Карел Чапек
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Карел Чапек

1890-1938

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Карел Чапек

Карел Чапек - выдающийся чешский писатель, журналист, переводчик. Родился в м. Мале- Сватонёвице в предгорьях Крконош, в семье сельского врача. Изучал философию в университетах Праги, Берлина, Парижа. Получил степень доктора философии, защитив в 1915 г. диссертацию «Практицизм или философия практической жизни». С 1917 г. работал репортером в газете «Народни листы», с 1921 и до конца жизни в газете «Лидове новины». Чапек постоянно общался с ведущими европейскими интеллектуалами, в 1925-1933 гг. был первым председателем чехословацкого Пенклуба. Переводил произведения Г.Аполлинера и Г.К.Честертона. В литературу вступил вместе с братом - художником Иозефом с совместными сборниками рассказов «Сияющие глубины и иная проза» (1916), «Крконошский сад» (1918), написанных в стиле неоклассицизма. Книги «Божья кара» (1917) и «Неприятные рассказы» (1921) являются уже плодом самостоятельного творчества писателя. Читательский интерес вызвали юмористические рассказы и ряд остроумных путевых очерков Чапека «Письма из Италии» (1923), «Письма из Англии» (1924), «Экскурсия в Испанию» (1929), «Картинки Голландии» (1932) и др. С начала 1920-х гг. Чапек выступает как драматург, кратковременно работая в театре на Виноградах, где поставили его пьесы «Грабитель» и «Из жизни насекомых» (1921). Всемирную известность принесла писателю драма «RrU.R.» (1920), в которой впервые было употреблено слово «робот». В социально-фантастических произведениях, написанных в духе антиутопии: пьесе «Средство Макропулоса» (1924), романах «Фабрика Абсолюта» (1922), «Кракатит» (1924) писатель предупреждал о катастрофической опасности антигуманистических тенденций в развитии цивилизации, даже если они связаны с техническим прогрессом. В гротескно-фантастическом романе «Война с саламандрами» (1936), пьесе «Белая болезнь» (1937) и др. представлено сатирическое обличение милитаризма и фашистских расовых теории. Драма «Мать» (1938) проникнута тревогой за судьбы родины в связи с наступающим фашизмом. Чапек всегда выступал защитником демократических идеалов и ценностей с точки зрения «маленького» человека (повесть «Гордубал» 1933). На этой почве у него завязались дружеские отношения с президентом ЧСР Т.Г.Масариком. Об их беседах он написал воспоминания «Разговоры с Т.Г.Масариком» (1928-1935). Умер в Праге, в канун трагического падения Чехословакии, захваченной фашистами.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.


ЧАПЕК (Capek) Карел (9 января 1890, м. Малые Сватоневице, Чехия — 25 декабря 1938, Прага) — чешский писатель, драматург, общественный деятель и философ. В 1907 поступил на философский факультет Карлова университета в Праге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 получил степень бакалавра, защитив в Праге диссертацию на тему «Объективный метод в эстетике применительно к изобразительному искусству», в которой пытался найти выход из «кризиса эстетики» путем утверждения объективности предмета эстетического восприятия. Работа Чапека — попытка вырвать эстетическое как предмет научного познания из сферы влияния субъективной иррациональной философии, не посягая на ее гносеологические основы. В целом его философские взгляды претерпели поворот от неокантианства к бергсонизму (в котором он прежде всего видел протест против бездушной цивилизации) и прагматизму. Стремление Чапека философски обосновать возможность изменения мира объяснялось также его сочувствием релятивизму, который он считал «не только скепсисом, но и отрадной перспективой». В рассказах Чапека (сборники «Распятие», 1917, «Мучительные рассказы», 1917—18) метафизическая проблема поиска смысла жизни переплетается с грубо конкретными реалиями действительности. Писатель приходит к идее множественности истин («каждый прав по-своему») как пути ко всеобщему примирению, но реальность толкает его к признанию социальной детерминированности человеческих чувств и поступков — оптимистическая философия прагматизма отступает перед реальной жизнью. В драме «R. U. R.» (1920) Чапек изображает конфликт между человеком и сконструированной им машиной («роботом», понятие придумано писателем), неизбежно ведущий к вырождению людей, переставших трудиться. Извечной борьбе жизни со смертью, поискам рецепта бессмертия посвящена пьеса «Средство Макропулоса» (Vёс Makropulos, 1922). В это время, определяемое Чапеком как период «критики общественных ценностей», его внимание сосредоточено на противоречиях технического прогресса (романы «Фабрика абсолюта» (Tovarna па absolution, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1924)).

Отвергая борьбу и насилие, Чапек утверждает, что любые попытки переустройства общества приведут к еще более печальным результатам. Противоречием между ощущением необходимости перемен и страхом перед ними проникнуто все его творчество. Сборники «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана» (1923) несут в себе отголоски релятивистских нравственных представлений. В 1930-е гг. Чапек пытается найти опору в разуме, защищая его от гегемонии иррационального, выступая против культа подсознательного (романы «Гордубал» — Hordubal, 1932, «Метеор» — Povetron, 1934 и «Обыкновенная жизнь» — Obycejny zivot, 1934). Писатель активно участвует в философских дискуссиях тех лет: на конгрессах в Праге (1934), Ницце (1936), Будапеште (1937), заседаниях ПЕН-клуба в Париже (1937), отстаивает идею универсальной философии и свободы критики, призывает народы к объединению против фашизма. Роман-памфлет «Война с саламандрами» (Valka z mloky, 1935) — вершина творчества Чапека и шедевр европейской антифашистской литературы.

Литература: Бернштейн И. А. Карел Чапек. Творческий путь. М., 1969; Никольский С. В. Карел Чапек — фантаст и сатирик. М., 1973; Малевич О. М. Карел Чапек: критико-биографический очерк. М., 1989.

М. Н. Архипова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 341-342.


Карел Чапек (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, - 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907 года. Большая часть ранних рассказов 1908-1913 годов (вошли в сборники "Сад Краконоша", 1918; "Сияющие глубины", 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 годов определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие" (1917), "Мучительные рассказы" (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник" (1920), строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы "R. U. R.", 1920, - о восстании роботов; слово "робот" придумано Чапеком; "Средство Макропулоса", 1922; романы "Фабрика Абсолюта", 1922, и "Кракатит", 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий - предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.

В начале 1920-х годов Чапек создаёт путевые очерки "Письма из Италии" (1923) и "Письма из Англии" (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

Во 2-й половине 1920-х - начале 1930-х годов Чапек сближается с Т.Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков "Адам-творец", 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого кармана", оба - 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга "Апокрифы" (1932).

Обострение социальных противоречий и "животная доктрина" фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса "каждый прав по-своему". Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал" (1933), "Метеор", "Обыкновенная жизнь" (обе - 1934). Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Чапека - роман "Война с саламандрами" (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание драмы "Белая болезнь" (1937), повести "Первая спасательная" (1937), последней пьесы Чапека "Мать" (1938).

Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 года и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный музей на родине писателя.

С. В. Никольский.

Далее читайте:

Исторические лица Чехословакии (биографический справочник).


 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС