> XPOHOC > БИОГРАФИИДА   > ДЕ   > ДИ   > ДО   > ДУ   >
ссылка на XPOHOC

Даниил

1492 - 1547

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Даниил (до 1492 - 1547) - митрополит Московский и Всея Руся (с 1522 года). Писатель. Из рода рязанских епископов Симеона и Леонида. Был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником Иосифа Волоцкого. Активный иосифлянин. Став митрополитом, помогал Василию III укреплять его власть. Инициатор церковных соборов 1525 и 1531 годов, осудивших противников илсифлян Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Один из составителей Никоновской летописи. Позже, в период боярского правления, был вынужден отречься от сана митрополита.

Московский митрополит

Даниил (? -1547) - московский митрополит (1522-1539) - 1515 - игумен Иосифо-Волоцкого монастыря, представитель воинствующих церк. кругов, заинтересованных в союзе с великокняж. властью. Выступал против нестяжательск, группировки Василия Косого, Максима Грека и др. и организовал в 1525 - 1531 гг. ряд церковных соборов, осудивших некоторых видных нестяжателей. В обход церк. канонов санкционировал развод вел. кн. Василия III Ивановича е Соломонией Сабуровой, которую поддерживало боярство. Во время борьбы (1538) кн. В. В. Шуйского с кн. И. Ф. Бельским за влияние при дворе поддержал последнего, за что был лишён сана митрополита пришедшими к власти Шуйскими. Даниил - автор многочисл. сочинений церк.-полемич. характера, в которых он обличает еретиков и нестяжателей.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.


Церковный писатель

Даниил Митрополит, (год рождения неизвестен – ум. 1547) – русский церковный и политический деятель, писатель. С 1515 года – игумен Волоцкого (Иосифо-Волоколамского) монастыря; в 1522-1539 годах – митрополит всея Руси; возведен в сан волею Василия III, без участия церковного собора. Возглавлял иосифлян в их борьбе с нестяжателями и жидовствующими. Добился осуждения и заточения в монастырь Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Выступал за усиление централизованной власти великого князя против боярской оппозиции. До нас дошло 16 «Слов» и сборников посланий Д.М., посвященных изложению христианских догматов и обрядов, нравственно-бытовым вопросам. Наибольшую ценность представляют сатирические обличения, направленные против безнравственности и роскоши высших классов, правдивые зарисовки жизни боярства и духовенства. Описывая детали быта, Д.М. вводит просторечные выражения. После смерти Василия III и прихода к власти бояр Шуйских был лишен митрополичьего сана и сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.


Автор шестнадцати “Слов”

ДАНИИЛ (2-я пол. XV в. — 1547), митрополит, писатель. Родом из Рязани. Монах Иосифа-Волоколамского монастыря, в 1515 избран преемником основателя обители Иосифа Волоцкого. В 1552 был поставлен митр. Московским и всея Руси вместо низведенного с кафедры “нестяжателя” Варлаама. В качестве митрополита оказал множество услуг вел. кн. Василию III (например, санкционировал его развод с бездетной Соломонией Сабуровой (1525) и обвенчал с Еленой Глинской (1526). Ревностно проводя линию Иосифа Волоцкого, поощрял церковное землевладение (в частности, митрополичье), осуществил осуждение Вассиана Патрикеева и Максима Грека на церковных Соборах 1525 и 1531, последовательно выдвигал в иерархи единомышленников. После смерти Василия III и Елены Глинской (1538) влияние Даниила падает. В борьбе боярских группировок он принял сторону Бельских и в 1539 их соперниками Шуйскими был сведен с митрополичьей кафедры. У опального митрополита вынудили “добровольное” отречение от архиерейского чина и сослали на жительство в Волоколамский монастырь.

Даниил известен как автор шестнадцати “Слов”, объединенных в рукописный Соборник в XVI в. В своих “Словах” Даниил полемизировал о нетленности тела Христа, размышлял о царской власти и налагаемых ею обязанностях, прославлял и разъяснял церковные предания и обряды, неоднократно укорял паству за вражду и дух взаимного осуждения, критиковал распространившиеся разводы и повторные браки, наконец, обличал нравственные пороки, обрушиваясь на разврат среди высокородной молодежи, на нежелание жить по евангельским заповедям.

Л.К.

Русское небо


Обличал еретиков и нестяжателей

Даниил (Рязанец) - митрополит Московский и всея Руси. Род. ок. 1492 г. в рязанской земле (откуда и прозвище). С сентября 1515 г.- игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, ученик Иосифа Волоцкого. В руководстве монастырем Д. неукоснительно следовал заветам своего наставника, пытаясь ввести еще более строгие правила монастырского общежития. Не разрешал монахам держать собственные книги в кельях, что вызвало противодействие всей братии. Когда в результате ожесточенной борьбы между иосифлянами и нестяжателями в 1521 г. кафедру вынужден был покинуть приверженец Вассиана Косого и Максима Грека митрополит Варлаам, 27 февраля 1522 его место заступил Д., по словам С. Герберштейна, «приблизительно 30 лет от роду, человек крепкого и тучного сложения с красным лицом». Далее он сообщает в своих записках, что Д. окуривался серным дымом перед торжественными богослужениями, чтобы не показаться преданным более удовольствиям, чем аскетическим подвигам. Следуя традициям Иосифа Волоцкого, Д. ревностно защищал право монастырей владеть вотчинами. Д. организовал в 1525-1531 гг. ряд церковных соборов, осудивших некоторых видных представителей нестяжательства, и прежде всего Максима Грека. Уже вскоре после занятия Д. кафедры начался «перебор людишек» среди высших иерархов. Ключевые позиции начали занимать постриженики Волоколамского монастыря: 30 марта вместо умершего Нила Гречина епископом Тверским стал возмицкий архимандрит Акакий, из волоцких монахов; возможно, к числу сторонников иосифлян принадлежал и новый епископ Рязанский Иона (с 23 марта 1523 г.), бывший до этого архимандритом новгородского Юрьева монастыря; накануне суда над Максимом Греком, очевидно, покинул Ростовскую епархию близкий к нестяжателям Иоанн, а 9 апреля 1525 г. вместо Пимена (которого сослали с «владычества» еще в апреле 1523 г.) епископом Вологодско-Пермским стал кирилловский игумен Алексей; 2 апреля 1525 г. епископом Коломенским становится племянник Иосифа Волоцкого Вассиан Топорков; несколько позднее (20 февраля 1536 г.) епископом Смоленским стал иосифлянин Савва Слепушкин. Одним из ближайших сподвижников Д. стал чудовский архимандрит Иона Собина, ставший в 1544 г. епископом Суздальским. После собора 1525 г., осудившего Максима Грека, позиции Д. упрочились. 4 марта 1526 г. он назначил архиепископом Новгородским верного иосифлянина Макария. Д. удалось добиться занятия иосифлянами и их ставленниками почти всех высших постов на церковно-иерархической лестнице. Д. помогал Василию III в его борьбе с политическими противниками. В мае 1523 г. с его помощью великий князь захватил князя Василия Ивановича Шемячича, несмотря на то что митрополит дал ему свои «опасные грамоты», т. е. поручился за безопасность северского владетеля во время его поездки в Москву. В обход церковных канонов Д. помог устроить Василию III развод с С. Сверчковой-Сабуровой, и 28 ноября 1525 г. она была пострижена в монахини, а 21 января следующего года Д. венчал Василия уже с литовской княжной Еленой Васильевной Глинской. Летописи сохранили рассказы о частых путешествиях великого князя по монастырям, в т. ч. сообщение о его последней предсмертной поездке в конце 1533 г. в Волоколамский монастырь; по возвращении из нее Василий III вел тайные переговоры о своем завещании не только с боярами и дьяками, но и с митрополитом Д. Деятельность иосифлянского ставленника на митрополичьем престоле вызвала негодование в кругах противников воинствующих церковников. И. Н. Беклемишев-Берсень, например, язвил по его поводу: «Яз того не ведаю, есть ли митрополит на Москве», ведь Даниил - «не ведаю, деи, митрополит, не ведаю простой чернец, учителна слова от него нет никоторого, а не печялуется ни о ком». Для князя А. М. Курбского Д.- «прегордый», «проклятый» иерарх. После смерти Василия III (1533 г.) во время регентства Елены Глинской Д. удалось сохранить свое положение при дворе. Он был одним из активных проводников политики правительства, продолжавшего традиции Василия III, сразу же после смерти которого Д. привел к присяге 3-летнему Ивану IV и его матери братьев Василия III и бояр. Он участвовал в борьбе правительства с пережитками удельной децентрализации и добился в 1537 г. захвата мятежного старицкого князя Андрея Ивановича. По его благословению совершаются такие важные общегосударственные мероприятия, как поход на Литву в ноябре 1534 г. и строительство в 1535 г. в Москве Китай-города. После смерти 3 апреля 1538 г. Елены Глинской к власти пришла коалиция бояр во главе с князем И. Бельским. «Во едином совете» с ним был и Д. Однако правительство Бельского уже скоре пало, и безраздельными господами положения стали князья Шуйские и их сторонники. 2 февраля 1539 г. его заставили подписать грамоту, в которой он отрекался от митрополии по немощи, после чего Д. отправили в Волоколамский монастырь. Один из летописцев, близкий к приказной среде, так охарактеризовал Д.: «Учал ко всем людем быти немилосерд и жесток, уморял у собя в тюрьмах и окованых людей до смерти, да и сребролюбие было великое». А безымянный составитель приписок к лицевым летописям добавил, что Д. свел с престола князь И. В. Шуйский-Китаев за то, что «без его веления давали боярство». Д. считается автором многочисленных сочинений церковно-полемического характера, в которых он обличает еретиков и нестяжателей. Умер 22 мая 1547 г. и погребен в Волоколамской обители.

Автор статьи для книги "Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия" (изд. ОЛМА-ПРЕСС. 1201). Владимир Богуславский, vlbohuslavski@tula.net 

О ее приобретении (в "бумажном виде") обращайтесь в издательство ОЛМА-ПРЕСС olma-msk@mtu-net.ru 


Даниил (Даниил Рязанец), митрополит всея Руси в 1522—1539 (?—1547), религиозно-философский мыслитель и писатель, идеолог «иосифлянства».

Родом из Рязани. Монах, а после смерти Иосифа Волоцкого, игумен Иосифо-Волоколамского монастыря (с 1515). Был неукоснительным исполнителем заветов своего учителя, пытался ввести в монастыре еще более строгие правила — запрещал инокам держать в кельях собственные книги. 27 февр. 1522, видимо, по воле вел. кн. Василия III стал митрополитом. Поддерживал вел. князя во всех даже самых щекотливых ситуациях. В 1525 помог устроить Василию III неканонический развод с первой женой Соломонией Сабуровой из-за ее бесплодия.

Даниил прилагал максимум усилий к тому, чтобы сохранить внутрицерковное единство и без пощады расправлялся с теми, кто мог этому единству помешать. Вел непримиримую борьбу с «нестяжателями». В 1525 по его инициативе был затеян судебный процесс против Максима Грека, обвиненного в нарушении православной догматики. В 1531 Максим Грек был осужден вторично, но уже с привлечениями новых обвинений — в «нестяжательстве». Сразу же после вторичного осуждения Максима Грека осужден был и главный «нестяжатель» Вассиан Патрикеев. Митр. Даниил лично готовил и проводил суд над Вассианом, обвинив его в еретичестве и в том, что Вассиан хочет лишить Церковь ее прав на владение землей и селами.

После смерти Василия III в 1533 положение Даниила ухудшилось. В 1539 бояре Шуйские заставили его подписать отречение от митрополии по неспособности. Последние годы жизни Даниил провел в Иосифо-Волоколамском монастыре.

Перу митр. Даниила принадлежит 16 «слов», 18 посланий, поучение и окружное послание. Некоторые из своих сочинений митр. Даниил еще при жизни свел в одну книгу под названием «Соборник». В. Г. Дружинин обнаружил, помимо названных, еще 26 посланий и поучений, однако единого мнения о принадлежности их именно митр. Даниилу пока нет. Впрочем, и само творческое наследие Даниила изучено недостаточно. Единственное издание, содержащее относительно внушительный список произведений митр. Даниила, осуществлено в 1881. Затем подробный обзор творений Даниила был проведен митр. Макарием (Булгаковым) в его «Истории Русской церкви». В советское время публиковались лишь отдельные послания. Кроме того, Даниил принимал участие в составлении Никоновской и Иоасафовской летописей, Сводной Кормчей. Современные исследователи выявили многочисленные рукописи, которые Даниил частично переписал или отредактировал.

И в «Соборнике», и в др. своих произведениях Даниил предстает как великолепный знаток Священного Писания, святоотеческой и др. христианской литературы. Сочинениям митр. Даниила присущи глубина понимания богословских проблем, яркость стиля, понятность изложения. Все это вместе взятое позволило Максиму Греку назвать митр. Даниила «доктором Христова закона».

Наследуя своему учителю Иосифу Волоцкому, митр. Даниил был полностью проникнут верой в то, что Церковь должна исполнять организующую роль в обществе и своими трудами привести людей ко спасению. Поэтому в богословских вопросах он вполне традиционен, ведь своей задачей он видел не развитие, а утверждение канонов Православной веры. Причем Церковь, по его вполне «иосифлянскому» убеждению, воплощает в себе неразрывное единство догматов и обрядов. Митр. Даниилу было столь важно подчеркнуть единство догматической и обрядовой стороны православного вероучения, что нередко преданиям обрядовым он приписывал такую же важность, как и догматическим. В одном из слов он утверждает, что задача православной церкви состоит в неуклонном сохранение всех писаных и неписаных преданий: «Яко прияхомъ предания писаная и неписаная».

Кстати, существует точка зрения, что именно митр. Даниил, используя в своем четвертом слове Слово Феодорита, нашел богословские основания практике двуперстного крещения, утвержденного в 1551 Стоглавым Собором. Как известно, 100 с лишним лет спустя вопрос о том, как креститься — двумя или тремя перстами, — послужит одним из поводов к расколу Русской церкви.

Главная цель деятельности церкви, по мнению митр. Даниила, — вселение в сердца людей любви к Богу и к ближним своим, ибо только тот, кто постиг сущность евангельской любви, поистине может спастись. А возможность познания Христовой любви заключается в соблюдении божественных заповедей: «Преблагий Бог сотворил нас из небытия в бытие и даровал нам все блага, обещал и будущая неизреченные блага, но только если мы соблюдем заповеди Его и будем совершать угодная Ему».

Однако и отдельный человек и все общество в целом охвачены грехами и скверной. Митр. Даниил вообще рассматривает земную жизнь как временное пребывание: «Якоже бо в мимотечении зде есмы в настоящем сем житии и якоже в гостех пребываемъ; несть бо прочно нам сие житие, ни бо зде есть нам жити». Более того, он рассматривает земную жизнь как «изгнание», наказание людей за грехи: «Не сие бо есть отечьство наше, но преселение и паче, истинно рещи изгнание. Ибо во изгнании зде, есмы вси человеци, якоже писано есть, яко пришелци есмы зде и преселници».

Причина тому — плотское начало, торжествующее в земном мире. Даниил очень суров в отношении земной и, тем более, плотской жизни. Для него была очень важна идея очищения человека и общества от скверны, исходящей от плотского начала. В одном из своих посланий он призывает «возненавидеть мир», ибо мир — это совокупность зла. Близка ему была и идея «истязания плоти». Говоря о плотской греховности, искушающей людей, он прямо призывает истязать и умерщвлять плоть, приводит многочисленные примеры из жизни святых и подвижников, истязавших себя в борьбе с дьявольскими соблазнами, пишет, что истинный христианин обязан «распинать свою плоть со страстьми и похотьми, умерщвлять своя уды», вплоть до оскопления.

Поэтому единственным средством, которым можно исправить мир, Даниил называет страх Божий. В трактовке митр. Даниила страх Божий учит людей удаляться от грехов, побуждает к подвигам добродетели, является началом спасения и источником жизни. Поэтому всякий искренне верующий человек должен постоянно пребывать в страхе Божием, руководиться этим страхом всегда и везде: «Сего ради незабытно и неленостно шествуем настоящий сей наш путь и подвигъ и имеим в себе всегда страх Божий и страшный онъ день суда Христова, да благочестно и любодобродетелно житие поживем на земли сей Божией… Много бо нам предлежит страха и боязни в настоящем сем житии, и вниманию и трезвению всегдашнему потреба».

Страхом Божиим обязан руководствоваться не только один человек, но и Церковь в целом. Многие сочинения митр. Даниила содержат рассуждения о пользе наказаний и о необходимости преследования тех, кто не подчиняется церковным законам. Ведь тезис о страхе Божием в отношении Церкви реализовывался и в том, что Церковь должна была сама очиститься от еретиков и от иных нарушителей канонов. Именно поэтому митр. Даниил прилагал максимум усилий к тому, чтобы достичь внутрицерковного единства и без пощады расправлялся с теми, кто мог этому единству помешать.

Он считал, что с еретиками недопустимы никакие отношения, даже за один стол с ними садиться нельзя. А в сердце православных не должно быть никакого чувства, кроме «совершенной ненависти». И Даниил призывает обрушить на еретиков с «божественною ревностию» и «проявлять к ним праведную ярость».

В отношении простых мирян Церковь должна была строго следить за соблюдением обрядности, ибо, по убеждению митр. Даниила, путь от внешнего порядка к внутреннему убеждению был самым коротким путем к торжеству православных истин. И во множестве своих слов, посланий и поучений Даниил стремится воздействовать на паству словом и делом, убеждая любовью и грозя казнями Божиими, желая отвратить людей от греха и наставить на путь истинный.

Достойным наследником Иосифа Волоцкого выступал Даниил и в вопросах об имущественных правах Церкви. Конечно, он призывал к строгому личному аскетизму черного духовенства. Интересно, что он не настаивал на преимуществах какой-либо одной разновидности монастырей, но требовал соблюдения уставов, канонов вероучения и богослужения от всех из них.

Сама же Церковь, чтобы иметь влияние в обществе, обязательно должна быть богатой. В этом отношении митр. Даниил не знал никаких компромиссов. Когда дело дошло до реальных столкновений со сторонниками «нестяжания» Церкви, он не остановился до тех пор, пока «нестяжатели» не были окончательно «ниспровергнуты».

Митр. Даниил, несомненно, сыграл важную роль в том, что «иосифлянство» превратилось всего лишь из одного из направлений в отечественной религиозно-философской мысли в основную идеологию Русской церкви. По сути дела, с тех пор «иосифлянство» занимало самые ведущие позиции в Русской церкви на протяжении двух веков.

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Литература:

Жмакин В., Митрополит Даниил и его сочинения, М., 1881 (В приложении опубликованы избранные сочинения Д.М.);

История русской литературы, т. 2, ч. 1, М.-Л., 1946, с. 314-317;

Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.-Л., 1947.

Здесь читайте:

Христианские деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Русские писатели и поэты:  | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС