Брунер Джером Сеймур
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Брунер Джером Сеймур

р. 1915

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Джером Сеймур Брунер

Брунер (Bruner) Джером Сеймур (род. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Биография. Образование получил в Университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941) Проходил службу в армии во Франции (1941-1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951 -1952, 1961- 1972). С 1972 г. - профессор Оксфордского университета (Великобритания). Исследования. В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлении и склонности к общению (Personality under social catastrophe: ninety life — histories of the Nazi revolution // Character and Personality. 1941, 10 (совм. с Allport G. W., Jandorf E. M.)). Одним из первых пытался ответить на вопрос, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие ( Value and ueed as organizing facrors in perceprion // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1947. N 42 (совм с Goodman С); в рус. пер.: Ценности и потребности как организующие факторы // Психология познания. М., 1977: Emotional selectivity in perception and reaction //Journal of Personality. 1947, 16 (совм. с Postman L.)). На основе этих исследовании Дж. С. Брунер предложил выделять «автохтонные» факторы восприятия, зави сящне от биологически значимых признаков, и «директивные», зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин «социальная перцепция». Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой формах (Studies in Cognitive Growth (совм с Olver R. R. et al.). N. Y„ 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте «критические», т. е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать потом. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды релевантны для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных кросскультурных исследовании дат определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей» (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные «усилители». Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком требований, предъявляемых ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неудача и появляется чувство скуки. В целом Дж. С. Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Методы. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Tbiafcmg (совм. с J. J. Goodnow, G. A. Austin). 1956).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 82-83.


Сочинения:

The perception of people (et Tagiuri R.) // Lindzey G. (Ed.), Handbook of .Social Psychology. L. 1959. V. 2; Maudato from the People. (944: On Knowing Essays for the Left Hand. 1962; Toward a Theory' of Instruction. 1966; Processes of Cognitive Growth Infancy. 1968, The Relevance of Education. 1971; Исследование развития познавательной деятельности. М„ 1971; Communication as Language. 1982; Child's Talk. 1983; Actual Minds, Possible Worlds. 1986; Another look at New Look // American Psychologist. 1992, 47, 780-783.

Литература:

Дж. С. Брунер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС