Бартлетт Фредерик Чарльз
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бартлетт Фредерик Чарльз

1886-1969

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фредерик Чарльз Бартлетт

Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз (1886-1969) — английский психолог, специалист по проблемам экспериментальной психологии мышления, восприятия и памяти, военной психологии. Биография. Профессор экспериментальной психологии в университетах Кембриджа (с 1931 г.) и Лондона. Директор психологической лаборатории в Кембридже. Исследования. Одним из первых показал, что процесс запоминания не репродуктивный, а конструктивный, и основан на создании внутреннего образа (схемы) окружающей среды. Он исследовал естественную ситуацию запоминания осмысленного материала (память—рассказ). Было экспериментально показано, что запоминание никогда не бывает буквальным, что стратегии запоминания обусловлены стремлением сделать припоминание более легким, что при запоминании делаются акценты на определенных моментах, которые признаются наиболее важными. Запоминается основное содержание, а детали, конкретные описания трансформируются и исчезают, хотя их можно реконструировать, но чаще всего неправильно. На этой основе было постулировано, что память основана на двух активных процессах: на восприятии новой информации (слушание, чтение, смотрение) и активном воспроизведении. При этом информация трансформируется два раза — в момент получения и в момент воспроизводства. Функции и структуру памяти Бартлетт рассматривал в контексте культуры, признавая большую роль за социальной организацией памяти человека. Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, Ф. Ч. Бартлетт дал субъективистское понимание памяти, акцентируя в нем момент воображения; в противоположность этому в советской психологии реконструкция содержания памяти понимается прежде всего как сознательное отношение к процессу воспроизведения, основанное на рациональном мышлении, которое обеспечивает сравнение восстанавливаемого содержания с тем, что должно быть (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 56.


Бартлет (Bartlett) Фредерик Чарльз (1886—1969) — английский психолог, специалист в области экспериментальной, когнитивной и социальной психологии. Автор теории влияния социальных факторов на память человека. Б. с детства занимался самообразованием в библиотеке; окончил заочный колледж Лондонского ун-та (магистр социологии и этики) и Кембриджский ун-т (магистр, нравственные науки). Рано увлекся социальной антропологией и в 1914 стал зам. зав. Психологической лабораторией в Кембриджском ун-те и преподавателем экспериментальной психологии. В 1922, после отставки Мейерса получает звание доцента и становится зав. этой лабораторией. В 1923 г. публикует первую монографию: «Psychology and Primitive Culture». С 1924 по 1948 г. - Б. бессменный редактор журнала «British Journal of Psychology». Однако вскоре Б. меняет направление своих исследований, переключившись от чисто теоретических вопросов туда, где имелись нерешенные практические проблемы. Отказавшись от социологии и антропологии, он занялся экспериментальной психологией восприятия и памяти. В 1931 г. Б. — первый профессор экспериментальной психологии Кембриджского ун-та. В 1932 г. становится чл. Королевского Общества, д-ром права, д-ром естественных наук, д-ром филологии и д-ром психологии. В этом же году публикует свою фундаментальную монографию — «Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology» (1932), в которой анализирует результаты экспериментов по влиянию социальных факторов на память. При исследовании памяти и изучении влияния прошлого опыта на усвоение нового материала Б. отказался от использования бессмысленных слов, заменив их осмысленными словами-раздражителями. Этим шагом он порывал с немецкой традицией, представители которой отвергали интроспекцию. Проанализировав экспериментальные данные за пятнадцать лет, Б. убедительно продемонстрировал, что люди постоянно преобразуют факты. Обретаемый людьми новый опыт изменяет схему восприятия, это обеспечивает динамическую структуру или модель, в которой интерпретируется переживаемое настоящее. Впоследствии Б. редко обращался к этой теории, предоставив другим ученым использовать ее в своих исследованиях. На некоторое время он вообще ушел из академической психологии в эргономику. В начале Второй мировой войны Б. в составе Исследовательского комитета Королевских ВВС участвовал в анализе психологических проблем, возникающих при расширении воздушного флота. В 1943 за свою деятельность был награжден медалями Королевского общества Бэли и Хаксли. После войны Б. преподавал во многих ун-тах, являясь почетным д-ром Афинского, Принстонского, Лоувэнского, Лондонского, Эдинбургского, Оксфордского и Падуанского унтов. В 1948 г. он получает дворянский титул, в 1952 г. награждается Королевской медалью. С 1952 г. и до конца своих дней занимал должность профессора-консультанта в Кембриджском ун-те и консультанта Медицинского исследовательского совета по прикладной психологии. В начале 1950-х гг. Б. возвращается к активной исследовательской деятельности. Занимаясь анализом мыслительных процессов, адаптировал методы, используемые им при исследовании памяти. Результаты исследований привели Б. к идее о том, что мыслительный процесс представляет собой завершение (путем интерполяции или экстраполяции) незавершенных ситуаций. Он разрабатывал специальные экспериментальные процедуры для систематического использования этой идеи. Результаты были опубликованы в монографии «Thinking: An Experimental and Social Study» (1958), в которой получили отражение и его личный опыт, и идеи по поводу антропологии, социологии и философии. Б. занимает выдающееся место в истории английской психологии. Возглавив в 1922 г. небольшую лабораторию, спустя 30 лет он уже руководил более чем 70-ю сотрудниками, а большинство самых важных психологических исследований, выполненных в Англии в середине XX века, принадлежат его ученикам. Б. также автор монографии: «The Problem of Noise», Cambridge, 1934.

Л.А. Карпенко

Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005, с.37-38.


Далее читайте:

Исторические лица Англии (биографический справочник).

Сочинения:

Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. N. Y.: Macmillan, 1932; Thinking. L., 1958;

Психика человека в труде и игре. М., 1959.

Литература:

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996;

Ф. Ч. Бартлетт // Психология: Биографический библиографический словарь/ Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС