Бляхин Павел Андреевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бляхин Павел Андреевич

1886-1961

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Бляхин Павел Андреевич

Бляхин Павел Андреевич (псевдоним Путник) [25.12.1886(7.1.1887), с. Верходым Саратовской обл.— 19.6.1961, Москва] — прозаик, кинодраматург.

Родился в многодетной крестьянской семье. Рано потерял мать. Воспитывался в семье дяди, провел детство в с.Селитренном Астраханской губ. С самых ранних лет батрачил. Учился в церковно-приходской школе. Страстно увлекался книгами. Особое влияние на Бляхина оказала учительница Вера Сергеевна Раневская, определившая круг его чтения (герой романа Э.Войнич «Овод» стал для Бляхина идеалом революционера).

В 1903, приехав в Астрахань, по рекомендации В.С.Раневской вступает в РСДРП. Занимается подпольной пропагандистской работой. В дек. 1904 участвует в Бакинской стачке. Неоднократно сидел в тюрьме и находился в ссылке за нелегальную политическую деятельность. Принимал участие в революции 1905. Был представителем большевиков в Центральном совете московских профессиональных союзов.

С 1907 являлся членом Московского комитета партии. Опасаясь ареста, в 1908 вновь избрал местом жительства Баку.

В поисках заработка Бляхин пробовал выступать в качестве декламатора, ставил одноактные пьесы в клубах. По возвращении в столицу некоторое время посещал студию МХТ. После очередного ареста и побега из ссылки в 1913 оказался в Киеве. Начал собирать материалы и делать наброски к книгам «Лучше смеяться, чем плакать» и «Киевские силуэты». Первая по замыслу автора должна была быть посвящена жизни в тюрьмах и ссылках. Опубликовал несколько очерков и рассказов в газ. «Киевская мысль».

Во время Первой мировой войны служит санитаром в госпитале, пишет очерки пацифистской направленности, которые были напечатаны в 1917 в костромской газ. «Северный рабочий». В Костроме Бляхин занимал должность председателя городского совета профсоюзов, а в 1919 был избран председателем исполнительного комитета рабочих и крестьянских депутатов.

В 1920 — член состава президиума губернского комитета КП(б)У в Одессе, отвечает за сбор хлеба и продовольствия в уездах; вскоре — председатель губернского комитета в Екатеринославе. В это время у Бляхина возникает замысел книги о подростках, борющихся с оружием в руках против Белой армии и Махно. В Одессе выходит первая антиклерикальная книга Бляхина — «Долой чертей, долой богов! Долой монахов и попов!» (1920), вслед за ней — вторая «Как попы дурманят народ» (1920). Бляхин будет писать памфлеты против церкви до конца 1920-х.

Вернувшись в Кострому в 1921, становится секретарем губкома РКП(б). К годовщине штурма Перекопа пишет сценарий к массовой постановке, которую осуществил будущий художественный руководитель Театра Советской Армии А.Д.Попов.

В 1921 по заданию ЦК Бляхин вновь направлен в Баку, где был заместителем председателя Главполитпросвета Азербайджана. Во время поездки, длившейся около месяца, написал повесть «Красные дьяволята».

В центре сюжета повести — два подростка, брат и сестра, самостоятельно начавшие «партизанскую» деятельность против бандитов и богатых крестьян, и затем превратившиеся в бойцов Конной армии Буденного, где они находят еще одного товарища. Подростки совершают ряд невероятных подвигов (вплоть до поимки батьки Махно), выходят победителями из смертельных ситуаций, своим самоотверженным служением делу революции добиваются высокого признания Республики и награды орденом Боевого Красного Знамени. Книга была очень популярна и неоднократно переиздавалась (вторая волна переизд. относится к 1960-м). По ее сюжету в 1922 И.Н.Перестиани снял одноименный фильм, а в 1966 Э.Г.Кеосаян выпустил новую экранную версию — «Неуловимые мстители» (в 1968 вышло продолжение — «Новые приключения неуловимых», а в 1970 — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»).

Повесть «Красные дьяволята» можно рассматривать как артефакт, представляющий один из начальных, предварявших открытую манифестацию нового эстетического метода этапов становления литературы социалистического реализма (1932). Ориентированная прежде всего на детскую и юношескую аудиторию, она обладает рядом качеств, позволяющих без особого усилия увидеть в ней соответствие еще не провозглашенному канону. Автор, безусловно, является носителем марксистского понимания общественного развития, т.е. принципа коммунистической партийности в искусстве. Он рассказывает о социалистическом движении народных масс и вводит в литературу нового героя — если не пролетария, то фигуру по социальному статусу ему чрезвычайно близкую. Наконец, текст написан для массового читателя и открыто служит его воспитанию. Разумеется, в повести Б. можно найти отступления от заданной схемы, но тем самым лишь определяется особое место этого произведения в истории соц-реалистического искусства.

Главная эстетическая установка Бляхина — «описывать только то, что было, или только то, что могло быть» (Бляхин П. Красные дьяволята: Погоня за Голубой лисицей. Харьков, 1925. С.7), оправдывает близкое мифу или легенде повествование об исторических событиях. Сюжет мотивируется ровно настолько, чтобы у неискушенного читателя возникло чувство правдоподобия разворачивающейся перед ним коллизии. Логика повествования полностью подчинена изначальной установке дать пример революционного героизма и изобразить новый тип прогрессивной личности взамен устаревшей (например, того же Овода Э.Войнич). Отсюда открытая карикатурность отрицательных персонажей и преувеличенная цельность положительных. Это следование не «фактографической», а т.н. «художественной» правде обеспечило Бляхину место одного из основоположников романтической линии в литературе социалистического реализма. Понять специфику текста Бляхина помогает сравнение, например, с произведениями для юношества «серапиона» В.Каверина, где общечеловеческие ценности преобладают над классовыми, или с «безыдейным» детским творчеством «обэриутов».

В 1925 Бляхин пишет продолжение «Красных дьяволят», назвав его киноповестью. События происходят в Крыму и относятся ко времени взятия Перекопа. Подчиняясь исторической правде, автор вынужден освободить плененного в прошлой части врага советской власти Махно и даже позволить ему какое-то время стать союзником Красной Армии в борьбе с Врангелем. Тем не менее и на этот раз Махно не уйти от плакатного разоблачения: теперь не «дьяволята», а простые крестьяне ловят его, обваливают в пуху и сажают на корову, привязав к грязному хвосту. Герои же Бляхина, завершив ратные дела, обращаются к мирному строительству. Этому этапу из их жизни должна была быть посвящена третья часть повести — «На трудовом фронте». Увлекшись пропагандистской силой кинематографа, Бляхин пишет сценарии.

В 1925 выходит его сценарий «Большевик Мамед», в котором со всей отчетливостью реализована базовая схема будущей автобиографической трилогии, к работе над которой писатель вплотную приступит в 1950-е. Действие разворачивается в Баку, в «эпоху власти буржуазно-помещичьей мусульманской партии Мусават и оккупантов-англичан» в 1919-20. Мамед, «молодой, веселый, чрезвычайно живой рабочий тюрок, смелый до дерзости, хороший гимнаст» (Большевик Мамед. С.5), проходит путь от инстинктивного ощущения того, кто является его классовым врагом, к осознанному участию в революционной борьбе.

Среди сценариев Бляхина — направленный против магометанской церкви «Во имя бога» (1925; поставлен А.М.Шарифом-Заде), «26 бакинских комиссаров» (1926), «Иуда» (1927; поставлен Е.А.Ивановым-Барковым) и др.

Во время Великой Отечественной войны Бляхин добровольцем ушел на фронт, работал в армейской газете, вел дневник, легший в основу книги «Годы великих испытаний» (1966).

После войны Бляхин работает над автобиографической трилогией «Дни мятежные»: «На рассвете» (1950) «Москва в огне. Повесть о былом» (1956), «Дни мятежные» (1959). Романы посвящены жизни подпольщика (1903-04, Бакинская стачка; революция 1905; снова Баку, 1905, канун революции) и представляют собой развернутую реализацию сюжетного инварианта, в соответствии с которым герой проходит стадию интуитивного ощущения социальной несправедливости, затем стадию политического просвещения под руководством товарищей по партии и наконец сам вступает на путь просветительства и борьбы.

В.Ю.Вьюгин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 234-236.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Долой чертей, долой богов! Долой монахов и попов! Кострома, 1920;

Памятка члена партии. Кострома, 1920;

Красные дьяволята. Баку. 1923;

Большевик Мамед: киносценарий: в 7 ч. М., 1925;

Речь на Чрезвычайной конференции ВАППа // Октябрь. 1926. №3;

Красные дьяволята: [Ч.1,2]. М., 1927;

Иуда: сценарий. М., 1929;

На рассвете. М., 1950;

Москва в огне: Повесть о былом. М., 1956;

Дни мятежные: Повесть о днях моей жизни. М., 1959;

Годы великих испытаний: дневники, письма. М., 1966.

Литература:

Решетин С. О детской мечте // Детская литература. 1938. №13;

Валисьев А. Автор «Красных дьяволят» // литература и жизнь. 1960. 16 нояб.;

Бляхина-Топоровская Х.С. Автор «Красных дьяволят». Волгоград, 1978;

Борисов Б.Н. Две редакции повести П.А.Бляхина «Красные дьяволята» // Художественный образ и историческое сознание: межвузовский сб. Петрозаводск, 1974;

Таратута Е. А. Драгоценные автографы: Книга воспоминаний. М., 1986.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС