Цертелев Дмитрий Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ц >

ссылка на XPOHOC

Цертелев Дмитрий Николаевич

1852-1911

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дмитрий Николаевич Цертелев

Цертелев Дмитрий Николаевич (30.06(12.07)1852, с. Смальково Саранского у. Пензенской губ. -15(28).08.1911, с. Лепяги Спасского у. Тамбовской губ.) - поэт, философ, публицист, общественный деятель. В 1874 году Цертелев окончил юридический факультет Московского университета. Во время учебы он познакомился с В. С. Соловьевым, с которым у него завязались тесные дружеские отношения, и Юркевичем. Влияние последнего на Цертелева, возможно, отразилось в его увлечении философией А. Шопенгауэра и сильном интересе к популярному в 60-70-х годы XIX века в России спиритизму. С середины 70-х годов Цертелев находился в постоянной переписке с немецким философом Э. Гартманом. В 1878 году он слушал лекции в Лейпцигском университете, где в 1879 году получил степень доктора философии за сочинение, посвященное гносеологии Шопенгауэра. В 1880 году отдельным изданием вышел 1-й том сочинений Цертелева «Философия Шопенгауэра» (первая публикация - в «Журнале Министерства народного просвещения», 1878-1879), в котором содержался обстоятельный критический разбор теоретической философии немецкого мыслителя; 2-й том, посвященный этическим воззрениям Шопенгауэра и Гартмана, под названием «Современный пессимизм в Германии» появился в 1885 году. Это сочинение Цертелева, вызвавшее противоречивые отклики (от резко критических - Лаврова в журнале «Дело», 1885, № 5 - до вполне сочувственных - К. Н. Леонтьева (см.: Письма К. Н. Леонтьева к кн. Д. Н. Цертелеву // Начала. 1992. № 2. С. 75), долгое время оставалось единственным подробным отечественным исследованием философии Шопенгауэра.

В 1885 году Цертелев редактировал журнал «Дело», в конце 1887 года несколько месяцев - «Русский вестник», а в 1890-1892 годах «Русское обозрение». Цертелев являлся действительным членом Московского психологического общества. Он - автор переводов 1-й части «Фауста» И. В. Гёте и «Манфреда» Дж. Байрона, а также нескольких поэтических сборников, в которые наряду с лирическими стихотворениями вошли также и поэмы - переложения индийских и персидских легенд. Как философ Цертелев примыкал к тому направлению в метафизике XIX века, которое, отойдя от априоризма и абсолютного рационализма немецких идеалистов, стремилось сочетать философское умозрение и эмпирическое наблюдение, т. е. познавать метафизическую реальность с помощью широких обобщений данных внешнего и внутреннего опыта. Непосредственное влияние на Цертелева оказала «философия бессознательного» Э. Гартмана, девизом которого было «умозрительные результаты по индуктивному естественнонаучному методу». Цертелев полагал, что законы бытия полностью не исчерпываются законами мышления, поэтому наги разум не способен априорно установить реальность или доказать невозможность того или иного явления — действительность последнего подтверждается лишь опытом. Этот вывод заставлял Цертелева серьезно относиться к так называемым медиумическим или спиритическим явлениям, которым он, однако, остерегался давать метафизическую  или религиозную интерпретацию (см. его кн. «Спиритизм с точки зрения философии». Спб., 1885).

От эмпиризма и позитивизма (последний Цертелев рассматривал как сочетание эмпиризма и скептицизма) взгляды Цертелева отличало убеждение в априорной природе закона причинности. По его мнению, «мы должны рассматривать закон причинности как закон нашей мысли, предварительный всякому опыту», именно указанный закон заставляет нас с необходимостью относить свои чувственные представления к независимому от нашего сознания и от нашей воли источнику - объективной реальности. Вместе с тем в отличие от Шопенгауэра и Канта Цертелев отрицал априорное происхождение категорий пространства и времени. Феномен времени выражает, по его мнению, непостижимую для сознания (в принципе имеющего дело лишь с «настоящим», «ставшим») сторону внешнего мира, а пространство - категория, изначально связанная с понятием движения, - отражает соответствие между многообразием, предоставляемым чувственным опытом, и единством как основополагающим принципом сознания (см.: Пространство и время как формы явлений // Вопросы философии и психологии, 1894. Кн. 23).

Попытку вывести мир в целом из одного, «абсолютного», принципа - материи, мысли или воли - Цертелев считал философски несостоятельной, так же как и любой ответ на вопросы, что представляет собой бытие вне познающего и какова внутренняя сущность самого субъекта познания. Однако нравственный долг, равно как и другие человеческие ценности, оказывается философски осмысленным только в том случае, если за явлением признается некая постоянная и неизменная сущность. Цертелев был противником исторического метода в философии, этике и праве. По его мнению, познание законов исторического развития невозможно, поскольку мы не знаем о последней, абсолютной цели этого развития, а постулируя те или иные законы, мы тем самым условно помещаем себя в конечную точку исторического процесса. Отсюда человеческие представления о характере этого процесса неизбежно оказываются ложными или относительными. Как политический мыслитель Цертелев примыкал к консервативному лагерю, был убежденным сторонником самодержавия, отстаивал приоритетное право дворянского сословия на управление государством, доказывал необходимость ограничения свободы слова и пропаганды в интересах общественного порядка. В отличие от Соловьева Цертелев, близкий консервативному утилитаризму в духе Каткова, считал неправильным перенесение христианских принципов в области права и политики. Высшим религиозным принципом является, по Цертелеву, идея любви, принципом права - идея справедливости, политическая жизнь определена идеей общей пользы. Руководствуясь лишь последним принципом, а не идеей естественных прав личности, государство может предоставлять политические свободы гражданам.

Б. В. Межуев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 754-755.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Границы религии, философии и естествознания // Православное обозрение. 1879. № 7; Логика позитивизма // Там же. 1887. № 1; Свобода и либерализм. М., 1888; Нравственная философия гр. Л. Н. Толстого. М., 1898; Учение гр. Л. Н. Толстого о жизни // Русское обозрение. 1890. № 7; Критика вырождения и вырождение критики // Русский вестник. 1897. № 1-2, 11-12; Печать и общественное мнение. Спб., 1905; Философия Шопенгауэра: Теория познания и метафизика. М., 2012.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС