Цинговатов Алексей Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ц >

ссылка на XPOHOC

Цинговатов Алексей Яковлевич

1885-1942

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алексей Яковлевич Цинговатов

Алексей Яковлевич Цинговатов  (8 декабря 1885 г. -  14 мая 1942 г.), литературовед, историк литературы, критик – родился в семье московского врача. В 1911 году окончил исторический факультет Московского университета и выпущен кандидатом. Обстоятельства не позволили ему остаться при университете. В 1911 – 1917 гг. преподавал литературу в женской гимназии в Ростове-на-Дону, в 1918 – 1923 гг. – на преподавательской работе в пединституте в Иваново-Вознесенске, 1923 – 1925 гг. – профессор истории русской литературы во 2-ом МГУ.

Литературно-критическая деятельность А.Я.Цинговатова была сосредоточена на русской лирической поэзии. Многие из его работ вышли отдельными изданиями: «В Россию можно только верить» (заветы Ф.И. Тютчева), «Сложность перспектив лермонтовского творчества», «Блок и современный Запад», «Сергей Есенин» (некролог),  сотни других рассеяны в периодической печати. Но ключевой темой Алексея Яковлевича становится творчество Блока. В своих дневниковых записях поэт неоднократно упоминает о встречах с Алексеем Яковлевичем.

“31 декабря 1912 г. Утром - я еще не встал - пришел А.Я.Цинговатов, учитель гимназии в Ростове н/Д - “поклонник”, читать свои стихи...” Через год Блок снова записывает в своем дневнике (4 января 1913 г.): “В 4 часа дня А.Я.Цинговатов, читал свои стихи - любительские, для себя. Бедный: рыжий, толстый, старообразный, а сам ровесник Сережи Соловьева - 27 лет...”

Раз в год Алексей Яковлевич приезжает  в Петербург, чтобы “повидать всех”. Он встречается с известным критиком Василием Розановым, поэтами Федором Сологубом и Михаилом Кузьминым, относит свои стихи в редакцию “Сатирикона”, где беседует с его редактором поэтом-сатириком Петром Потемкиным. Но главной целью его приездов в столицу остается общение с любимым поэтом - Блоком. Он приобщает к поэзии и свою жену Клавдию Петровну Цинговатову.  Блок записывает 23 февраля 1913 года: “За эти дни:  письмо Цинговатовой (Ростов н/Д)- искреннее...” 

Супруга Алексея Яковлевича писала поэту: «15 февраля 1913. Уже долгие годы Вы сделались дыханием моей жизни, а поэзия Ваша солнцем, в которое я поверила. Простите, что беспокою Вас. В этом письме я хотела бы благодарить Вас глубокой благодарностью, исходящей из всех недр моего существа. Я благодарю и Бога, сочетавшего в Вас удивительные начала: порывистую страстность, мужество и необыкновенную нежность женственности. За каждой строчкой стихов Ваших я вижу Вас, Вашу личность и глубоко поклоняюсь ей. Моя жизнь скоро сгорит, я не умею жить. Я слишком ненасытно бросаюсь в другие стороны, дарящие земное. Но это - ничего. Мой маленький сын, он уже знает Вас, он чтит Вас, он любит музыку звуков и всегда ищет Ваших рифм. Ему я и хотела бы передать одно Ваше приветственное слово, как благословение поэзии. Если можно, сделайте это. Прошу Вас. К.Цинговатова».

Блок ответил сразу:

«Ее Высокородию госпоже К.Цинговатовой. 25. II 1913. СПБ.  Спасибо Вам за Ваше искреннее письмо. В нем много горького. Разве Вы не знаете, что в жизни происходит непрестанное чудо: сегодня мы плачем, а завтра нам будет светло и легко. Вы пишете: “Я не умею жить”. А кто умеет?

                                  Кто скажет нам, что жить мы не умели,
                                  Беспечные и праздные умы?
                                  Что в нас любовь и нежность не горели
                                  И красоте не жертвовали мы?
                                                                                 (Фет)

Детей я люблю все больше - с годами, и думаю, что мы - взрослые - должны бояться влиять на них. В детях - самое священное.

Пусть Бог даст Вашему мальчику здоровья и сил, пусть он растет и мужает так, чтобы на всю жизнь в нем хранилась чистота - от детства.

Александр Блок”.

Впоследствии Игорь Алексеевич Цинговатов (1907 – 1964 гг.) стал крупным специалистом в области связи. Перед войной работал в советском торгпредстве в Берлине, потом в союзном Министерстве связи. Его публикации в периодических изданиях того периода и сегодня мелькают на страницах Интернета.

Через год А.Я.Цинговатов снова в Петербурге и снова у Блока. 5 января поэт записывает в дневнике: “Утро провел у меня А.Я.Цинговатов из Ростова-на-Дону (в прошлом году в тех же числах - уютный учитель словесности)...” По всей видимости, это была их последняя беседа. Больше Блок не упоминает о встречах с Алексеем Яковлевичем.

На начало мировой войны 1914 года Алексей Яковлевич откликается серией патриотических лекций и публикаций (сбор от них идет в пользу Ростово-Нахичеваньского Педагогического Комитета по оказанию помощи детям запасных и раненых). Их общая тема: “Высокое предназначение России в объединении славян и установлении истинной христианской нравственности в рамках всемирной православно-христианской монархии, с Царьградом, как столицею - во главе”. Главные идеи автор черпает в творчестве Ф.И.Тютчева и эпиграфом к своей работе ставит слова поэта:                                    

                                       Умом Россию не понять,
                                       Аршином общим не измерить
                                       У ней особенная стать -
                                       В Россию можно только верить!

В 20-е – 30-е Алексей Яковлевич занимается преподавательской деятельностью, сотрудничает с издательствами - редактирует книги русских классиков. Он - активный член литературного объединения “Звено”, Общества любителей российской словесности, ведет большую просветительскую работу, читает курс лекций о русской поэзии. Его литературно-критические очерки регулярно публикуются во многих периодических изданиях. Он пишет о творчестве Сергея Есенина, Алексея Толстого, Вячеслава Шишкова, Леонида Леонова, Ольги Форш, Гарина-Михайловского, Иоганна Бехера...

Но главной и любимой темой остается творчество Александра Блока. Его очерк о поэте публикуется в первом издании Большой советской энциклопедии. В 1922 году в Иваново-Вознесенске выходит эсто-психологический этюд “Муза Блока”.  В 1926 году Госиздат выпускает его монографию “А.А.Блок. Жизнь и творчество”. Эту работу автор послал Горькому. Ответ писателя, датированный 20 сентября 1926 года, хранится в архиве Горького в Москве. Он писал  автору: “Мне кажется, Алексей Яковлевич, что Ваша книжка о Блоке - лучшее, что написано о нем до сего дня. Вам удалось очертить его очень ярко, местами даже физически ощутимо”.

В марте 1928 года в журнале “Красная панорама” А.В. Луначарский напечатал статью “В эти дни”. Есть в ней и такие строки: “один крупный профессор, написавший книгу о Блоке, совсем незнакомый с Горьким, послал ему это свое сочинение и получил в ответ ценнейшее и глубокое послание...”

Нарком просвещения упоминал работу Алексея Яковлевича и в статье “Блок и революция”. Он писал: ”Между тем революция шла своими путями. Очень хорошо охарактеризовал отношение к ней Блока профессор А.Я.Цинговатов в своей ценной книге “А.А.Блок”.     

Павел Григорьевич Антокольский в начале 70-х годов прошлого века тогда уже «патриарх» русской советской поэзии, тепло вспоминал в беседе с нами, молодыми журналистами, о встречах с Алексеем Яковлевичем: «это был человек потрясающей эрудиции. Он мог без запинки читать по памяти стихи русских поэтов и классиков, и менее известных на заданную тему. К подрастающей поэтической смене он относился бережно и деликатно, но когда дело доходило до разбора наших стихов – тут спуску не было. Подкупало в нем то, что в тогдашнее политизированное время в оценке современных поэтов он «не колебался вместе с линией партии».  Например о Есенине, Маяковском – говорил как о великих поэтах, несмотря на то, что его кумиром всегда оставался Блок. Мы, конечно, спорили с ним, но его спокойные взвешенные и всегда отточенные доводы перевешивали нашу горячность».

1 февраля 1930 года в Клубе писателей (ул.Воровского 52) открылась выставка В.В.Маяковского “20 лет работы”. Автор книги “С Маяковским по Союзу” П.И. Лавут вспоминал: “Маяковский в первый день не уходил с выставки. Он как хозяин принимал посетителей, давал объяснения, водил от щита к щиту. При входе на выставку лежала тетрадь, в которой расписывались посетители. В ней - две графы: имя и профессия. Среди первых записался А.Цинговатов - литературовед. Потом все прошли в зрительный зал. Маяковский прочел “Во весь голос”:

В бурлящей, непримиримой и противоречивой поэзии тех лет, расцвеченной политическими лозунгами, Алексей Яковлевич умел увидеть главное - непреходящие художественные ценности.

Среди многочисленных работ А.Я.Цинговатова есть одна (подготовлена в соавторстве с Я.Роткевичем), которая занимает особое место в истории культурной революции в нашей стране. Это двухтомная “Хрестоматия по литературе XIX века для неполной и средней школы”. В предвоенные годы она выходила миллионными тиражами и выдержала несколько изданий и впервые открыла сокровищницу русской литературы для нескольких поколений школьников.

Умер А.Я.Цинговатов 14 мая 1942 г. в поселке Ковернино Горьковской области, где находился в эвакуации.                                    

Специально для «ХРОНОСА» подготовил Юрий Цинговатов.


Литература:

Александр Блок. Записные книжки, 1901 – 1920. М., 1965.

А.В.Луначарский. Очерки по истории русской литературы. М., 1976.

БСЭ. Т.6. М., 1927.

Пензенская энциклопедия. М., 2001.

И.Д.Воронин. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. Саранск, 1976.

П.И.Лавут. Маяковский едет по Союзу. М., 1969.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС