Бруно Джордано
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бруно Джордано

1548—1600

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Джордано Бруно

Бруно, Джордано  (ит. Bruno) (настоящее имя Филиппо) (01/02.1548, Нола близ Неаполя — 17.02.1600, Рим) — итальянский мыслитель, философ, ученый, писатель, поэт. По причине независимости и бескомпромиссности мышления был отлучен от церкви кальвинистами (см. Кальвинизм) (1579) и лютеранами (см. Лютеранство) (1589) и казнен католической церковью.

Монах-доминиканец (1565), священник (1572) близ Неаполя, затем в Риме (1576). После обнаружения в Неаполе принадлежавших ему книг Эразма Роттердамского Бруно покинул орден и скитался по городам Северной Италии. В 1578 году прибыл в Женеву, но из-за независимости своего мышления был в 1579 году отлучен кальвинистами от церкви и уехал в Тулузу, где до 1581 года преподавал философию и мнемотехнику. Там же написал утраченный ныне трактат «Clavis Magna» по мнемотехнике и формальной схоластике, развивая идеи Р. Луллия. С 1581 года в Париже при дворе Генриха III. Там создал первые из дошедших до нас сочинения — «О тенях идей» с приложением «Искусство памяти» (1582). Привлек мнемотехнический материал и абстракции Луллия для гносеологического исследования связи между физическим миром и миром идей. Практическим вопросам применения изложенных навыков мнемотехники посвящены диалоги — «Цирцеева песнь» и «О сложном строении и дополнении теории Луллия» (1582), в которых Бруно предпринял попытку выражения всемирного порядка через систему символов. Там же им написана комедия «Продавец свечей». В 1583 году переехал в Англию (Оксфорд и Лондон), где участвовал в диспутах с английскими теологами. После спора с оксфордскими докторами-сторонниками геоцентрической теории написал «Вечер Пепельной среды» (1584), защищая свою космографию, основанную на коперниковском гелиоцентризме. Бруно сформулировал оригинальную теорию, во многом парадоксально пересекающуюся с представлениями современной нам науки. Он писал о множестве миров в бесконечной вселенной, представление о которой у него практически совпадало с герметической концепцией Бога как бесконечного шара, центр коего находится повсюду, а сфера — нигде. Форма этого сочинения, как и многих других, перекликалась с сатирой в духе Аретино. Критика в нем грамматиков и схоластов поссорила Бруно с английским академическим миром. В Лондоне же Бруно написал «Изгнание торжествующего зверя» (1585) — оригинальную сатиру на деятельность церкви.

В октябре 1585 года Бруно вернулся во Францию. Однако его «Изложение аристотелевской физики» (1586) привело к конфликту с местными интеллектуалами, после чего Бруно уехал в Германию. В июле — августе 1586 года читал теологию в Марбурге, но его идеи оказались несовместимы с официальным аристотелизмом университета. В 1586—1588 преподавал в Виттенбергском университете. Затем отправился в Прагу, где пользовался покровительством императора Рудольфа II, потом — в Хельмштедт. Здесь Бруно написал ряд сочинений, среди которых трилогия латинских поэм в духе Лукреция Кара — «О мельчайшем», «О монаде», «О бесконечном». В первой Бруно сформулировал понятие атома как абсолютного физического минимума, поставил проблемы межатомного пространства и количества атомов в природе. В предлагаемой картине мира отсутствовала внешняя сила, регулирующая сочетания атомов, возникновение и разрушение физических тел. Другие части трилогии завершили спекулятивное опровержение аристотелевской физики и формулировали гипотезу о гелиоцентризме Коперника как новой основе естествознания. В 1589 году Бруно был отлучен от лютеранской церкви по подозрению в кальвинистских симпатиях.

Летом 1590 года Бруно приехал во Франкфурт-на-Майне, где опубликовал ряд своих произведений. После изгнания его из города в 1591 году франкфуртским Сенатом Бруно отправился в Цюрих преподавать схоластику (его лекции были изданы там в 1595 и 1609 годы). В августе 1591 года Бруно перебрался в Италию и осенью преподавал в Падуанском университете. С декабря 1591 года жил в Венеции по приглашению аристократа Джованни Мочениго, желавшего взять у него уроки «искусства памяти и воображения». Когда Бруно попросил Мочениго отпустить его во Франкфурт для издания нового сочинения, тот, недовольный полученными уроками, написал донос в Инквизицию. Она предъявила Бруно обвинение в ереси, а затем — в «унижении религий», богохульстве, отрицании пресуществления и др.

Джордано Бруно перед судом инквизиции.
Рельеф на постаменте памятника Джордано Бруно в Риме .

В 1593 году Бруно был выдан в Рим. Пытки не дали нужного результата, и в январе 1599 года процесс возглавил Беллармино, пытавшийся склонить Бруно к отречению от его взглядов. Дважды — в феврале и сентябре 1599 года — Бруно был близок к отречению, но каждый раз возвращался к защите некоторых из своих тезисов (в частности, о том, что «душа находится в теле подобно тому, как моряк плывет на корабле», и о множественности миров). Зная о вероятном исходе дела, Бруно, тем не менее, отверг компромиссные предложения Беллармино и руководства Ордена доминиканцев (см. Доминиканцы). Как «нераскаявшийся и упорствующий еретик» Бруно был заживо сожжен с особой жестокостью и унижениями.

И. Е. Андронов.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016, с. 286-287.

Сочинения: Opera latine... Napoli, 1879—1891. Т. 1—3; Диалоги. М., 1949; Философские диалоги. М., 2000; Избранное. Самара, 2000.

Литература:  Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997; Ee же. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000; Штекли А. Э. Джордано Бруно. М., 1964; Джордано Бруно перед лицом инквизиции (Краткое изложение следственного дела Дж. Бруно) / Пер. и комм. А. Х. Горфункеля // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 6. М., 1958. С. 347—416; Aquilecchia G. Giordano Bruno. Roma, 1971.


Вернуться на главную страницу Джордано Бруно

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС