Бенуа Александр Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бенуа Александр Николаевич

1870-1960

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Николаевич Бенуа

Бенуа Александр Николаевич. 1887 год

Александр Бенуа.
Фотография 1887 года.

Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960) - русский художник и художественный критик, с особенной любовью изучавший быт и искусство XVIII века во Франции и России и написавший целый ряд картин из этой эпохи. С 1926 г. жил за границей.


Бенуа Александр Николаевич автопортрет

БЕНУА Александр Николаевич (21.04/3.05.1870-9.02.1960), художник, историк искусства, художественный критик. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Как художник приобрел известность серией парижских акварелей (1897), три его картины были приобретены П. М. Третьяковым.

С 1898 организованный им кружок единомышленников издает журнал “Мир искусства”, но названию которого именуется и само объединение.

В 1901 Бенуа выпускает журналы “Художественные сокровища России”, “Старые годы”, пропагандирующие старых русских мастеров и западноевропейскую живопись.

Автор ряда искусствоведческих работ (“История живописи в XIX в.”, “Царское Село”, “История живописи всех времен и народов”), как график высоко оценен критикой за серию иллюстраций к “Медному всаднику” А. С. Пушкина, тонко передающих стиль Петровской эпохи.

В 1908-11 художественный руководитель “Русских сезонов” С. П. Дягилева.

В 1918 — художник и режиссер Мариинского и Большого драматического театров в Петрограде.

В 1919 — 26 заведует картинной галереей Эрмитажа. С 1926 — в эмиграции.

Русское небо


Бенуа Александр Николаевич кисти Бакста ГРМ

Бенуа Александр Николаевич (1870, Петербург- 1960, Париж) - художник, искусствовед, театральный деятель. Род. в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа, известной своими художественными талантами. В 1885 - 1890 учился в гимназии К.И. Мая и посещал классы Академии художеств. В 1894 окончил юридический ф-т Петербург, ун-та. Впервые представил акварельные работы на выставке 1893 и сумел обратить на себя внимание. В 1897 Бенуа приобрел известность серией акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", написанные под впечатлением пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. В 1898 Бенуа организовал кружок единомышленников, не принявших тенденциозность передвижников и мечтавших о новом искусстве. С 1898 они стали издавать журн. "Мир искусства", по названию которого именовалось и само их объединение, известное утонченной декоративностью, стилизацией и сочетанием поэтики символизма со старым искусством. Пропагандируя старых рус. художников и западноевропейскую живопись, Бенуа в 1901 приступил к изданию журн. "Художественные сокровища России" и "Старые годы". В 1903 Бенуа создал серию иллюстраций к "Медному всаднику" - один из шедевров рус. книжной графики. В это же время он много работал для театра, занимаясь декорациями и режиссурой. Высокую оценку получили искусствоведческие работы Бенуа: "История живописи в XIX в.", "Царское Село", "История живописи всех времен и народов". В 1908-1911 Бенуа - художественный руководитель организованных С.П. Дягилевым в Париже "Русских сезонов", прославивших заграницей отечественное балетное искусство. В 1918 работал художником и режиссером в бывшем Мариинском и Большом драматическом театрах. С 1919 Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа. В 1926 он уехал в Париж и не вернулся. Оформлял спектакли во многих театрах Европы и Америки. Бенуа - автор исключительных по художественно-исторической ценности мемуаров "Мои воспоминания".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Бенуа - Версаль 1906Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) - живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Он родился в Петербурге 3 мая 1870 года в семье разносторонне одаренных художников. Отец художника, Николай Леонтьевич, - академик архитектуры. Детство и многие годы жизни А. Н. Бенуа прошли в Петербурге, в доме № 15 по улице Глинки, недалеко от Крюкова канала.

Обстановка в доме, среда, окружавшая Александра Николаевича, способствовали его художественному развитию. С детства полюбил он "старый Петербург", пригороды столицы. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Александр Бенуа был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, "рисунки-воспоминания", указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.

Бенуа начал учиться рисованию еще в частном детском саду и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии, где Александр Бенуа учился с 1885 по 1890 год, он подружился с В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии все они вместе с С.П. Дягилевым стали организаторами группы "Мир искусства" и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. "Мир искусства" раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. А. Бенуа был душою "Мира искусства" и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных,

Оставалось у него время и для семьи. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в "дяде Шуре" участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека.

В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии", изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Пример этого - картина "Парад при Павле I", где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. "Какую бы чушь современные художественные

борзописцы ни городили про меня, про мое "эстетство", мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности", - говорил Бенуа.

Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

В творчестве А. Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать А. Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.

А. Бенуа был также известным театральным, деятелем. Он начал работать с К. С. Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление "Свадьбы Фигаро", поставленной в 1926 году, - последняя работа Бенуа в Советской России.

Жизнь художника окончилась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, заботился об охране памятников старины,- всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни.

Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С.П. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям "русских серий", начатых еще в 1907-1910 годах. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: "На берегу пустынных волн", "Наводнение в Петербурге в 1824 г." В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года.

Петрова О.Ф.

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Анна Кинд (Бенуа)

Анна Кинд (в замужестве Бенуа).
Фотография 1887 года.


А.В. Луначарский о Бенуа

ЛуначарскийАкадемик Александр БЕНУА - тончайший эстет, замечательный художник и очаровательнейший человек. Приветствовал Октябрьский переворот еще до Октября. Я познакомился с ним у Горького, и мы очень сошлись. После Октябрьского переворота я бывал у него на дому, он с величайшим интересом следил за первыми шагами нового режима. Он был один из первых крупных интеллигентов, сразу пошедших к нам на службу и работу. Однако постепенно он огорчался все больше: жизненные невзгоды, недовольство коммунистами, поставленными для контроля над всей музейной работой, вызывали в нем известное брюзжание, постепенно перешедшее даже в прямое недовольство. Думаю, что сейчас он другом Советской власти не является, тем не менее, он как директор самой важной части Эрмитажа (Средневековье и эпоха Возрождения) приносит нам огромные услуги. Вообще человек драгоценнейший, которого нужно всячески беречь. В сущности говоря, европеец типа Ромена Роллана, Анатоля Франса и других. Тов. Зиновьев и т. Лилина, кажется, в последнее время делают шаги к улучшению его положения, что, вероятно, разгладит морщины на его эстетическом челе.

(Письмо А.В.Луначарского Н.П.Горбунову об ученых от 9 марта 1921 г.)


Литература:

Эткинд М. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Л., 1989.

 


В первой четверти двадцатого века язык был несколько иным, чем сегодня, более архаичным. Так, когда Анатолий Луначарский рассказывает о визите к Александру Бенуа, то использует такое выражение: "После Октябрьского переворота я бывал у него на дому". И чуть ниже советский нарком просвещения сообщает, что А.Бенуа "приносит нам огромные услуги". Согласитесь, какие-то уж вычурно архаические выражения. Сегодня мы говорим совсем иначе. Сейчас уже не отдельные великие художники советской власти оказывают услуги на дому, а множество специалистов из самых разных сфер.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС