель? // Литературная Россия. 1998. 9 окт.;

Шевелева. И. Добрый волшебник злой действительности: Памяти В. Бацалева // Литературная Россия. 1999. №47;

Шевелева И. Марафонский доброволец. М., 2000;

Шевелева И. Карта в рукаве. О новом реализме. М., 2000.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС