Дживелегов Алексей Карпович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дживелегов Алексей Карпович

1875-1952

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алексей Карпович Дживелегов

Дживелегов Алексей Карпович (14.III.1875 - 14.XII.1952) - русский советский историк и искусствовед. Ученик П. Г. Виноградова. Доктор искусствоведческих наук (с 1936 года), чл.-корр. АН Армянской ССР (с 1945 года). С 1898 по 1939 годы - один из руководителей энциклопедического словаря "Гранат". С 1930 года возглавлял кафедру зарубежного театра в ГИТИСе, с 1939 года сотрудничал в Институте мировой литературы им. А. М. Горького, с 1945 года - в Институте теории и истории искусств АН СССР. Ранние работы Дживелегова посвящены главным образом проблемам западноевропейского средневекового города ("Средневековый города в Западной Европе", СПБ, 1902; "Торговля на Западе в ср. века", СПБ, 1904, и др.), в возникновении и социально-политического развитии которого ведущую роль Дживелегов отводил экономическому фактору. Позднее научные интересы Дживелегова сосредоточились на истории западноевропейской культуры, особенно эпохи Возрождения, к решению проблем которой Дживелегов стремился подойти с марксистских позиций ("Начало итал. Возрождения", М., 1908, 2 изд., М., 1925; "Очерки итал. Возрождения", М., 1929; серия биографий выдающихся деятелей итальянского Возрождения).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.


Дживелегов Алексей Карпович (14 марта 1875, Ростов-на-Дону,- 14 декабря 1952, Москва). Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1897), оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию, но назначение было кассировано вследствие армянского происхождения Дживелегова. В 1915 году читал лекции в Нижегородском народном университете, в 1916 году - в Народном университете А.Л. Шанявского в Москве. Возглавлял информационный отдел Всероссийского союза городов. Член ЦК партии кадетов (1916).

После Февральской революции 1917 года на 8-м съезде партии кадетов (май) вновь избран членом ЦК. Активно участвовал в избирательной кампании на муниципальных выборах в Москве. 11-12 августа на расширенном заседании ЦК партии выступил против военной диктатуры генерала Л.Г. Корнилова: "Военная диктатура не решается на нашем собрании, - предупреждал Дживелегов. В войске нет элементов, на которые могла бы опереться диктатура. Перережут всех офицеров. Окончательно порывать с социалистами нельзя ни в коем случае" (Думова Н.Г. Кончилось ваше время, М. 1990 г., с. 231-32). Участник московского Государственного совещания (август). С 3 октября член Предпарламента (от кадетов).

После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти. В 1919-1924 годы преподавал в 1-м Московском государственном университете (профессор). В дальнейшем на научной и преподавательской работе, автор трудов об эпохе Возрождения.

Использованы материалы статьи М.Е. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва, 1993.


Дживелегов, Алексей Карпович (14[26].03.1875, Ростов-на-Дону 14.12.1952, Москва) — российский и советский историк, театровед, издатель, переводчик армянского происхождения. Родился в семье торгового служащего, до 1897 года учился на историко-филологическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова у П. Г. Виноградова и В. И. Герье. Затем преподавал в народных университетах, в Московском университете, Институте философии, литературы и искусства, Государственном институте театрального искусства, работа; издательстве «Academia», Институте мировой литературы им. А. М. Горького, Институте теории и истории искусств АН СССР. Доктор искусствоведения и член-корреспондент Академии наук Армянской ССР. Его учениками были театроведы Т. Бояджиев и А. Аникст. С дореволюционных времен Дживелегов тесно сотрудничал с периодическими изданиями, с энциклопедиями Гранат и Брокгауз и Эфрон. До 1917 года был активным членом партии кадетов (см. Конституционно-демократическая партия). От репрессий Дживелегов не пострадал, но в конце 1940-х годов подвергался «проработкам» во время кампании против космополитизма.

Наследие Дживелегова обширно и разнообразно, как с точки зрения исследуемых периодов, так и областей западноевропейской истории и культуры. Он начинал как медиевист (Городская община в средние века. М., 1901; Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902; Торговля на Западе в средние века. СПб., 1904; Крестоносное движение на 3aпаде. М., 1906. 2-е изд., М,—Петроград, 1924). Затем опубликовал ряд работ по истории Наполеоновских войн: главы в юбилейном 7-томнике «Отечественная война 1812 г. и русское общество», «Александр I» и «Наполеон». М., 1915; Армия Великой Французской революции и ее вожди. М,—Петроград, 1923. Русской истории посвящено юбилейное издание «Великая реформа» (М., 1911), в котором Дживелегов выступал в качестве автора ряда глав и редактора. Дживелегов был также автором книг по истории Германии Нового времени и по истории Армении и армян, статей о Вико, Гоцци, Гольдони и Бомарше.

Наибольшую известность и популярность приобрели блестящие работы Дживелегова по истории Возрождения, героя его книг стали Данте (1933, 2-е изд.  1946), Леонардо да Винчи (1935), Микеланджело (1938, 2-е изд. 1957), Я. Макиавелли и Ф. Гвиччардини и множество других во вводных статьях к изданиям их сочинений (1934). Его перу принадлежат и более общие работы — «Начало итальянского Возрождения» (1908), «Очерки итальянского Возрождения» (1929), а также статьи о Ф. Рабле, Дж. Чосере, Шекспире и Марло. Его работы по истории театра: «История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года» (совместно с Г. Н. Бояджиевым, 1941), «Итальянская народная комедия» (1954). Дживелегов переводил Петрарку, Поджо Браччолини, Макиавелли и других итальянских авторов. В своих работах, особенно послереволюционных, Дживелегов придерживается марксистского подхода к истории и культуре, что не было исключительной данью идеологии и не мешало ему создавать глубоко индивидуализированные портреты выдающихся мыслителей и художников, рисовать яркие картины целых эпох, использовать свою огромную эрудицию и прекрасное знание источников и историографии. Его работы составляют золотой фонд отечественной литературы о Возрождении.

М. А. Юсим.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 10-11.

Литература: Андреев М. Л. Дживелегов — историк итальянского Возрождения // Дживелегов А. К. Творцы итальянского возрождения. В 2-х кн. Кн. 2. М., 1995. С. 340-350; Девятова Ю. Триумф и трагедия отечественного либерализма. Жизненный путь и эволюция общественно-политических взглядов А. К. Дживелегова (1875—1952) // Армянский вестник М., 1998. № 3/4. С. 165-169 Киракосян Дж. А. К. Дживелегов и его историко-публицистическое наследие. Ереван, 1986 (2-е изд. — 2007).


Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

История совр. Германий, ч. 1-2, СПБ, 1908-10;

Крест. движение на Западе, M., 1906, 2 изд., М.-П., 1924;

Армия Великой Франц. революции и ее вожди, М.-П., 1923;

Леонардо да Винчи, М., 1935;

Данте Алигиери. Жизнь и творчество, 2 изд., M., 1946;

Итал. нар. комедия, М., 1954,

Франческо Гвиччардини, в кн.: Франческо Гвиччардини, Сочинения, (М.), 1934;

Никколо Макиавелли, в кн.: Макиавелли, Сочинения, (М.-Л.), 1934, т. 1.

Литература:

А. К. Дживелегов. (Некролог), "Сов. иск-во", 1952, 17 дек.;

А. К. Дживелегов. (Некролог), "Лит. газета", 1952, 16 дек.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС