![]() |
Борятинский Никита Петрович |
?-1630 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
На первую страницуБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Борятинский Никита Петрович (?-1630), князь,
дворянин московский (с 1577) и воевода, младший из 5 сыновей кн. П. И.
Борятинского. 17 янв. 1608 упом. разрядами в числе поезжан на свадьбе царя
Василия Шуйского и кнж. М. П. Буйносовой- Ростовской. В 1613 отправлен «в
прибавку» из Боровска в Смоленск с атаманами и казаками против поляков. «А
идти велено им под Смоленеск наспех, чтоб з запасы в Смоленеск не
пропустить». 3 апр. 1614 послан вместе с воеводой кн. Ю. Я. Сулешевым против
мятежного атамана И. М. Заруцкого: «Лета 7I22-го апреля в 3 день государь
царь… Михайло Федорович… велел стольнику и воеводам князю Юрью Яншичю
Сулешову да князю Миките Петровичю Борятинскому итти на свою государеву
службу на воров на Ивашка Зарутцково с товарыщи конною ратью, а с ними
указал государь быти на своей государеве службе дворянам и детем боярским
резанцом, коширяном, туляном, соловляном, черняном, новосильцом, рязаном,
курмышаном да с Резани же бордаковским татаром, да луговые стороны
арзамаской, нижегородцкой, алаторской мордве, да с вогненым боем черньским,
дедиловским конным казаком по спискам. А збиратца их указал государь со всею
ратью на Алаторе, а срок указал государь итти из городов ратным людем на
Алатаре велик день нынешнего 122-го году. А списки ратным людем, которым с
ними быти, коширяном, соловляном, дворяном и детем боярским, даны на Москве,
а иные списки дворян а детей боярских и татар, и мордвы, и казаков велено
прислать из городов воеводам с Резани, ис Переславля Резанского князю Федору
Лыкову да дьяку Олексею Бохину, из Заразского города Ивану Карамышеву, с
Тулы стольнику Григорью Плещееву, з Дедилова осадной голове Петру Дурову, с
Черни осадной голове Казарину Срезневу, из Новосили Федору Челюсткину, из
Рязсково князю Ивану Волконскому, из Нижнева боярину князю Володимеру
Ивановичю Бахтеярову-Ростовскому да Семену Глебову да дьяку Ондрею Варееву,
из Орзамаса князю Петру Лвову да дьяку Степану Козодавлеву, с Курмыша
воеводе Ивану Урусову. А на Алатаре списки взять у князя Петра Ахамашукова.
А сколько с которого города каких людей указано с ними в походе быть и тому
дана им роспись за дьячьею приписью… А по нетчиков посылати им от себя в
городы высыльщиков ис прогонов иных городов детей боярских и велети
высыльщиком тех нетчиков высылати к себе на Алатарь наспех. А которые
нетчики учнут ослушатца или учнут хоронитца, и тех велети сыскивати
накрепко, а, сыскав, велети их приводити к себе на Алатарь да тех ослушников
велети бити батоги и сажати в тюрьму на время, а ис тюрьмы их велети давати
на крепкие поруки з записьми, что им на государеве службе на Алатаре жити
без съезду… А как ратные люди на государеве службе на Алаторе в зборе будут,
и стольнику и воеводам князю Юрью и князю Миките росписати дворян и детей
боярских и татар, и мордву, и бортников, и казаков по сотням и учинити у них
голов и списки головам дати; и выбрати из городов из дворян и из детей
боярских изо всяких ратных людей станичных голов и ездаков по скольку
человек пригоже, которые наперед сего в станицех езживали, и новых прибирати,
кому мочно станичное дело знати; и посылати их с Алатаря станицы до Самары
степью и поперег польских дорог к Шатцкому, а от Шатцкого до рек до Хопра и
до Бетюка, и до Медведицы и до иных урочищ порознь по станице, переменяяся,
выпрашивая старых станичников и вожей про урочища; и в польские городы
послати по вести вестовщиков и велеть у них в польских городех жити
вестовщиком без съезду и писать с ними в городы к воеводам, чтоб оне всякие
вести к ним писали… И того велети головам и станичником проведывати накpeпкo,
откуды чаять приходу на государеву украину вора Ивашка Зарутцкого и
воровских людей. И того головам и станичником приказывати накрепко: будет от
них сторожи увидят людей или сакму переедут биту внове, и им посылати перед
собою и[с] станиц голову дворянина добра, а с ним детей боярских человек дву
или трех, которым бы станичное дело было зa обычай, и лошади б под ними были
добры; и велети про людей проведывати накрепко: какие люди и сколько их и на
которые места приходу их чаять; да что будет у них каких вестей, и им велети
с тем отсылать к себе по одному человеку, а достальным велети приезжати к
себе с прямыми с подлинными вестми: а головы б до урочных мест доезжали и к
ним приезжали головы и сторожи с прямыми с подлинными вестми и сказывали им
правду, а не лгали. А что от станичных голов и от сторожей про воров ж про
воинских людей каких вестей будет, и им всякие вести писати к государю и по
городом, куда пригоже, почасту. Да стольнику же и воеводам князю Юрью Яншичю
и князю Миките посылать для вестей на низ к Волге и в плавную к боярину и
воеводам ко князю Ивану Микитичю Одоевскому да к окольничему к Семену
Василеевичю Головину в Тетюши и в польские городы в Темников, в Шатцкой и в
ыные городы, куда пригоже, детей боярских добрых человек по два и по три
одвуконь… А хто учнет голов и станичников в станицех и вестовщиков в городы
на вести ездити, и стольнику и воеводам князю Юрью Яншичю и князю Миките
наказывали того головам и станичником и вестовщиком накрепко: будет наедут
на них воры или воинские люди татаровя какими мерами ни будь и грешным делом
их изгоняют и в полон поемлют, а учнут про государя… Михаила Федоровича… и
про всякие вести роспрашивати, и они б сказывали, что в Казани и на Алатаре
и по всем украинным городом стоят гoсударевы бояре и воеводы, а с ними
многие ратные люди, конная рать и плавная с вогненым боем; и все им говорити,
чтоб было годно государю и всей земле безо всякого пристрастия; а государь
их пожалует, велит ис полону выкупити или из якыков дати обмену тотчас. А
будет у стольника и у воевод у князя Юрья Яншича и у князя Микиты из городов
вести будут, что вор Ивашко Зарутцкой с воровскими людьми или от нево
посылка из Астарахани или воинские люди татаровя идут степью по крымской или
по нагайской стороне к украинным городом к Темникову или к Шатцкому, а люди
будут небольшие, а с Алатаря будет на тех воровских на малых людей посылки
посылати мочно, и им, прося у бога милости, на тех воровских людей посылать
с Алатаря голов с сотнями и велети им над воры государевым делом и земским
промышлять и городом помогать с великим раденьем сколько милосердый 6ог
помочи подаст. А будет скажут станичные головы или сторож, что вор Ивашко
Зарутцкой или от него воровские люди или татаровя идут мимо всех городов
прямо к Олатарю или к Тетюшам и к иным казанским городом, и стольнику и
воеводам князю Юрью Яншичю и князю Миките, прося у бога милости, против
воров и воинских людей ходить и с ними битися сколько милосердый бог помочи
подаст и городов Шатцкого и иных городов и себя уберечь, чтоб им промыслом
своим и раденьем государевых украинных городов вором и воровским людем
воевать не дать и над воры поиск учинити. А в Казань к боярину и воеводам ко
князю Ивану Михайловичю Воротынскому от rocудapя писано, велено ему голов з
дворяны и з детьми боярскими, и с татары, и с черемисою, и с чюваши посылать
по вестем к ним на помочь. И князю Юрью и князю Миките, прося у бога
милости, над воры промышлять и в плавную з бояры и воеводами в Тетюши и на
Самару и в польские городы в Темников, в Шатцкой с воеводы ссылатца почасту
и про всякие вести ведать; да что будет от тех городов про Зарутцкого и про
его умышленья каких вестей, и им всякие вести писати ко государю к Москве
почасту. Да стольнику же и воеводам князю Юрью Яншичю Сулешову да князю
Миките Барятинскому приучити к себе на Алатаре изо всяких охочих людей,
разведывая про них накрепко, которые б от воровства были чюжи, и обнадежа их
государевым жалованьем гораздо или хотя от того и найму давать и посылати их
к Астрахани или на Волгу, и на иные реки к донским и волским, к терским и к
яитцким к атаманом и казаком, которые, отстав от Московского государства,
воруют с Ывашком Зарутцким, и велети у них лазутчиком проведывати накрепко
про вора про Ивашка Зарутцкого и про Маринку и про сына ее, и про
астараханских всяких людей; где ныне вор Ивашко Зарутцкой и Маринка с сыном
в Астарахани? и будет в Астарахани, и астараханские люди им прямят ли? и
будет прямят, и сколько ныне в Астарахани всяких ратных людей всякого бойца
и сколько юртовских татар? и что у Ивашка Зарутцкого и у Маринки и у
астараханских людей умышленье? и сколько на Волге и на Терке, и на Яике
атаманов и казаков? и кому волские и терские и яитцкие атаманы и казаки
прямят: государю… Михаилу Федоровичю… или Зарутцкому и Маринке? и где
Араслан мурза Урусов, в Астарахани или из Астарахани куды отпущон? и будет
отпущон, и куды отпущон и сколько с ним татар ево? и где ныне кочюют Иштерек,
князь Больших Нагай, з братьею и з детьми и со всею своею горнею ордою? и
нет ли у него в Астарахань к вору Ивашку Зарутцкому на государя какой
ссылки? и будет есть, и о чем ссылка? и в Кизылбаши [Персия] вор Ивашко
Зарутцкой ссылаетца ли? и будет ссылаетца, в о чем ссылаетца и сколь давно у
них ссылка была? а нет ли ныне в Астарахани внове от кизылбашского от шаха
посла? и будет есть, и сколь давно прислан и х кому и о чем прислал и хто
имянем и какой он человек у шaxa? — про то про все велети всякими мерами
проведывати накрепко. А что им про то учнут лазутчики сказывати, и им о том
писати к государю к Москве с нарочными гонцы: да и в плавную к боярину и
воеводам ко князю Ивану Никитичю Одоевскому с товарыщы и на Самару к воеводе
ко князю Дмитрею Пожарскому и в польские городы про всякие ратные вести
писати же, опричь ссылок и посольских дел. А будет есть из Астарахани или с
Волги и с ыных польских рек от отаманов и от казаков, которые воруют з
Зарутцким, а стоят но рекам, а мысль будет их и обращенье ко государю…
Михаилу Федоровичю… есть, a стольнику и воеводам князю Юрью Яншичю Сулешову
да князю Миките Борятинскому писати к ним от себя о обращенье, чтоб они,
помня бога и свои души и к прежним великим государем царем российским свою
прямую службу и раденье и прежних государей к себе милость и жалованье и
видя ныне к себе… Михаила Федоровича… милость и жалованье и призрение и
памятуя свою за Московское государство правую службу и раденье, как они под
Москвою против польских и литовских людей стояли и преславный царьствующий
град Москву от польских и от литовских людей очистили и многие братья их и
товарыщи, за православную крестьянскую веру и за правду бьючися с разорители
веры крестьянские, мученическою кровью венчалися, и ведая б и видя вора и
богоотступника и желателя розлитию крови хрестьянские Ивашка Зарутцкого и
еретицы Маринки зло и их вражей умысл на истинную православную крестьянскую
веру, от вора от Ивашка Зарутцкого отстали и обратилися ко государю… Михаилу
Федоровичю… и его царьскому величеству служили и прямили безо всякие
хитрости и на вора на Ивашка Зарутцкого и на едииомышлеников ево, на воров,
которые воруют, или з государевыми бояры и воеводами з боярином со князем
Иваном Микитичем Одоевским с товарыщи и со всеми с ратными людьми в плавной
рати вместе и над Зарутцким, прося у бога милости, промышляли сколько
милосердый бог помочи подаст, чтоб их, атаманов и казаков, и всего великого
войска к… Михаилу Федоровичю… и ко всему Росийскому государству прямою
службою и раденьем Астараханское государство от воров очистилося и учинилося
свободно и с Московским государством было в соединенье и в совете под одною…
его царьского величества высокою рукою во обороне и в защищенье по-прежнему.
А великий государь… Михайло Федорович… за прежнею их к Московскому
государству и за нынешнею к себе, великому государю, службу и раденье их
пожалует. А иное жалованье государь послал к ним з боярином своим и воеводы
со князем Иваном Никитичем Одоевским с товарыщи: и запасы, и сукна. И они б,
атаманы и казаки, единолично великому государю служили и прямили и в
Астарахань к астараханским ко всяким людем от себя писали, чтоб они врагу
божью и разорителю веры крестьянские вору Ивашку Зарутцкому и Маринке, их
злой бесовской прелести не верили и от воровства их отстали, а прибегли к
великому государю… Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу… » В том же году
Б. был на воеводстве ещё в Коломне: «И князю Миките велено быть к Москве». В
январе 1615 — «воевода по вестям», а 7 февраля «указано ему собираться с
ратными людьми в Сапожке и идти к Рязани для промыслу над Черкассами
[запорожцами], и «князь Микита тем походом замешкал, с людьми вскоре не
собрался, а Черкассы пришли до его приходу, и князю Миките велено бытии на
Воронеже». В 1616 служил воеводой в разных полках, направлявшихся в
различные части центрального и южного районов страны для ликвидации
разбойничьих шаек. За то, что допустил оплошность и не смог отразить их
нападение на Рязань, был в 1616 снова сослан в дальний Воронеж на должность
городового воеводы. В 1617 за подвиги в походах против поляков награжден
золотым. В 1623—1625 воеводствовал в Верхотурье, а в 1627—1629 — в Вятке.
Умер в 1630, оставив от брака с некой Афимьей (Евфимией) 2 сыновей: Фёдора и
Юрия. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Здесь читайте:Борятинские (Барятинские) — княжеский род, Рюриковичи (в 20-м колене).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|