Брюсов Валерий Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Брюсов Валерий Яковлевич

1873 - 1924

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Валерий Яковлевич Брюсов

Брюсов Валерий Яковлевич (1(13). 12.1873, Москва - 9.10.1924, Москва) - писатель, критик, историк и теоретик литературы, публицист, автор работ по истории, философии, геополитике. Один из основоположников русского символизма. Выходец из просвещенной купеческой семьи. В 1893-1899 годы учился на историко-филологическом отделении Московского университета, где большее внимание уделял занятиям философией, которую изучал под руководством Лопатина, слушал также лекции Троицкого, Бугаева, посещал семинар Грота. Наибольшее влияние на формирование его философских взглядов оказали Б. Спиноза, Г В. Лейбниц, И. Кант и В. С. Соловьев. К 1897 году относятся первые замыслы самостоятельных философских трудов Брюсова: «...я напишу «Философские опыты». Содержание: I. Лейбниц. II. Эдгар По. III. Метерлинк. IV. Идеализм. V. Основание всякой метафизики. VI. Любовь (Двое). VII. Христианство» (Дневник, 23 октября 1897). Однако попытки эклектически совместить индивидуализм с панпсихизмом Лейбница и идеями Шопенгауэра («мир есть мое представление»), а также с представлениями русского персонализма (Козлов и др.) привели Брюсова к сознанию невозможности построения собственной философской системы. Университетское зачетное сочинение «Учение Лейбница о познании» (1899, не опубликовано) — единственное завершенное его теоретико-философское произведение - в целом не содержит новых идей и положений, но свидетельствует о глубоком понимании автором сути предмета, что было отмечено Лопатиным и В. И. Герье. Идеи Лейбница и Шопенгауэра оказали решающее влияние на формирование эстетики и философии творчества Брюсова уже в его первых программных работах «О искусстве» (1899) и «Истины» (1901). Брюсов сближается также с Толстым в трактовке искусства как средства познания мира и средства общения людей (понимаемого в свете учения Лейбница как общение монад). Вместе с тем он подчеркивал элитарность подлинного искусства («Истолкователем художника может быть только мудрец»), В статье «Истины», ставшей итогом теоретико-философских исканий, Брюсов провозглашал свободу воли, множественность истин и плюрализм как основу мировосприятия и миропознания.

Идеи Брюсова оказали влияние на философию и эстетику русского символизма, хотя сам он остался равнодушен и к «религиозной общественности» и «новому религиозному сознанию» круга Мережковского, и к «теургии» А. Белого, и к «соборности» В. И. Иванова, не говоря уже о таких теориях, как «соборный индивидуализм» и «мистический анархизм», которые он считал откровенно вульгаризаторскими. В дискуссии о символизме 1910 года, споря с Ивановым и А. А. Блоком, Брюсов подчеркивал: «Символизм хотел быть и всегда был только искусством... Символизм есть метод искусства... Этим своим методом искусство отличается от рационалистического познания мира в науке и от попыток внерассудочного проникновения в его тайны в мистике. Искусство автономно: у него свой метод и свои задачи» («О «речи рабской», в защиту поэзии», 1910). Стремление Брюсова отделить искусство от религии связано и с его конфессиональной индифферентностью и внецерковностью. Еще в юности он писал: «Моей мечтой всегда был пантеон, храм всех богов». С начала 1900-х годов Брюсов уделяет преимущественное внимание эстетике и теории литературы, с одной стороны, и геополитике и философии истории - с другой. В основу его эстетики положены требование свободы искусства от воздействия политических, религиозных, философских и иных факторов доктринального характера и культ мастерства, без которого невозможно настоящее искусство.

Отрицая «искусство ради искусства», возможность его существования без читателя, зрителя, слушателя, Брюсов выступал против «ненужной правды» натурализма и идейной «тенденциозности». Эта позиция, как и его публицистические выступления в империалистическом духе (1903-1905), послужила основой для обвинений его в консерватизме и политической реакционности. Переход к революционным настроениям в 1905 году был обусловлен его разочарованием в результатах русско-японской войны и чисто эстетическим, индивидуалистическим неприятием «старого мира». Концепция философии истории, окончательно сложившаяся у Брюсова на рубеже 1900-х и 1910-х годов, основана на представлении о «смене культур», понимаемой как эзотерически (лемуры, атланты и т. д.), так и экзотерически («исторические» цивилизации). В трактате «Учители учителей» (1917) и статье «Смена культур» (1921-1924) Брюсов пытается синтезировать эзотерическое и экзотерическое знание в учении о «традиции» («традиция, шедшая из отдаленного прошлого которая утверждала гораздо большую древность человеческой цивилизации...»), следуя во многом за школой французских оккультистов (Л. К. де Сен-Мартен, Фабр д'Оливе, Сент-Ив д'Альвейдр, Э. Шюре и др.) и предвосхищая философские построения Р. Генона и его последователей. Незадолго до смерти Брюсов говорил: «Оккультизм есть наука с точными знаниями... Эта наука в своей истории имеет целый ряд доказательств, Я не верю в нее, а знаю, что потусторонний мир существует». Подобный подход к изучению оккультизма а также герметических учений и средневековой алхимии выразился в его основном прозаическом произведении - романе «Огненный ангел» (1908) и связанном с ним цикле статей об Агриппе Неттесгеймском (1913).

Учение о «подлинной памяти человечества о своем отдаленнейшем прошлом» (П. Н. Берков) Брюсов дополняет учением о «духе народа», духе расы или цивилизации, отмечая, например, историческую и метафизическую несовместимость арийцев и монголов, арийцев и семитов («Метерлинк-утешитель», 1905), европейцев и мира ислама («Новая эпоха во всемирной истории», 1913). Вместе с тем применительно к России он ратовал за объединение на платформе геополитических интересов империи как «большого пространства» и предлагал пожертвовать ради этого разницей интересов этносов, классов, партий, конфессий («О новом русском гимне», 1917). Именно исходя из этих соображений, Брюсов после долгих колебаний в начале лета 1918 года поддержал большевиков, подчеркивая в их деятельности национальный и империалистический компонент (стих «Только русский», 1919, и др.). Философские взгляды Брюсова в последние годы отмечены усилением релятивистских настроений (особенно под влиянием Потебни) и попытками облечь свой сциентизм в марксистскую терминологию. «Научная поэзия» Брюсова - один из самых масштабных его философско-поэтических экспериментов - отмечена идеями относительности всего сущего, незначительности происходящего «с точки зрения вечности», что порой приводит его к пессимизму и агностицизму. Историческим пессимизмом отмечены и некоторые стихотворения Брюсова на современные темы, написанные в результате его разочарования в революции, особенно после введения нэпа и смерти Ленина. В написанных в эти годы работах по истории Рима подчеркивается историческая закономерность победы христианства, однако все симпатии Брюсова как «языческого империалиста» - на стороне римского государства, культуры и религии.

В. Э. Молодяков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 71-73.

Сочинения: Собр. соч.: В 7 т. М,, 1975. Т. 6, 7; Среди стихов, 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990; Смена культур Л Брюсовский сборник. Ставрополь, 1977; Торжество социализма; Метерлинк-утешитель // Библиография. 1993. № 3; Дневники, 1891-1910. М., 1927; Из моей жизни: Автобиографическая и мемуарная проза. М., 1994; Новая эпоха во всемирной истории /У Русская мысль. 1913. № 6.

Литература: Берков П. Н. Проблемы истории мировой культуры в литературно-художественном и научном творчестве Валерия Брюсова // Брюсовские чтения 1962 года. Ереван, 1963; Помирчий Р. Е. Из идейных исканий В. Я. Брюеова (Брюсов и Лейбниц) // Брюсовские чтения 1971 года. Ереван, 1973; В. Брюсов и литература конца XIX-XX вв. Ставрополь, 1979; Кульюс С. К. Ранний Брюсов о поэзии и философии Вл. Соловьева // Блоковский сборник VI: А. Блок и его окружение. Тарту, 1985: Молодяков В. Э, Геополитика Валерия Брюеова // Библиография. 1993. № 3; Он же. Историософия и геополитика: Валерий Брюсов о Востоке // Общественные науки и современность. 1994. № 4.


Вернуться на главную страницу Брюсова

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС