Бергсон Анри
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бергсон Анри

1859—1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Анри Бергсон

Бергсон (Bergson) Анри (1959- 1941) — французский философ-интуитивист. Биография. Работал с 1900 по 1914 г. в качестве профессора в Коллеж де Франс. С 1914 г. — член Французской академии. Нобелевский лауреат по литературе (1927). Исследования. В качестве первичной реальности рассматривал жизнь как некую целостность, несводимую к материи и духу. Жизнь есть процесс космического плана, направленный на творческое преобразование материи. Эта реальность может быть понята лишь с помощью интуиции, которая позволяет как бы слиться с предметом познания. Для реализации интуиции достаточно самонаблюдения, которое дано каждому субъекту непосредственно. Интеллект же представляет собой лишь средство оперирования с «мертвыми вещами», в которых нет «живого» времени. В концепции органического развития Бергсона основным рассматривается поток творческого формирования, жизненный порыв {elan vital), с ослаблением которого жизнь распадается, превращаясь в материю. В индивидуальной жизни способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая дана лишь избранным. Выступал с критикой ассоциативной теории памяти Г. Эббингауза. По мнению Бергсона, существует два вида памяти: память тела (например, механическое заучивание стихотворения) и память духа (например, ненамеренное запечатление, т. е. без специальной задачи установления ассоциаций). Содержание памяти тела образуется постепенно, в результате нескольких проб, оно организовано последовательно и доступно произвольным манипуляциям. Содержание памяти духа проникает в человека сразу, с предельной четкостью деталей, оно уникально и самопроизвольно, т. е. его нельзя закреплять повторением. Первична именно память духа, которая является условием осуществления всех психических процессов, но объективному исследованию доступна лишь память тела.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 62.

Сочинения:

Сновидение. СПб., 1900; Восприятие изменчивости СПб., 1911; Интеллектуальное усилие. СПб., 1913; Творческая эволюция. М; СПб., 1914; La pensee et la mouvant. 1934; Смех // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гипненрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984; Материя и память. Опыт о непосредственных данных сознания: Собр. соч.: В 4 т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1.


Вернуться на главную страницу Бергсона

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС