Бекет, Фома
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бекет, Фома

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фома Бекет

Бекет, Фома (Фома Лондонский, Фома Кентерберийский; лат. Thomas Cantuariensis, англ. Thomas Becket) (21.12.1120, Лондон — 29.12.1170, Кентербери) — английский церковный и политический деятель, архиепископ Кентерберийский, святой Католической церкви (канонизирован в 1173, память 29 декабря).

Родился в лондонской купеческой семье; имя получил в честь апостола Фомы (21 декабря). Родители — Гилберт (Gilbertus) Бекет и Матильда — дали ему хорошее образование. Возможно, Гилберт в 1130 связал свою жизнь с церковным служением, благодаря чему смог послать сына в монастырскую школу в Мертоне, а после нее в грамматический центр при соборе Св. Павла в Лондоне. Около 1138 Бекет отправился в Париж, где изучал «свободные искусства»; вероятно, именно тогда он познакомился с Иоанном Солсберийским, впоследствии другом, соратником и автором его первого «Жития» («Vita Thomae»). Вскоре Бекет был принят в курию архиепископа Кентерберийского Теобальда (1142) и послан на учебу в Болонью. Обстоятельно изучив каноническое право, вернулся в Англию и вместе с примасом принял участие в работе Реймсского собора (1148).

Бекет был официальным представителем архиепископа Кентерберийского при папском дворе, исполняя многие его важные дипломатические поручения. В частности, именно Бекет принадлежит заслуга срыва переговоров сына Стефана Блуаского с римским понтификом на предмет наследования английской короны (1152). Папский запрет, поддержка Теобальда и личные усилия самого Бекета фактически обеспечили скорый приход к власти представителя новой династии — Генриха II Плантагенета (1154). Заслуги Бекета не были забыты: в 1154 он стал архидиаконом Кентербери, а год спустя — канцлером королевства.

В статусе второго лица государства, друга и советника Генриха II Бекет проводил последовательную политику, направленную на укрепление королевской власти и усиления позиций Англии на международной арене. Он возглавил делегацию, направленную в Париж с целью заключения важного для страны династического брака между наследником, принцем Генрихом, и дочерью французского короля Людовика VII. Принимал активное участие в осуществлении комплекса реформ, в том числе разделяя желание монарха усилить королевскую власть за счет ограничения церковных свобод и ослабления позиций духовенства.

После смерти архиепископа Теобальда (18 апреля 1161) встал вопрос о том, кто станет примасом; Генрих II приложил немалые усилия, чтобы преемником покойного стал Бекет (1162). Передача власти Бекету означала для короля одно — его план по подчинению английской церкви имеет все шансы на осуществление. Однако ожидания монарха не оправдались: новый архиепископ начал проявлять независимость суждений и твердость позиций; Бекет отстаивал права и свободы церкви, вступая в открытую конфронтацию с Генрихом II.  

Первым делом Бекет решил канонизировать в мае 1163 на соборе в Туре своего великого предшественника — Ансельма Кентерберийского и с этой целью заказал Иоанну Солсберийскому написать житие благочестивого подвижника. Идея причисления к лику святых архиерея, боровшегося с нечестивым королем Вильгельмом II Рыжим, отражала принципиальную позицию нового примаса — твердо стоять на защите интересов церкви.

В октябре 1163 король созвал Великий совет в Вестминстере, на котором впервые предложил предать дела клириков-преступников в ведение местной власти. Инициатива Генриха II не получила одобрения Бекета, требовавшего соблюдения всех закрепленных за церковью прав. Из-за отказа духовенства одобрить представленный проект, в январе 1164 король вновь поднял вопрос о разделении полномочий между судами королевской и епископской курий. В том же году Генрих II выступил с «Кларендонскими конституциями», призванными существенно ограничить права и свободы духовенства (в частности, клирикам запрещалось апеллировать к понтифику в обход короля). Бекет выступил с критикой большинства статей, заручившись поддержкой части английских архиереев и римского папы Александра III. В ответ Генрих II в октябре 1164 инициировал созыв собора в Нортгемптоне, на котором рассматривалось дело о прежних (еще в период несения обязанностей канцлера) финансовых хищениях Бекета. Из-за угрозы личной безопасности примас спешно покинул родину и оставался на континенте вплоть до 1170.   

Переговоры между представителями Бекета и короля не давали результатов, равно как и посредничество римского папы. Однако попытка Генриха II в обход архиепископа незаконно короновать своего сына, принца Генриха, подтолкнула Бекета к активным действиям. Обратившись к Александру III, он добился того, что над Англией нависла угроза интердикта. Данное обстоятельство побудило Генриха II вновь сесть за стол переговоров; итогом личной встречи противников стало торжественное возвращение Бекета на родину 22 июля 1170.

Непримиримая позиция архиепископа, пользовавшегося огромной поддержкой населения и значительной части духовенства (кроме группы оппозиционеров, во главе с одиозным епископом Лондонским Гилбертом Фолиотом), превратила Бекета в злейшего врага короля и влиятельных феодалов, ратовавших за ограничение свобод и прерогатив церкви. 29 декабря 1170 Бекет на глазах у прихожан был убит в Кентерберийском соборе во время мессы. Трагическая смерть архиепископа, виновниками которой считали Генриха II, потрясла не только Англию, но и всю Европу. Спустя три года, 21 февраля 1173, при участии Александра III состоялась торжественная канонизация Бекета.

Король не только покарал «гнуснейших преступников», нормандских рыцарей, поднявших меч на Бекета, но и сам принял унизительное наказание — в 1174 босиком совершил паломничество на могилу примаса. Более того, Генрих II, отменив «Кларендонские конституции», отказался от планов по ограничению прав и свобод церкви, что расценивалось современниками главной победой покойного пастыря.

Многочисленные чудеса, случавшиеся у гробницы Бекета, исцеления от его мощей, а также свидетельства тех, кому довелось испытать на себе силу молитв архиепископа, сделали его одним из самым почитаемых святых Католической церкви. Место упокоения Бекета — Кентерберийский собор — на долгие годы стал центром общеевропейского паломничества. В 1220 останки Бекета были перенесены в часовню Св. Троицы, в которой находились вплоть до 1-й половины XVI в. Судьбу мощей архиепископа решил английский король Генрих VIII, в рамках политики по дискредитации Католической церкви приказавший разорить могилу Бекета (1538).

Сторонники Реформации на этом не остановились: после уничтожения останков Бекета были предприняты меры по истреблению культа святого в Англии. Сжигались многочисленные жития Бекета, а народные представления о его подвиге в пропагандистских целях подвергались существенному искажению. Образ Бекета в литературе, искусстве, общественной и политической мысли XII—XX вв. предстает неоднозначным, прежде всего ввиду противоречивых свидетельств современников и агиографов.   

А. К. Гладков.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 420-422.


Далее читайте:

Исторические лица Англии (биографический указатель).

Сочинения:

Thomas, archiepiscopus Cantuariensis. Epistolae // Patrologiae cursus completus, series latina / Ed. J. Migne. Parisiis. 1854. T. 190. Col. 435—672; The Correspondence of Thomas Becket, Archbishop of Canterbury. 1162—1170 / Ed. and transl. by Anne J. Duggan. Vol. I—II. Oxford, 2000.

Литература:

Дмитриева О. В. Дискредитация святого: Томас Бекет и английская реформация // Казус. Вып. 5. М., 2002; Гладков А. К. Дипломатические миссии Иоанна Солсберийского и кризис в английской церкви (1162—1170) // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2013. Т. 155. Кн. 3. Ч. 1. С. 245—255; Knowles D. The Episcopal Colleagues of Archbishop Thomas Becket. Cambridge, 1951; Idem. Thomas Becket. London, 1970; Smalley B. The Becket Conflict and the Schools: A Study of Intellectuals in Politics. Oxford, 1973; Duggan A. J. Thomas Becket: A Textual History of His Letters. Oxford, 1980; Barlow F. Thomas Becket. London, 1986; Blutter J. The Quest for Becket’s Bones: The Mystery of the Relics of St Thomas Becket of Canterbury. New Haven, 1995; Duggan A. J. Thomas Becket. London, 2004; Staunton M. Thomas Becket and his Biographers. Woodbridge, 2006; Duggan A. J. Thomas Becket: Friends. Networks, Texts and Cult. Ashgate, 2007.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС