Элен Петер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Элен Петер

р. 1934

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Петер Элен

Элен Петер (16. 05. 1934, Берлин) - немецкий философ, историк русской философской мысли. Изучал философию, русскую литературу и историю Восточной Европы в Свободном университете в Западном Берлине. В 1971 году защитил диссертацию «Философская этика в Советском Союзе: Анализ и дискуссии». С 1975 года – профессор (в 1988-1994 годы - ректор) Высшей школы философии в Мюнхене. Темы исследований Элена связаны, главным образом, с анализом философского наследия Франка и В. С. Соловьева. Элен прослеживает связь русской религиозной мысли с европейской теологической и философской традициями (Плотин, Николай Кузанский, Лейбниц, Экхарт, Якоби, неокантианство, Ницше, Гуссерль, Хайдеггер, Шелер, Джеймс и др.), Элен анализирует вклад русских религиозных мыслителей «в решение вопросов философии религии, которые активно обсуждаются вплоть до наших дней» и «обогащают современные дискуссии» (Семён Л, Франк: Философ христианского гуманизма. М., 2012. С. 15). Центральными в творчестве Соловьева и его последователей он считает идею богочеловечества, учение о личности, а также поиск «философских средств» («понятийно-рациональных форм»), которые делают возможным выражение религиозного мировосприятия. По его мнению, «в произведениях Соловьева узнаваемо неразрешенное «напряжение» между двумя различными методологическими подходами: феноменологическим анализом духовного опыта (который про-слеживается, главным образом, в его нравственной философии) и онтотеологической дедукцией и конструкцией» (Ehlen Р. Der Begriff ties «Gottmensehentums» in der Philosophie V. S. Solov'evs unci S. L. Franks // Forum tur osteuropiiische Ideen- and Zeitgeschichte. 4. Jg./2000, Heft 2, Hrsg. von N. Lobkovvicz, L. Luks, D. O'Sullivan. Koln: Bohlau-Verlag, 2000. S, 73). По своей форме метафизика В. С. Соловьева «полностью принадлежит к XIX веку», только постановка проблем в его «Краткой повести об Антихристе» и в некоторых разделах этики «указывают на принадлежность его философии к XX и XXI векам». Франку же, по мнению Элена, удается преодолеть указанное «напряжение» и обосновать свое «учение о бытии <...> на базе феноменологии», что делает его «философию, в осознании ею проблем и методологии, принадлежащей к современности». Значение философии Франка Элен видит в «интеграции персонали- стической феноменологии <...> в онтологию всеединства» (Ehlen P. Das religionsphi losophische Werk Simon Franks /7 Zeitschrift fur katholische Theologie. Theologische Fakultat Innsbruck, 122. Bd./2000. Heft 3-4. S. 287). Он считает, что в Зап. Европе, за редкими исключениями, господствует утвердившееся «впечатление о философском мышлении» в России как о «философствовании в литературном образе». То, что русские религиозные мыслители остаются «за пределами философского дискурса». Элен объясняет тем, что им присущ особый интерес к непостижимому, а потому они и «не воспринимаются как строгие мыслители». Элен является переводчиком и соиздателем Собрания сочинений С. Д. Франка: В 8 томах (на нем. языке); S. L. Frank. Werke in acht Banden (Veriag K. Alber, Freiburg/Munchen), Band 1 (2000); Band 2 (2002); Band 4 (2004); Band 6 (2010).

Ю. Б. Мелих

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 794-795.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Идея богочеловечества в философии Вл. Соловьева // Соловьевекий сборник. М., 2001; Begegnung tiurch Selbsier- schlieBung. Zum religionsphilosophischen Offenbarungsbegriff S. L. Franks // Theologie und Philosophie, 74 (1999), Heft 2; Wladimir Solowjow. Die mystische Einheit der Welt // Stimmen der Zeit, Heft 7, Juli 2003; Die Idee der Schonheit in Vladimir Solov'evs Philosophie // Vladimir Solov'ev und Friedrich Nietzsche. Trierer Abhandlungen zur Slavistik, hrsg. v. U. Heftrich/G. Ressel. Frankfurt 2003; Семен Франк как политический мыслитель // Вопросы философии. № 11, 2003; Der Sinn des Leidens im belehrten Nichtwissen. Uberlegungen im AnschluB an den Religionsphilosophen Simon L. Frank // Umgang mit Leid. Cusa- nische Perspektiven. Philosophie interdisziplinar. Hg. H. Stahl und H. Schwaetzer. Regensburg 2004; Ausdruck, Wort, Qffenbarung in S. L. Franks Philosophie // Name und Person. Beitrage zur rassischen Philosophie des Namens. Hrsg. H. KuBe. Specimina philologiae Slavicae, Bd. 145. Mtinchen 2006; «Das sich zum Sein aufbaumende Nichts» - Simon L. Franks Verstehen des Biisen im «Wissenden Nichtwissen» // Das Bose in der russischen Kultur, Herausgg. v. B. Zelinsky. Koln 2008; Simon L. Franks Beziehung zu Joharm Wolfgang v. Goethe // Kultur als Dialog und Meinung. Herausgg. v. Holger KuBe. Bd. 153 Specimina Philologiae Slavicae. Munchen 2008.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС