Джеймс Уильям
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Джеймс Уильям

1842-1910

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Уильям Джеймс

Джеймс (James) Уильям (1842-1910) — американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Биография. Образование по медицине, физиологии и естественным паукам получил в Гарвардском университете. В Германии занимался под руководством Г. Гельмгольца, Р. Вирхова. С 1872 г. - ассистент, с 1885 по 1889 г. — профессор философии Гарвардского университета, с 1889 по 1907 г. — профессор психологии. Читал гостевые лекции по психологии, религии и философии в различных университетах США и Англии. В 1892 г. организовал совместно с X. Мюнстербергом первую в США лабораторию прикладной психологи в Гарвардском университете. Исследования. Выступал с критикой ассоциативной психологии. Не являясь экспериментатором, выдвинул множество новых идей в области психологии. Отрицал существование сознания как субстанции (Существует ли сознание?//Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. № 4). Считал, что в самонаблюдении нам открываются не элементы сознания, а цельные и конкретные его состояния, изменчивые в каждый момент времени, которые надо изучать прежде всего в аспекте их приспособительных функций (операций). В соответствии с этим рассматривал сознание как недифференцированный ноток непосредственных ощущений и впечатлений, возникающих на основе непрерывных нервных возбуждений («поток сознания»), в котором можно выделить определенные качественности и переходные состояния (психические обертоны, образы, смутные и неотчетливые явления сознания). По его мнению, сознание имеет следующие характеристики: сознание одного индивида обособлено от сознания другого; минувшее состояние сознания не может повториться; личное сознание является не расчленяемым на части, а единым, образованным непрерывными ощущениями; среди состояний сознания есть устойчивые и изменчивые. Одной из центральных проблем его психологической системы была проблема личности с ее переживаниями и интересами. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В «эмпирическом "Я"» (личности) им были выделены: 1) физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.; 2) социальная личность как форма признания в индивиде личности со стороны других людей; 3) духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., центр которой — чувство активности «Я». Вывел формулу самоуважения, которая представлена отношением успеха к притязаниям. Также У. Джеймс — автор периферической теории эмоций, которую независимо от него обосновал К. Г. Ланге (Что такое эмоция? // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюпаса, Ю. Б. Гинненрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1984). В книге The Varieties of Religious Experience (N. Y.: Longmans, Green, 1902; в рус. пер.: Многообразие религиозного оны га. М , 1910) дал трактовку религии как основанной на внутренних переживаниях человека. В его концепции «воли к вере» постулируется, что индивид, при отсутствии рационального знания, имеет право на веру, если она соответствует его эмоциональной природе и обеспечивает душевное равновесие. Исторический контекст. У. Джеймс оказал существенное влияние на исследования психологов Чикагской школы, в которую входили Дж. Дьюи, Дж. Эпджелл, Дж. Г. Мид. Был в дружеских отношениях с Г. Мюнстербергом и К. Штумпфом.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 175-176.

Сочинения:

The Principles atf Psychology. V. 1-2. N. Y., 1890; L'automatisme psvcho- logique. P.: Alcan, 1890; Психология. СПб., 1896 (Пг., 1922); The Meaning of Fruth.N. Y., 1909; Прагматизм. СПб., 1910; Some Problems of Philosophy. N. Y., 1911; Essays in Radical Empi-ricism. N. Y., 1912; Научные основы психологии. СПб., 1912: Внимание // Хрестоматия по вниманию / Пол ред. А. Н: Леонтьева, А. А Пуэы рея, В. Я. Романова. М : Изд-во МГУ, 1976; Психология. М.: Педагогика, 1991; Беседы с учителем о психологии. М.: Совершенство, 1999.

Литература:

Челпанов Г. II. Джеймс как психолог// Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 104; Ярошевский М. Г. История исихологии: От античности до середины XX века. М : Академия, 1996; Шульц Д., Шу.чьц С. История современной психологии. СПб: Евразия, 1998; В. Джеймс // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейднмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001.

Вернуться на главную страницу Джеймса

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС