Черепановы 
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Черепановы 

1774-1842

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич (1774-15.06.1842), Мирон Ефимович (1803-5.10.1849), русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную в 1833, Мирон Черепанов и его жена — в 1836. В 1810-х Ефим Черепанов создал машиностроительный завод (Выйское механическое заведение), оснащенный полным комплексом металлорежущих станков, часть которых имела оригинальную конструкцию (особенно винторезные, зуборезный и продольно-строгальный). С 1822 и до конца жизни он работал гл. механиком всех нижнетагильских заводов. Мирон Черепанов вначале учился у отца, а в 1819 был назначен его помощником; после смерти отца — заменил его. Черепановы усовершенствовали оборудование доменного, железоделательного, медеплавильного, лесопильного, мукомольного и золотодобывающего производств. Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедряли в производство. Всего, начиная с 1820, Черепановыми было построено ок. 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1833-34 они создали первый в России паровоз, а в 1835 — второй (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи. Чугунная рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника. Однако, несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде дорога работала еще в н. XX в.

Б.С.

Русское небо


Черепановы Ефим Алексеевич (1774, Выйский завод - 1842, Нижний Тагил) и Мирон Ефимович (1803, Выйский завод - 1849, Нижний Тагил) - механики и изобретатели. Происходили из приписных крестьян, принадлежавших семье уральских горнозаводчиков Демидовых. Е.Черепанов с юного возраста находился в работе на заводе, был обучен грамоте. Обладая выдающимися способностями, Е.Черепановы стал знатоком устройства и эксплуатации гидротехнических сооружений, водяных двигателей и в 1822 был назначен "по Нижне-Тагильским заводам главным механиком". Вместе с сыном М.Черепановым усовершенствовал доменное, медеплавильное и др. производства. Оба ездили в Англию и Щвецию, после чего изготавливали на заводе паровые машины, усовершенствовали золотопромывальную машину и др. В 1833 - 1834 отец и сын построили "сухопутный пароход", в 1835 сделали еще один и предложили сделать "чугунные колесопроводы" от Выйского завода до Медного рудника. Созданная Черепановыми опытная "чугунка" длиной 400 сажен (854 м) стала первой в России рельсовой линией с паровой тягой. Черепановы стали основоположниками отечественного паровозостроения, внесли значительный вклад в развитие горного дела, металлургии, гидротехники, машиностроения, инструментального дела, приборостроения. В 1833 Е.Черепанов, а в 1836 М.Черепанов получили за свои изобретения вольные. Однако паровозы Черепановых, несмотря на их успешную работу, сочли за благо заменить конной тягой.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Литература:

Виргинский B.C. Черепановы. Свердловск, 1987.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС