Бестужев Александр Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бестужев Александр Александрович

1797-1837

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Александр Александрович Бестужев

Бестужев Александр Александрович

Александр Бестужев (1797 - 1837) - будучи уже вполне зрелым 28-летним человеком, штабс-капитаном, с 1824 года членом "Северного общества", лично выводил на Сенатскую площадь солдат Московского полка. Вместе с другими виновен в гибели 14 декабря 1825 года более тысячи дезинформированных им военных и втянутых в авантюру гражданских лиц. Первоначально был лишен судом чинов и дворянства, приговорен к 20 годам каторги, но, в отличие от большинства своих подельников, сразу же перешел на поселение, а с августа 1829 года служил на Кавказе. 


БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ Александр Александрович (1797-1837) - российский литературный и общественный деятель, декабрист, поэт, прозаик, критик, издатель.

На военной службе с 1816 г. С 1820 г. помещал в журналах («Сын отечества», «Невский зритель», «Северный архив» и «Соревнователь просвещения и благотворения») литературные произведения, пронизанные духом романтизма. В 1820 г. вступил в «Вольное общество русской литературы и словесности». В 1823—1825 гг. вместе с К. Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная звезда».

В 1824 г. вступил в Северное общество. 14 декабря вместе с братом Михаилом и Д. А. Щепиным-Ростовским вывел на Сенатскую площадь часть солдат лейб-гвардии Московского полка. После поражения восстания добровольно сдался властям. Верховным уголовным судом приговорен к пожизненной каторге, замененной 20-летней ссылкой. Был отправлен на поселение в Якутск.

С 1829 г. — рядовой в действующей армии на Кавказе. Отличился в военных действиях против горцев и в 1835 г. (после трехкратных представлений) произведен в прапорщики. Погиб в стычке с горцами.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 39.


Бестужев (Марлинский) Александр Александрович (1797 - 1837), прозаик, поэт, критик. Родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним - Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Вступление в "Вольное общество любителей российской словесности" (1820) сблизило его с Кюхельбекером, Рылеевым и др. С 1823 вместе с Рылеевым издает альманах "Полярная звезда". Наряду с Кюхельбекером и Вяземским был наиболее видным литературным критиком начала 20-х годов, сторонником романтизма.

В 20-х годах вышли повести "Роман и Ольга", "Ревельский турнир" и др., положившие начало романтической прозе в русской литературе. Выступает и как поэт. Декабристские настроения воплотились в боевых "Агитационных песнях", написанных совместно с Рылеевым перед самым восстанием. В Северное общество был принят в 1823.

Бестужев участвует в восстании 14 декабря, выводит на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа был определен рядовым в действующую армию на Кавказ, где проявил необыкновенное бесстрашие. На представления его к наградам император каждый раз отвечал отказом, и только в 1836 ему был присвоен офицерский чин.

На Кавказе Бестужев пишет самые известные свои произведения в прозе:

"Испытание" (1830), "Лейтенант Белозор" (1831), "Аммалат-Бек" (1832), "Мулла-Нур" (1836) и др. Он публикует их с 1830 в петербургских и московских журналах под псевдонимом А.Марлинский, как и военные рассказы и кавказские очерки.

В сражении за мыс Адлер А.Бестужев-Марлинский был убит. Его тело не было найдено.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


БЕСТУЖЕВ(литературный псевдоним Марлинский) Александр Александрович (23.10.1797 — 7.6.1837). Штабс-капитан лейб-гвардии Драгунского полка.
Родился в Петербурге. Отец — Александр Федосеевич Бестужев (24.10.1761 — 20.3.1810), артиллерийский офицер, служил во флоте, с 1800 правитель канцелярии Академии художеств, писатель, друг И. П. Пнина; мать — Прасковья Михайловна (1775 — 27.10.1846), вышла из мещанской среды; после смерти А.Ф. Бестужева вдове досталось с. Сольцы Новоладожского уезда Новгородской губернии (в 1826 в нем 34 души), получала пенсию в 2 тыс. руб. Воспитывался в Горном корпусе, но вышел до окончания курса, поступил юнкером в лейб-гвардии Драгунский полк — 12.4.1816 в эскадрон, стоявший под Петергофом в Марли (отсюда псевдоним), фанен-юнкер — 6.6.1817, прапорщик — 8.11.1817, поручик — 1.3.1820, назначен адъютантом к главноуправляющему путями сообщения А.Ф. Бетанкуру — 5.5.1822, а затем 7.7.1823 — к принцу Александру Виртембергскому, штабс-капитан — 6.1.1825.
Прозаик, критик, поэт. С 1818 начал печататься в журналах, сделавшись деятельным сотрудником «Сына отечества», «Соревнователя просвещения и благотворения», «Северного архива», «Невского зрителя» и др. В 1823—1825 издавал вместе с К.Ф. Рылеевым альманах «Полярная звезда». Действительный член Вольного общества любителей российской словесности — 15.10.1820, член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (Петербург).
Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади.
В ночь на 15.12.1825 явился с повинною в Зимний дворец, в тот же день отправлен в Петропавловскую крепость («присылаемого Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строжайший арест»), из-за недостатка места помещен в №1 Никольской куртины; 18.12 повелено его заковать («адъютанта герцога, Александра Бестужева, заковать, ибо по всем вероятиям он убийца штыком графа Милорадовича»).
Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, срок сокращен до 15 лет — 22.8.1826. После приговора отправлен в Роченсальм — 17.8.1826, а затем по особому высочайшему повелению обращен прямо на поселение в г. Якутск. Выехал из Петербурга — 6.10.1827 (приметы: рост 2 аршина 7 2/8 вершков, «лицо белое, чистое, круглое, глаза карие, нос большой, широкий, волосы на голове и бровях темнорусые»), из Иркутска — 7.12.1827, доставлен в Якутск — 31.12.1827, высочайше повелено определить рядовым в действующие полки Кавказского корпуса — 13.4.1829, оставался в Якутске до июля 1829. В середине августа 1829 прибыл в Тбилиси, зачислен в 41 егерский полк — 18.9.1829, переведен в Дербентский гарнизонный батальон — 8.12.1829, во 2 батальон — 9.12.1833, произведен в унтер-офицеры и отправлен в один из Черноморских линейных батальонов, находившийся в экспедиции против горцев — 4.6.1835, за отличие произведен в прапорщики в Черноморский 5 батальон, стоявший в Гаграх — 3.5.1836, переведен в Черноморский 10 линейный батальон — 18.10.1836. Погиб в стычке с горцами на мысе Адлер. Труп не обнаружен. Ходили слухи, что он жив и переписывался с сестрой Еленой.
Сестры: Елена (1792 — 1874), Мария (между 1793 и 1796 — 1889) и Ольга (между 1793 и 1796 — 1889); братья: Михаил, Николай, Петр, Павел (1808 — 8.12.1846), в 1825 юнкер артиллерийского училища, год провел в Бобруйской крепости, затем отправлен на Кавказ, где участвовал в русско-персидской (1826 — 1828) и русско-турецкой (1828 — 1829) войнах.

ВД, I, 423-473; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 53.

Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/


Бестужев и Пушкин

Бестужев (Марлинский) Александр Александрович (1797-1837).

Писатель, литературный критик, издатель (совместно с К. Ф. Рылеевым) альманахов «Полярная звезда» (1823— 1825) и «Звездочка» (1825). Активный участник восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. По определению суда обвинялся в том, что «умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии». Осужден на 20 лет каторги в Сибирь. Современники отмечают его привлекательные черты, широкую образованность, остроумие и «основательный ум».

С Бестужевым Пушкин познакомился еще до своей высылки на юг. Они встречались у А. А. Шаховского и в литературных кругах столицы. Оба были членами Общества любителей российской словесности (1819—1820). В 1822—1825 годах между ними завязалась переписка, в которой преобладали литературные темы.

В своих критических статьях Бестужев высоко оценил «Руслана и Людмилу», «Кавказского пленника» и oco6eнно «Цыган»; считал последнюю поэму лучшей. Вместе с тем он отверг с позиции гражданского романтизма реалистический роман «Евгений Онегин». «Прощай, мой поэт, будь самим собою помни друзей, которые желают тебе счастья и славы»,— заключает Бестужев свое первое письмо к Пушкину.

Пушкину были близки критические статьи Бестужева, его смелые независимые суждения о русской литературе с передовых декабристских позиций. В одном из писем Пушкин назвал его «представителем вкуса верным стражем и покровителем» русской словесности. В альманахах Бестужева (и Рылеева) напечатаны 15 стихотворений и отрывки из «Кавказского пленника», «Цыган», «Братьев-разбойников» и «Евгения Онегина». Летом 1829 года Пушкин и Бестужев были на Кавказе. «Мы встретились с ним на Гут-горе, не узнавши друг друга»,— признавался позднее Пушкин. О том же писал и разжалованный декабрист: «Я рвал себе волосы — с досады,— сколько вещей я бы ему высказал».

В 1830-е годы Бестужев писал повести и рассказы («Лейтенант Белозор», «Аммалат Бек» и другие). Их успех у читающей публики превзошел все ожидания, а Пушкин назвал их «прелестными». Бестужев был потрясен трагической кончиной своего великого друга: «Я плакал тогда, как плачу теперь, плакал горячими слезами, плакал над другом и товарищем по жизни, оплакивал самого себя...»

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 66-67.


Бестужев Александр Александрович, более известный под псевдонимом Марлинского, род. 23 окт. 1797, убит на Кавказе 7июля 1837 г.) - беллетрист и критик, сын Александра Федосеевича Б-ва (1761 - 1810), издававшего вместе с И. П. Паниным в 1798 г. "Санкт-петербургский журнал" и составившего "Опыт военного воспитания относительно благородного юношества". Воспитывался в горном корпусе, затем был адъютантом главно управляющих путями сообщения ген. Бетанкура и герцога Вюртембергского и наконец, с чином штабс-капитана перешел в л.-гв. драгунский полк. За участие в заговоре декабристов 1825 г. был сослан в Якутск, а оттуда в 1829 г. переведен на Кавказ солдатом. Участвуя здесь во многих сражениях, он получил чин унтер-офицера и георгиевский крест, а затем был произведен и в прапорщики. Погиб в стычке с горцами, в лесу, на мысе Адлере; тело его не найдено. На литературное поприще Б. выступил в 1819 году, с стихотворениями и небольшими рассказами, печатавшимися в "Сыне Отечества" и "Соревнователе просвещения", а в 1820 г. был избран в члены петербургского Общества любителей российской словесности. В 1821 г. напечатана отдельной книжкой его "Поездка в Ревел", а в 1823 - 25 гг. он вместе с К. Ф. Рылеевым, издавал альманах "Полярная Звезда". Этот альманах, - по своему времени, весьма замечательное литературное явление, - был встречен общим сочувствием; вокруг молодых, талантливых и любимых публикой редакторов, соединились почти все передовые представители нашей тогдашней литературы, включая и Пушкина, который из Одессы и потом - из псковской своей деревни поддерживал с Б. оживленную переписку по литературным вопросам и посылал ему свои стихи. В "Полярной Звезде" Б. выступил не только как романист ("Замок Нейгаузен", "Роман в семи письмах", "Ревельской турнир", "Изменник"), но и как критик: его обзоры старой и современной изящной литературы и журналистики обратили на себя общее внимание и вызвали оживленную полемику. Это было время, когда в нашей литературе. благодаря в особенности произведениям Пушкина, был поставлен ребром вопрос о форме и содержании художественного творчества, - вопрос о гак наз. "классицизме" и "романтизме". Все молодые и свежие литературные силы, вслед за Пушкиным, стали под знамя нового направления, которое окрестили названием "романтизма" и которое, в сущности, было практическою проповедью свободы художественного вдохновения, независимости от признанных литературных авторитетов. как в выборе. содержания для поэтических произведений, так и в приемах его обработки. Горячим и ревностным защитником этого направлении явился и Б. Он резко и, вместе с тем, остроумно попадал на защитников старого псевдоклассицизма, доказывая, что век этого направления, как и создавшая его эпоха пудреных париков, миновали безвозвратно, и это литературные староверы, продолжая загромождать словесность этою мертвечиною, только вредят и мешают свободному развитию дарований. Отрицание классических правил и приемов, как ненужного старого хлама, и требование для поэтического творчества полной, ничем не стесняемой свободы - таковы были основные понижения критики Б. Идеальными типами поэтов художников он ставил Шекспира, Шиллера, в особенности же Байрона и (впоследствии) Виктора Гюго. Не отличаясь глубиною взгляда, критические статьи Б. производили, однако же, сильное впечатление своею пылкостью, живостью и оригинальностью; они всегда вызывали более пли менее оживленный обмен мнений, всеми читались и обсуждались и, таким образом, будили в нашей литературе критическую мысль в то время, когда наша литературная критика была еще, можно сказать, в зародыше. Белинский признал за этими статьями Б. "неотъемлемую и важную заслугу русской литературе и литературному образованию русского общества", прибавив к этому, что Б. "был первый, сказавший в нашей литературе много нового", так что критика второй половины 20-х годов была, во многих отношениях, только повторением литературных обозрений "Полярной Звезды".

Декабрьские события 1825 г. на время прервали литературную деятельность Б. Уже отпечатанные листы "Полярной Звезды" на 1826 г. с его статьею были уничтожены; сам он сначала был отвезен в шлиссельбургскую крепость, а затем сослан в Якутск. Здесь он ревностно изучал иностранные языки, а также знакомился с краем, нравами и обычаями местных жителей; это дало содержание нескольким этнографическим его статьям о Сибири, Здесь же им начата повесть в стихах под заглавием: "Андрей, князь Переяславский, первая глава которой, без имени и согласия автора, напечатана в Спб., 1828. В следующем году Б. был переведен на Кавказ, рядовым, с правом выслуги. В первое время по приезде, он постоянно участвовал в различных военных экспедициях и стычках с горцами, а к литературе получил возможность вернуться только в 1830 г. С этого года, сначала без имени, а потом - под псевдонимом Марливского в журналах все чаще и чаще появляются его повести и рассказы ("Испытание", "Наезды", "Лейтенант Белозор", "Страшное Гадание" "Аммалатбек", "Фрегат Надежда" и пр.) изданные затем, в 1832 г., в 5ти томах (под заглавием: "Русские повести и рассказы" и без имени автора). Вскоре понадобилось второе издание этих повестей (1835 с именем А. Марлинского); затем ежегодно выходили новые тома; в 1839 г. явилось третье издание, в 12-ти частях: в 1847 - четвертое. Главнейшие повесть М. перепечатаны в 1880-х гг. в "Дешевой библиотеке" А. С. Суворина.

Этими своими произведениями Бестужев Марлинский в короткое время приобрел себе огромную известность и популярность в русской читающей публике. Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и что гораздо важнее - ими не только все зачитывались, - их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли "Пушкиным прозы", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе... Причина этого необыкновенного успеха заключалась в том, что Марлинский был первым русским романистом, который взялся за изображение жизни русского общества, выводил в своих повестях обыкновенных русских людей, давал описания русской природы, и при этом, отличаясь большою изобретательностью на разного рода эффекты, выражался особенным, чрезвычайно и. ветистым языком, полным самых изысканных сравнений и риторических прикрас. Все эти свойства его произведений были в нашей тогдашней литературе совершенною новостью и производили впечатление тем более сильное, что русская публика, действительно, ничего лучшего еще и не читала (повести Пушкина и Гоголя явились позже).

В своих романах и повестях Марлинский явился настоящим "романтиком". В них мы видим стиль и приемы, очень близко напоминающие немецкий Sturm und Drang 70-х годов прошлого столетия и "неистовую" французскую беллетристику школы В. Гюго (которым Марлинский всего больше увлекался). Как там, так и здесь, - стремление рисовать натуры идеальные в добре и зле, чувства глубокую, страсти сильные и пылкие, для которых нет иного выражения, кроме самого патетического; как там, так и здесь - игра сравнениями и контрастами возвышенного и пошлого, благородного и тривиального; во имя презрения к классическим теориям и правилам, - усиленная погоня за красивой, оригинальной фразой, за эффектом, за остроумием, - словом за тем, что на немецком языке эпохи Шиллера и Г„те называлось "гениальностью", а на языке поклонников и критиков Марлинского получило ироническое название "бестужевских капель". И наряду с этим - совершенное пренебрежение к реальной житейской правде и ее требованиям (которые в ту пору никому из писателей даже и не снились) и полная искусственность, сочиненность и замысла, и его выполнения. Марлинский первый выпустил в нашу литературу целую толпу аристократически изящных "высших натур", - князей Лидиных, Греминых, Зездиных и им подобных, которые живут только райским блаженством любви или адскими муками ревности и ненависти, - людей, "чело" которых отмечено особою печатью сильной страсти. Они выражают свою душевную бурю блестящим, напыщеннориторическим языком. в театрально-изысканной позе; в них "все, о чем так любят болтать поэты, чем так легкомысленно играют женщины, в чем так стараются притворяться любовники, - кипит, как растопленная медь, над которою и самые пары, не находя истока, зажигаются пламенем... Пылкая, могучая страсть катится, как лава; она увлекает и жжет все встречное; разрушаясь сама, разрушает в пепел препоны, и хоть на миг, но превращает в кипучий котел даже холодное море"... "Природа", говорит один из этих героев Марлинского, - "наказала меня неистовыми страстями, которых не могли обуздать ни воспитание, ни навык; огненная кровь текла в жилах моих"... "Я. готов", говорит другой, "источить кровь по капле и истерзать сердце в лоскутки"...И ни в том, ни в другом, ни в десятом из этих эффектных героев, в действительности, - нет ни капли настоящей крови, нет настоящей, реальной жизни, характера, типа. Все они - бледные и бесплотные призраки, созданные фантазией беллетриста романтика и лишь снаружи прикрытые яркими блестками вычурного слога. Белинский справедливо определил Марлинского, как талант внешний, указав этим и на главную причину его быстрого возвышения и еще более быстрого падения в литературе. В самом деле, им зачитывались и восхищались только до тех пор, пока в литературе не явилась свежая струя в повестях сначала Пушкина, потом - Гоголя, поставивших писателю совсем иные требования, практически указавших на необходимость свести литературу с ее отвлеченных высот на почву действительной жизни. Как только эта необходимость была почувствована, как только читатель заявил о своем желании видеть в книге самого себя и свою жизнь без риторических прикрас, - он уже не мог по прежнему восхищаться "летальностью" Марлинского, и любимый ими писатель скоро был оставлен и забыт.

Лучшими из повестей Марлинского считаются: "Фрегат Надежда", "Аммалатбек", "Мулла Нур" и "Страшное Гадание". В его повестях из кавказской жизни заслуживают внимания интересные картины природы и нравов, но действующие среди этой обстановки татары и черкесы наделены чрезвычайно "неистовыми" байроновскими чувствами. Стиль и характер Марлинского имели в свое время большое влияние на нашу изящную литературу. Не говоря о толпе бездарных подражателей, которые скоро довели отличительные особенности Марлинского до пошлой карикатуры, нельзя не заметить, что его манера, до известной степени, отразилась и в повестях Пушкина ("Выстрел"), и в "Герое нашего времени" Лермонтова, и еще более - в драмах последнего. 

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.


Далее читайте:

Письмо Александра Александровича Бестужева к Императору Николаю Павловичу из Петропавловской крепости.

Письмо А.С. Грибоедова А. А. Бестужеву. 22 ноября 1825. Станица Екатериноградская.

Бестужев Александр Феодосьевич (1761-1810), российский просветитель-демократ, отец Александра Александровича.

Бестужев Николай Александрович (1791-1855), декабрист, брат Александра Александровича.

Бестужев Михаил Александрович (1800-1871), декабрист, брат Александра Александровича.

Бестужев Петр Александрович (1804-1840), декабрист, брат Александра Александровича.

Декабристы (биографический справочник).

Нечкина М.В. Декабристы.

Движение декабристов (Список литературы).

Румянцев В.Б. И вышли на площадь...  (Взгляд из XXI века).

Участники наполеоновских войн (биографический справочник).

"Русская Правда" П. И. Пестеля.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС