Бэнкрофт Губерт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бэнкрофт Губерт

1832-1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Бэнкрофт Губерт

Ярким представителем американской историографии второй половины XIX века был Губерт Бэнкрофт (1832-1918). Он родился в Грэнвилле (Огайо). По окончании школы в 16 лет стал продавцом в книжном магазине своего сводного брата, Дж. Дерби, в городе Баффало (штат Нью-Йорк). В 1852 г. молодой человек перебрался в Калифорнию, чтобы организовать там филиал магазина. Но уже через четыре года он занялся собственным бизнесом, открыв в Сан-Франциско магазин по продаже книг и канцтоваров. В течение двух лет его фирма на Монтгомери-стрит превратилась в крупный издательский дом, выпускавший и продававший книги по юриспруденции, канцелярские товары, учебники и карты для школ, а также музыкальные инструменты и ноты.

В 1860 г. с появлением исследовательских публикаций для создания исторического атласа тихоокеанского побережья США Бэнкрофт стал составлять подборку статей - это было началом создания архива, беспрецедентного по охвату документов, манускриптов, книг и статей по истории американского Запада. В течение десятилетия он собрал 16 тысяч файлов не только по Калифорнии и Тихоокеанскому побережью, но также Британской Колумбии и Аляске на севере, Скалистым горам на западе, Мексике и Центральной Америке на юге. По временному охвату - от первобытных индейских культур всех этих регионов и эры испанского владычества до современности. Коллекция разрасталась благодаря специальным поездкам для поисков документов как на востоке США, так и в Европе. Многие из манускриптов были куплены Бэнкрофтом на аукционах.

В итоге в личном архиве Бэнкрофта оказались не только книги и манускрипты, но также памфлеты, карты, газеты, журналы, копии документов, сде-

[772]

данные профессиональными копиистами с оригиналов, которые находились в государственных и церковных архивах. Нанятые этим неутомимым бизнесменом работники сами создавали источниковедческую базу, интервьюируя пионеров освоения Запада и записывая их рассказы. Эти первые опыты в «устной истории» они называли «диктантами».

Огромная библиотека требовала новых помещений. В апреле 1870 г. компания Бэнкрофта переехала в центр Сан-Франциско на Маркет-стрит, в пятиэтажное здание. Гордостью бизнесмена стала паровая машина в подвале, с помощью которой были механизированы работы в типографии. Первые четыре этажа здания занимали отделы его магазина и типографские цеха. А на пятом находилась заветная коллекция, и вход туда был строго ограничен. Поначалу свободный доступ туда имели лишь сам хозяин и нанятый им библиотекарь, Генри Оук, который составил полный каталог собрания.

По мере сбора материала у Бэнкрофта созрела идея большого издательского проекта - опубликовать серию трудов по американскому Западу. В итоге в свет вышли 39 томов. Первые пять - по истории первобытных рас, затем три тома по истории Центральной Америки и шесть - по истории Мексики. Вслед за тем вышли два тома по северным штатам Мексики и Техасу, один - по Аризоне и Нью-Мексико. И, наконец, главный труд (1886-1890) - семь томов «Истории Калифорнии», за которым последовали еще девять - по другим регионам Запада, а также другие труды, включая биографию самого автора.

Бэнкрофт неутомимо компилировал и публиковал книги. Собрав материалы по истории, например, районов на тихоокеанском побережье США, бизнесмен затем нанимал ассистентов, которые занимались исследовательской и писательской работой, а на себя брал организацию общих выводов для больших секций задуманной им многотомной истории Запада. Первоначально он, видимо, намеревался использовать весь собранный его работниками материал для того, чтобы создать некую информационную базу, которую он должен был впоследствии самостоятельно освоить и написать свой собственный текст. Однако по мере разрастания проекта он просто соединял собранные куски, зачастую даже не прибегая к какому-либо редактированию. Он объяснял это тем, что подобрал на работу талантливых исследователей, которые заслужили его полное доверие. Но разношерстность фрагментов и многочисленные ошибки и неточности подвергали в глазах более поздних исследователей сомнению ценность его работы. Поэтому, хотя сам Бэнкрофт считал себя автором работы, правильнее было бы называть его редактором и составителем.

Дела фирмы процветали - особенно с вовлечением в бизнес младшего брат Бэнкрофта, Альберта. Предприятие расширялось и процветало до 1886 г., когда в здании на Маркет-стрит произошел пожар. Дом выгорел полностью со всем содержимым. Несчастье стало поводом для ссоры и полного разрыва отношений между братьями.

По счастливой случайности библиотеку за пять лет до этого происшествия перевели в специально оборудованное здание на Валенсии-стрит. Оно было построено из жаропрочного кирпича. Вслед за пожаром и разрывом партнерских отношений с братом Бэнкрофт создал две фирмы - «Историческую компанию» и «Компанию Бэнкрофта». В августе 1887 г. под этими новыми названиями деятельность возобновилась в отремонтированном здании на

[773]

Маркет-стрит - теперь это строение стали называть «Историческим зданием».

По всему Западу многочисленные коммивояжеры Бэнкрофта продавали подписку на собрание его сочинений, а также семитомные «Хроники освоения Запада». Благодаря суперактивной рекламной деятельности фирма в 70-е и 80-е годы получила заказы на 6 тысяч комплектов этих многотомников. После насыщения рынка рекламную кампанию прекратили в 1892 г.

В конце 80-х годов методы Бэнкрофта по написанию и продаже исторических трудов стали подвергаться острой критике со стороны коллег-историков, а также бывших работников, включая библиотекаря Оука и секретаря бизнесмена Фрэнсиса Виктора. Они утверждали, что являются авторами большей части трудов, опубликованных под именем их бывшего шефа, заклеймили методы работы Бэнкрофта и поставили под сомнение его репутацию.

Невзгоды потрясли не только репутацию, но и бизнес Бэнкрофта. Кризис последнего десятилетия XIX в. привел к ожесточенной войне цен на рынке, что сделало торговлю канцтоварами невыгодной, и в 1894 г. магазин на Маркет-стрит был закрыт.

В 1905 г. Университет Калифорнии признал заслуги Бэнкрофта как историка и собирателя документов и манускриптов. Историку предложили 250 тысяч долларов за коллекцию, которая к тому времени насчитывала 60 тысяч единиц хранения. В те времена это была огромная сумма. Книги Бэнкрофта по истории Запада, а также Мексики и Центральной Америки стали учебными пособиями для студентов и преподавателей.

В последние годы жизни Бэнкрофт опубликовал несколько работ («Ретроспектива», «Новый Запад», «Последние дни»), в которых критиковал современное ему капиталистическое общество. «Модернизация», считал он, сопровождалась катастрофическими издержками в политике, морали, экономике и социальной сфере. Он умер 3 марта 1918 г. в возрасте 86 лет, через несколько дней после того, как его на одной из улиц Сан-Франциско во время прогулки сбил автомобиль 31.

_____

31. Clark Н. A Venture in History: The Production, Publication, and Sale of the Works of Hubert Howe Bancroft. Univ. of California Press, 1973; Walton C.J. Hubert Howe Bancroft, Historian of the West. University of California Press, 1946.

[774]

Хотя в целом для работ Бэнкрофта характерен субъективный подход, но для современников он был звездой первой величины среди историков. Многие коллеги (например, Фрэнсис Паркмэн) высоко ценили «Историю первобытных рас», хотя она вызвала критику со стороны выдающегося американского ученого Льюиса Г. Моргана, автора исследований об общественной жизни индейцев. Выводы, к которым пришел Морган в своем главном труде «Древнее общество» (1877), привлекли внимание многих мыслящих людей того времени, в том числе получили высокую оценку К. Маркса и Ф. Энгельса. Индейцы заняли заметное место на страницах их трудов, посвященных выявлению основных черт первобытной эпохи. Ответ Бэнкрофта на критику демонстрирует, что он не понял эволюционистскую, материалистическую концепцию Моргана, которая и по сию пору принята в научных кругах.

Тем не менее монографии Бэнкрофта по истории США, Мексики и Центральной Америки не потеряли актуальности до наших дней. В них он уделял немало внимания ранней истории континента, индейцам, открытию Нового Света. С симпатией преподносилась биография Колумба. Детально описывалась история конкисты, причем Бэнкрофт делал главный упор на жестокость и вероломство испанцев. Интересно представлена психология конкистадоров.

По Бэнкрофту, их главный побудительный мотив - «ожидание невозможного», - настолько Новый Свет поражал разнообразием и непредсказуемостью, что любая легенда или сказка казались былью. В частности, поиски Понсе де Леоном во Флориде источника вечной молодости можно было счесть закономерным, ибо Колумб утверждал, что он открыл рай на Земле. Соратники де Сото искали рецепты бессмертия.

Немало в трудах американского историка говорится и о спаивании индейцев. «Распространение алкоголя привело к тому, что индейцы лишились почти всех своих земель и красная раса за несколько столетий была почти полностью уничтожена».

Что касается истории отношений между США и странами Латинской Америки, то Бэнкрофт проявляет несомненную симпатию к революционерам, сражавшимся за независимость от Испании, и созданию суверенных республик.

Как и многие другие американские историки, Бэнкрофт оправдывает доктрину Монро, которая, на его взгляд, была предназначена «для защиты латиноамериканских стран от внешней угрозы». Апологетика прослеживается и в описании «мексиканской войны» - в ней якобы проявилась «неразумная реакция» со стороны мексиканцев на «справедливые» требования США. Дается им и оценка испано-американской войны - дескать, ее вызвала «жестокость испанцев по отношению к кубинцам», что и привело к поддержке американцами кубинского движения за независимость, а также восстания на Кубе в 1897 г. Много говорится о «вероломстве» испанцев, которое «стало очевидным» после потопления крейсера «Мэн».

Те же мотивы «освободительной миссии» США прослеживаются и при описании оккупации Пуэрто-Рико («крики ликования местных жителей» и проч.). До этого в Пуэрто-Рико, как и в других латиноамериканских странах, - крайняя бедность населения, безграмотность, дети, которые рождались вне брака, потому что дорого платить за обряд католического венчания.

[775]

А после захвата - «рай»: появились протестантские миссии, железные дороги, электричество, телефон, всеобщее избирательное право. Конечно, считает Бэнкрофт, «можно было бы дать населению некоторую долю самоуправления, но местные жители пока не созрели для этого».

Вообще почти для всех американских латиноамериканистов характерна резкая критика практически всех сторон жизни. Типичны выводы одного из известных историков, Г. Баксли 32: «В Панаме - ужасающая нищета, ужасающие бытовые условия. В самом городе примитивная провинциальная архитектура, выдающая дурной вкус обитателей...Государственные учреждения можно принять за военные казармы... В Перу - ужасные дороги, власти в высшей степени коррумпированы, народы перемешаны (метисы, мулаты, квартеронцы и проч.), что свидетельствует о полном неуважении к расовой чистоте и бесстыдстве».

В большинстве стран Южной Америки, продолжает он, хвастающихся наличием конституционного правления, полное пренебрежение к закону и правам человека. Беспардонное нарушение прерогатив всех ветвей власти, как законодательной, так и судебной. В действительности там - абсолютный деспотизм, ретроградство католической религии 33.

В ряде работ (У. Робертсон и др.) говорилось о том, что в начале XIX века разница в экономическом отношении между США и Латинской Америкой была очень небольшой. В расчете на душу населения уровень жизни в Аргентине в 1800 г. был чуть выше, а на Кубе в 1830 г. значительно выше, чем в США. Почему же к концу столетия наметилось такое значительное отставание? Приводились различные экономические и политические причины. Экономические - прежде всего высокие издержки на транспорт и неразвитость инфраструктуры, а также коррумпированность государственных органов, которая привела к росту издержек на экономическую деятельность. А это в свою очередь - к подавлению частной инициативы и предпринимательства. Политические причины - «иберийский абсолютизм», «националистический каудильизм», отсутствие законодательной защиты прав собственности, огромные налоги и запутанная система регулирования бизнеса, отсутствие вложений в так называемый «человеческий капитал» (социальные программы, систему образования, здравоохранения) и отсталая инфраструктура. Монокультурная ориентация на внешние рынки, уничтожение собственной экономики и промышленности в угоду импорту выглядели у американских исследователей как «объективные события» - мол, мировой рынок расставил всех по своим местам.

Политическая альтернатива после Войны за независимость - либо монархия, либо республика. Большинство авторов подчеркивали отсутствие легитимности новых режимов. Угроза восстаний «низов», внешней интервенции, оккупации со стороны соседей привели к тому, что даже после принятия конституций сохранялась опора на сильных лидеров. Реально на эту роль мог-

____

32. Baxley Н. W. What I saw on the west coast of South and North America, and at the Hawaiian Islands. N.Y., 1865.

33. Ibid. P. 110-123.

[776]

ли претендовать латифундисты, у которых были отряды вооруженных гаучо. Каудильизм в работах американских историков объявляется внутренне присущим социальной психологии латиноамериканцев. Подчеркивается роль насилия - «собственно, насилием и завоевывалась независимость». Сильные центры власти способствовали укреплению государства, поэтому исторически и традиционно сложилась опора на армию, религию (богатство, крупные земельные наделы, влияние в низах).

В большинстве работ отчетливо прослеживается негативное отношение к испанскому наследию, характерное и для английских историков. Оно связано с соперничеством с Испанией - традициями, идущими с XVI века, борьбой за колонии, а позже с пропагандистской подготовкой испано-американской войны. Интересно, что в американской (и английской) литературе сам термин «Латинская Америка» утвердился на несколько десятилетий позже, чем в Испании и Франции. Впервые среди американцев его использовали в 1892 г. всего один раз в одной из журнальных статей, всего же до конца XIX века - шесть раз (в испанской и французской историографии он был принят на 30 лет раньше). Видимо, сам термин «Испанская Америка» нес важную семантическую нагрузку. И с ним были связаны негативные черты, которые американские историки находили в истории своих южных соседей.

С этой точки зрения в работах американцев Южная и Северная Америки рассматриваются как антиподы, полярные конструкции, и недостатки Латинской Америки были призваны подчеркивать достоинства США.

[777]

Цитируется по изд.: История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли [5 том]. М., 2010, с. 772-777.


Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица США (биографический справочник).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС