Блок Марк
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Блок Марк

1886-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Марк Блок

Блок (Block) Марк (1886 - расстрелян фашистами в 1944) - французский историк-медиевист, ученый, заложивший основы методологической модернизации исторической науки 20 века. Основные сочинения: "Иль-де-Франс: Страна вокруг Парижа" (1913), "Феодальное общество" (тт. 1-2, 1939-1940), "Характерные черты французской аграрной истории" (1931), "Апология истории, или Ремесло историка" (1941-1942) и др. В 1929, совместно с Февром, основал журнал "Анналы экономической и социальной истории", положивший начало так называемой "школе" Анналов", которая в значительной степени определяла поиски новых горизонтов исследования в западной историографии. История как "серьезное аналитическое занятие", по Блоку, представляет собой не пассивное воспроизведение прошлого в соответствии с данными исторических источников, а активное конструирование его образа на основе авторской концепции, задающей видение значимого содержания источников. Исторический источник всегда "отвечает" на конкретные вопросы историка, и умело составленный вопросник способен выявить подспудное содержание источника, позволяет проникнуть глубже лежащих на поверхности событий. Осмысление активности субъекта познания (типичное для неклассической науки вообще) трансформировало предмет исторического исследования. Блок провозгласил и осуществлял переориентацию науки истории с описания "деяний" на анализ массового социального поведения, повседневной жизни людей, проходящей в медленно текущем времени ("длительной временной протяженности" - см. Бергсон). На смену изучению событий "гражданской истории" (политических, дипломатических, военных) приходит, по мысли Блока, социальная история - анализ общества как целостной системы, включающий рассмотрение "человеческой географии", средств коммуникации, обмена, истории техники и т.п. Историческое исследование ориентируется на тесный союз с социальными науками и приобретает междисциплинарный характер. Полную картину исторического прошлого, по Блоку, строит исследование, сочетающее анализ объективных (экологических, технических, демографических и др.) факторов с изучением субъектного, социально-психологического начала истории. Ориентацией на реконструкцию ментальных структур, определяющих социальное поведение человека, Блок предвосхитил основные исследовательские установки "исторической антропологии" 1970-1980-х (Ж.Дюби, Ле Гофф, А.Я. Гуревич). Понимая историю как науку "о людях во времени", Блок именно человека рассматривал как начало, интегрирующее различные аспекты жизнедеятельности общества. Акцент на гуманитарном измерении истории делает идеи Блока особенно актуальными в контексте современных поисков в исторической науке. (См. "Анналов" школа.)

В.Н. Фурс

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.


Блок (фр. Bloch), Марк (06.07.1886, Лион, Франция — 16.06.1944, Сен-Дидье-де-Форман, Франция) — французский историк, медиевист, один из основателей журнала «Анналы» (вместе с Л. Февром) и родоначальников одноименной школы, получившей широкую известность и распространение.

Родился в Лионе в семье университетского профессора истории, специалиста в области классической древности Гюстава Блока и Сары Эбштейн. После обучения в парижском лицее Людовика Великого (Lycée Louis-le-Grand) поступил в 1904 году в Высшую нормальную школу (école normale supérieure), которую окончил в 1908 году. Уже к этому времени у Блока сформировался устойчивый интерес к медиевистике, более углубленному изучению которой посвятил время, проведенное в Лейпциге и Берлине (1908—1909). Преподавал в течение 1912—1914 годы гуманитарные предметы в школах Монпелье и Амьена. В 1914 году вступил в ряды французской армии (ранее службу проходил в период обучения в Высшей нормальной школе) и участвовал в Первой мировой войне. По ее окончании вернулся к исследовательской деятельности (в 1913 году увидела свет первая книга Блока «Иль-де-Франс: страна вокруг Парижа» («Lîle-de-France: Les pays autour de Paris»); и преподаванию — с 1919 года читал лекции по истории Средневековья в Страсбургском университете. В 1919 году вступил в брак с Симоной Видаль, в котором родились шестеро детей.

В 1920-х годах Блок опубликовал фундаментальные труды по медиевистике: «Короли и сервы — глава из истории Капетингов» («Rois et serfs — un chapitre d’histoire capétienne», 1920) и «Короли-чудотворцы» («Les Rois Thaumaturges: étude sur le caractère surnaturel attribué à la puissance royale, particulièrement en France et en Angleterre», 1924). Если в первой работе, являющейся диссертационной, ученый обратился к выявлению места правителя в социально-экономических процессах и регулированию им статуса свободных или несвободных поданных, то во второй сосредоточился на изучении сакрального характера власти средневекового государя и его целительства путем наложения рук на больных золотухой.

Блок в равной мере интересовала как материальная история, так и системы представлений, духовные и интеллектуальные искания людей прошлого. Установка на комплексное исследование макро- и микроструктур в свете социальной и экономической истории реализовалась в основанном в 1929 году совместно с Л. Февром в журнале «Анналы». В 1931 году вышла монография Блока, посвященная французской аграрной истории. В ее основу положены лекции, прочитанные ученым в Институте сравнительного изучения культур (Осло). К 1936 году Блок — признанный специалист по социальной и экономической истории, видный медиевист, профессор Страсбургского университета, а затем Сорбонны. Плодом интенсивных исследований стала его программная книга «Феодальное общество» («La société féodale»), опубликованная в двух томах в 1939—1940 годы и отразившая принципиально новый (по сравнению с предшествующей позитивистской историографией) взгляд на эпоху Средневековья. Для данной работы характерно стремление изучить не только материальную, но и духовную сторону жизни людей прошлого в тесной взаимосвязи, выработать синтетический подход к освещению внешних и внутренних явлений, фактов, событий и структур, далеко отстоящих от современного Блоку времени. Ученого интересует эпоха Средневековья как многофакторное явление, требующее комплексного, разностороннего изучения.

С началом Второй мировой войны Блок был мобилизован; разгром французских войск и последующая оккупация оставили неизгладимый след в работах того периода. Книги «Странное поражение» («L’étrange défaite. Témoignage, écrit en 1940», 1940) и «Апология истории, или Ремесло историка» («Apologie pour l’histoire ou Métier d’historien», 1941—1942) — памятники мужества Блока, верности гражданским свободам и выбранному научному пути. Тяжелое психологическое состояние, вызванное войной, бедственное материальное положение, побуждавшее Блока искать подработки в университетах Страсбурга и Монпелье, и даже вынужденная необходимость оставить собственное детище — журнал «Анналы» — не сломили его. Более того, в таких экстремальных условиях проявился несгибаемый дух Блока. Он не только не оставил научных занятий (в «Анналах» Блок публиковался под псевдонимом М. Фужер), но и вступил в ряды французского Сопротивления. В последние годы участие в подпольном движении стало смыслом его жизни. Путь историка, гражданина, ученого-мыслителя оборвался 16 июня 1944 года: Блок был схвачен нацистами, посажен в тюрьму форта Монлюк и вскоре расстрелян. Казнь состоялась в местечке Лерусий близ Сен-Дидье-де-Форман. Последними словами Блока, как отмечает Л. Февр, ссылающийся на свидетельство Ж. С. Альтмана, были: «Да здравствует Франция!»

Влияние идей Блока на развитие национальной и мировой исторической науки трудно переоценить. Широкое применение сравнительно-исторического и историко-антропологического методов, стремление увязать материальную действительность с движениями человеческого сознания, изучение общественно-экономических и культурных аспектов прошлого в тесной связи с психологическими установками, внедрение термина «ментальность» в гуманитарные штудии и т. д. значительно продвинули социальные науки. Блок справедливо считается одним из крупнейших медиевистов XX столетия, родоначальником «школы Анналов» и идейным вдохновителем обновления социальной истории и гуманитарного знания в целом.

А. К. Гладков.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 15-16.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко. Прим. и статья А. Я. Гуревича. М., 1986; Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Послесл. А. Я. Гуревича. М., 1998; Странное поражение / Пер. Е. В. Морозовой. М., 1999; Феодальное общество / Пер. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. М., 2003; Характерные черты французской аграрной истории / Пер. И. И. Фроловой. М., 1957; Rois et serfs — un chapitre d’histoire capétienne. Paris, 1920.

Литература:

Афанасьев Ю. Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» в современной буржуазной историографии. М., 1980; Гуревич А. Я. Марк Блок и «Апология истории» // Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е. М. Лысенко. Примечания и статья А. Я. Гуревича. М., 1986. С. 182—231; Его же. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993; Трубникова Н. В. Историческое движение «Анналов»: традиции и новации. Томск, 2007; Февр Л. Марк Блок и Страсбур. Воспоминания о великом историке // Февр Л. Бои за историю / Пер. А. А. Бобовича, М. А. Бобовича, Ю. Н. Стефанова. Статья А. Я. Гуревича. М., 1991. С. 130—145; Его же. Феодальное общество. Критический синтез // Там же. С. 146—158; Fink C. Marc Bloch: A Life in History. Cambridge, 1989; Lyon B. Marc Bloch, Historian // French Historical Studies. 1987. Vol. XV. P. 195—207.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС