Брюсов Валерий Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Брюсов Валерий Яковлевич

1873 - 1924

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Валерий Яковлевич Брюсов

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1[13].12.1873—9.10.1924), писатель. Родился в Москве в купеческой семье. Начал писать в раннем детстве. В 1899 окончил историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. В 1894—95 вышли три сборника «Русские символисты», составленные преимущественно из стихов самого Брюсова, отмеченных сильным влиянием западноевропейских поэтов (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме и др.). Брюсов рассматривал эти сборники как «сознательный подбор образцов», нечто вроде маленькой хрестоматии различных приемов новейшей западной поэзии. Однако в предисловии к первому сборнику он предупреждал читателей, что отнюдь не считает французский символизм «поэзией будущего». Брюсову даже в те годы были чужды не только крайности декадентства, но и самая поэтика символизма с ее зыбкими светотенями и намеками.
В последующих книгах — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это — я», 1897) — уже намечаются некоторые существенные черты зрелого творчества Брюсова — урбанизм, мотивы научной поэзии, обращение к истории, тема смены культур. Эти книги также отмечены влиянием декаданса, но демонстративности, расчета на шумный эффект здесь уже нет. Это — поиски новых форм в поэзии, способных выразить новые чувства, «ощущения конца века».
Книга стихов «Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900) знаменовала собой начало творческой зрелости Брюсова. Здесь уже ясно проступают характерные черты «поэзии мрамора и бронзы», как называли его современники: скульптурная выпуклость и строгая завершенность образов, четкая композиция отдельных стихотворений и всей книги в целом, декламационный строй стиха, ораторский пафос. Теперь Брюсов признает своими учителями А. С. Пушкина, Верхарна и Ф. И. Тютчева. От той книги ведут начало знаменитые брюсовские историко-мифологические циклы; в цикле «Любимцы веков» есть блестящие образцы творческого осмысления процессов прошлого и проекции его в настоящее, напр. «Ассаргадон», «Александр Великий», «Старый викинг» и др.

Ощущение опасности, которой подвергается христианская цивилизация в России на рубеже двух столетий, заставляет поэта напряженно размышлять о судьбах человечества («В дни запустений», «В неконченном здании»). Как и Блок, он предвидит неизбежность столкновения России с силами мирового зла. Эти предвидения особенно четко выражены в неоконченной поэме «Замкнутые» (1900—01). Резкая критика буржуазного общества (гл. обр. с позиций этического и эстетического максимализма) завершается предсказанием жестокой борьбы, которая, «как ярый вихрь, промчится по вселенной».
В следующей книге стихов «Urbi et Orbi» («Городу и миру», 1903) — одной из лучших своих книг — Брюсов говорит о горожанах, прежде всего рабочих, противостоящих христианской, крестьянской цивилизации: «И, спину яростно клоня, скрывают бешенство проклятий среди железа и огня давно испытанные рати» («Ночь», 1902). Там же был напечатан и знаменитый «Каменщик» (1901), ставший народной песней. «С “Tertia Vigilia” началось мое “признание” как поэта», — писал Брюсов в автобиографии. Брюсов становится лидером модернистской литературы. Он активно участвует в делах издательства «Скорпион», позднее редактирует журнал «Весы», крупнейший литературный центр русского модернизма. Однако положение Брюсова в лагере символистов было весьма сложным. «…Я — как заложник в неприятельском лагере», — писал он. Философско-общественная позиция Брюсова, его поэтика резко противоречили основным положениям русского символизма, вождем которого Брюсов считался. «Младшие символисты» (Вяч. Иванов, А. Белый и др.) развивали неоплатоническую теорию Вл. Соловьева об идеальном мире «высших реальностей», слабым, искаженным отражением которого является внешний, видимый мир; поэту, согласно этой теории, надлежало «видеть просвет вечного во временном», стремиться уловить скрытый в ней мистический смысл. Брюсов же был рационалистом, чуждым всякой мистики, певцом труда. В стихотворении «В ответ» (1902) он с умышленным антиэстетизмом уподобляет мечту волу, работающему на пашне («Вперед, мечта, мой верный вол!»). Это решительно противоречило символистскому представлению о поэте-пророке и провидце.
Книга стихов «Венок» (1906) — вершина поэзии Брюсова. Высокий взлет романтической лирики («Приветствие», «В полдень, «Встреча», «Из песен Мальдуна» и др.), великолепные образы из истории и мифологии («Медея», «Орфей и Эвридика», «Ахиллес у алтаря», «Антоний») сочетаются в ней с яркими образцами духовной поэзии. Цикл «Современность» представляет собой своеобразный политический дневник, где поэт высказывает свое отношение к войне и смуте.
Он надеется на гибель буржуазной цивилизации в стихии народного гнева. В «Грядущих гуннах» (10 авг. 1905) Брюсов восклицает: «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном». Поэт гневно клеймил либералов, ликующих по поводу манифеста 17 окт.: «Довольство ваше — радость стада, нашедшего клочок травы» («Довольным», 18 окт. 1905); прославлял борьбу и певцов борьбы: «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, и песня с бурей — вечно сестры» («Кинжал», 1905).
Брюсов создает образы городской буржуазной цивилизации, в недрах которой таится ее гибель («Городу», 1907), прославляет подвиги безвестных тружеников — строителей египетских пирамид и римских дорог («Египетский раб», 1911, «На форуме», 1908), славит человека, его неукротимый дух исканий, отвагу и дерзкий разум («Хвала Человеку», 1906). В сборниках стихов «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912), а также в сборнике «Семь цветов радуги» (1916) содержится немало образцов жизнеутверждающей поэзии («Веселый зов», 1910; «Голос мертвого», 1906; «Счастье Цезаря», 1911). В эти же годы Брюсов выступает как прозаик и драматург. Исторические романы «Огненный ангел» (1908) и «Алтарь победы» (1913) родственны по духу историко-мифологическим циклам Брюсова — это тоже проекция прошлого на современность. Изображая Германию XVI в. («Огненный ангел»), Брюсов пытался найти решение сложного психологического конфликта. Рисуя трагическую судьбу юноши — гражданина Римской империи IV в., Брюсов спрашивал современников: с кем вы пойдете — с новым христианским миром или со старым языческим? Историческая эпоха в обоих романах изображена скрупулезно точно, без всякой модернизации, и все же за историческими образами ясно проступают черты современников Брюсова.
В сборниках «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913) интересны раздумья о будущем (драма «Земля», рассказ «Республика Южного Креста»). Брюсов в эти годы активно выступает как литературный критик, призывая поэтов изучать действительность, знакомиться «с последними выводами философской мысли, с новыми открытиями точных наук, с ходом политической и социальной жизни своего времени» (ст. «Новые течения в русской поэзии», 1913). В дальнейшем в поэзии Брюсова все чаще звучат мотивы усталости, одиночества («Умирающий костер», 1908; «Демон самоубийства», 1910 и др.), формальные поиски выступают как самоцель («Ночь», 1915; «Мой маяк», 1914), появляются перепевы прежних мотивов (сборники после 1917).

А. Г., Д. К.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Вернуться на главную страницу Брюсова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС