Элиот, Томас Стернз
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Элиот, Томас Стернз

1888–1965

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Томас Стернз Элиот

Элиот, Томас Стернз (Eliot, Thomas Stearns) (1888–1965), американский поэт, драматург и критик; с 1927 британский подданный. Признан одним из величайших поэтов 20 в.

Родился 26 сентября 1888 в Сент-Луисе (шт. Миссури). Отец был президентом промышленной компании; мать активно участвовала в движении за социальные реформы. С 1906 – студент Гарвардского университета; получив в 1909 степень бакалавра гуманитарных наук и потратив еще год на изучение философии, поступил в Сорбонну (1910–1911). В этот период написаны лучшие из его ранних стихов. До 1914 занимался философией и лингвистикой в Гарварде. Совершив летом 1914 поездку по Германии, определился в Мертон-колледж Оксфордского университета, где в 1914–1915 работал над завершением докторской диссертации об английском философе Ф.Г.Брэдли (1846–1924).

В сентябре 1914 Элиот познакомился в Лондоне с Э.Паундом. Прочитав в рукописи его стихи, тот рекомендовал их к печати. С 1917 Элиот – помощник редактора журнала «Эгоист» («The Egoist»), где была напечатана его первая книга стихов Пруфрок и другие наблюдения (Prufrock and Other Observations). Для стихотворений 1909–1911 характерно отчужденно-прохладное отношение к романтическим темам. В стихах 1917–1919, написанных в форме четверостиший, сатирический эффект достигается за счет нарочито педантичного нагромождения деталей и резких переходов от возвышенного к будничному. Между 1917 и 1925, служа в «Ллойдз банке», в свободное время писал многочисленные критические статьи и в конце концов согласился бесплатно исполнять должность главного редактора литературного журнала «Критерий» («The Criterion»). Элиот сразу стал знаменитостью, когда в октябре 1922 в первом номере журнала (редактором которого он оставался до 1939) была опубликована его поэма Бесплодная земля (The Waste Land). Она представляет собой нечто вроде завещания отчаявшегося и разуверившегося во всем человека и строится как череда мысленных картин или грез, сменяющих друг друга в сознании главного персонажа (Тиресия) и пронизанных смутным желанием обрести внутренний мир. Поэма заканчивается призывом к смирению, который герой обращает к самому себе. Литературные и мифологические аллюзии укрупняют эпизоды поэмы и придают им ироничное звучание. Поэма была воспринята как приговор послевоенной европейской культуре и выражение разочарования в расхожих общественных идеалах. В том же тоне выдержана поэма 1925 Полые люди (The Hollow Men), частично основанная на неопубликованных частях Бесплодной земли.

В 1926 Элиот прочел серию лекций в Тринити-колледже Кембриджского университета, избрав темой метафизическую поэзию 17 в. В 1927 Элиот стал членом Англиканской церкви, и это событие наложило отпечаток на его дальнейшее поэтическое творчество. Поэма Пепельная Среда (Ash Wednesday, 1930) – произведение глубоко верующего человека, итог длительной практики аскетического самоограничения; его основная мысль заключается в том, что повседневное страдание может оказать искупительное, очищающее воздействие на душу человека. Вернувшись в США после восемнадцатилетнего отсутствия, Элиот в 1932–1933 прочел курс истории поэзии в Гарвардском университете и в университете Виргинии. Впоследствии еще дважды побывал в Америке и читал там имевшие большой резонанс лекционные курсы – в Кеймбридже в 1939 и в Чикагском университете в 1943. В 1942 Элиот стал президентом Ассоциации классических исследований, в 1943 – президентом Вергилиевского общества. Сюита Четыре квартета (Four Quartets, 1943), которую Элиот писал в 1935–1942, считается вершиной его поэтического мастерства.

От первой пьесы Элиота, Суини-агонист (Sweeney Agonistes, 1924) сохранились только две сцены, написанные стихами, и прозаический эпилог. В ней Элиот экспериментировал с ритмами мюзик-холла и, пользуясь экспрессионистскими средствами, пытался создать некое подобие японской драмы но. Написав в соавторстве с Э. Мартином Брауном религиозную мистерию Скала (The Rock, 1934), он почти сразу создает свой шедевр Убийство в храме (Murder in the Cathedral, 1935) – поэтическую драму о духовном кризисе и мученической смерти св. Томаса Бекета. Воссоединение семьи (The Family Reunion, 1939), мелодрама о нависшем над семьей проклятии и искуплении вины, сюжет которой восходит к эсхиловской трилогии об Оресте, написана специально для нее разработанным и прославившим его трехстопным размером. Тот же размер Элиот использовал в пьесах Вечеринка с коктейлями (The Cocktail Party, 1949) и Личный секретарь (The Confidential Clerk, 1953), где заимствованные у Еврипида сюжеты служат анализу самопознания и призвания, а также в пьесе Пожилой государственный деятель (The Elder Statesman, 1958), сюжет которой отчасти напоминает софокловского Эдипа в Колоне.

Как критика Элиота, скорее всего, запомнят в связи с проницательностью его суждений, а также предубеждением против некоторых поэтов, прежде всего романтиков и Мильтона. Между тем в статье Традиция и индивидуальный талант (Tradition and the Individual Talent, перепечатана в сборнике Священный лес – The Sacred Wood, 1920) он сформулировал два чрезвычайно важных принципа. Т.н. принцип функциональной традиции заключается в том, что поэт должен писать, постоянно помня о прошлом и в то же время сознавая, что каждое новое произведение искусства изменяет значение этого прошлого. Второй принцип утверждает мысль о «деперсональности» искусства: поэзия – это ремесло, т.е. не «самовыражение» поэта, но закрепление в художественной форме человеческого опыта.

После 1939 Элиот пытался применить доктринерские принципы к общественному устройству и системе образования. Так, в работе Заметки к определению понятия «культура» (Notes towards the Definition of Culture, 1948) он разъяснил свои известные консервативные позиции по проблемам классового деления, гомогенности общества и социальной роли религиозных сект. Большая часть его литературно-критических работ после 1950 посвящена узко-специальным вопросам, таким, как мелодические элементы поэзии, отношение поэзии к драме вообще и к поэтической драме в частности, долг поэта перед языком. Среди других прозаических публикаций – сборники В защиту Ланселота Эндрюса (For Lancelot Andrews, 1928), Избранные очерки (Selected Essays, 1932; дополненное издание 1950), Назначение поэзии и назначение критики (The Use of Poetry and the Use of Criticism, 1933), Старые и новые очерки (Essays Ancient and Modern, 1936) и О поэтах и поэзии (On Poetry and Poets, 1957).

Элиот был удостоен многих почетных званий и наград. В 1948 он получил Нобелевскую премию по литературе. В 1949 король Георг VI вручил ему орден «За заслуги». Умер Элиот в Лондоне 4 января 1965.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Литература:

Элиот Т.С. Cтихотворения. – В кн.: Антология новой английской поэзии. Л., 1937

Мортон А.Л. Т.С.Элиот в моей жизни. – В кн.: Мортон А.Л. От Мэлори до Элиота. М., 1970

Элиот Т.С. Избранные стихотворения и поэмы. М., 1971

Элиот Т.С. Назначение критики. Социальное назначение поэзии. – В кн: Писатели США о литературе. М., 1974

Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант. – В кн.: Писатели США о литературе. М., 1982

Элиот Т.С. Избранная поэзия: Поэмы, лирика, драматическая поэзия. (Параллельные тексты на рус. и англ. языках). СПб, 1994

Далее читайте:

Элиот Томас Стернз. Заметки к определению культуры. (Культурология. ХХ век. М., 1995)

Англия в XIX веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Британии (биографический справочник)

Литература по истории Великобритании (списки)

Программа курса изучения истории Великобритании (методика)

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС