
Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в Бармене (ныне Вупперталь, Германия) в
семье текстильного фабриканта. В 1837 г. по настоянию отца, не окончив
последнего класса, ушел из гимназии, чтобы посвятить себя коммерческой
деятельности. В 1838 г. отец направил его в Бремен для службы в торговой
фирме. В 1841-1842 гг. Энгельс отбывал воинскую повинность в Берлине, в
свободное время посещал лекции в университете. Здесь он увлекся философией Л.
Фейербаха и опубликовал статьи, где заявил о своих атеистических взглядах. В
1842 г. отец, желая оторвать сына от радикально настроенных друзей, отправил его
в Манчестер (Великобритания), где находилась фабрика «Эрмен и Энгельс»,
совладельцем которой он был. По дороге туда Энгельс посетил в Кельне редакцию
«Рейнской газеты», с которой уже полгода сотрудничал, встретился с Марксом и
договорился о дальнейшей совместной работе.
Из Манчестера Энгельс стал отправлять в «Рейнскую газету» статьи, в которых
утверждал, что Великобритания находится накануне пролетарской революции. Такие
пророчества не мешали ему вести светский образ жизни, увлекаться искусством и
спортом (работой сына совладельца фабрики не обременяли). Богатый повеса вступил
в тайные отношения с прусскими спецслужбами и согласился способствовать
дестабилизации главных политических соперников Германии - Англии и России. Идея
Энгельса состояла в том, чтобы использовать для этого европейское рабочее
движение. Но сыну фабриканта, на предприятии которого ирландские дети трудились
по 11 часов, было неудобно выступать в роли вождя пролетариата. Идеальным
компаньоном для него стал Маркс - честолюбивый и нуждавшийся в деньгах.
Первое время Энгельсу приходится писать за Маркса статьи. Потом Маркс стал
работать более самостоятельно, но журналистского таланта Энгельса у него не
было. Статьи, подписанные ими обоими, и даже одним Марксом, часто писал Энгельс.
Переписка «основоположников» показывает, что именно Энгельс был автором
подписанных именем Маркса статей в «Нью-Йорк дейли трибюн». Всякий раз, когда
лидеры европейского социализма просили совет у Маркса, он переадресовывал их
Энгельсу, а потом писал другу: «твое письмо полностью совпадает с планом ответа,
который я уже составил в голове».
В 1844 г. Энгельс вернулся на родину, но после нескольких публичных
выступлений за ним установили полицейский надзор. Ему грозил арест, отношения с
отцом обострились, и в 1845 г. он уехал из Германии в Брюссель, куда уже
переселился Маркс, высланный из Франции. В 1847 г. друзья основали Союз
коммунистов и написали его программу - «Манифест Коммунистической партии»
(опубликован в 1848). При этом основоположники марксизма презирали своих
последователей (например, Вильгельм Либкнехт именуется в их переписке как «осел»,
«скотина», «животное» и просто «оно»). «Какое значение имеет "партия", то есть
банда ослов, слепо верящих в нас, потому что они нас считают равными себе, для
нас, перестающих узнавать себя, когда мы начинаем становиться популярными?
Воистину мы ничего не потеряем от того, что нас перестанут считать "истинным и
адекватным выражением" тех ограниченных собак, с которыми нас свели вместе
последние годы», - пишет Энгельс Марксу в феврале 1851 г.
Во время революции 1848-1849 гг. Энгельс участвовал в массовых беспорядках в
Германии - в Эльберфельдском восстании, в четырёх крупных и во многих мелких
сражениях в Пфальце и Бадене. После поражения революции Энгельсу пришлось искать
убежище в Швейцарии. Он приветствовал восстание в Париже (июнь 1848), которое
назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией. В 1870 г. он
горячо одобрял Парижскую коммуну (первый опыт создания тоталитарной
государственности в Европе), унесшую много жизней. На Лондонской конференции
Интернационала (1871 г.) Энгельс активно выступал за осуществление заветов
Коммуны и прежде всего за создание в каждой стране революционной рабочей партии,
способной установить диктатуру пролетариата.
В 1859 г. немецкий эмигрант Карл Фогт заявил, что Маркс и Энгельс - агентура
прусской тайной полиции. Маркс обратился к соратникам с призывом защитить честь
партии, но безрезультатно. Маркс в истерике пишет Энгельсу, что без совместных
усилий «нам из этой истории не выбраться» и подает в суд за клевету. Но
заявление посылает не в Женеву (где проживает Фогт), а в Берлин. До суда дело не
дошло, но 2 апреля 1871 г. начинается новый скандал. Парижская газета «Province»
сообщает, что «разоблачение, которое мы получили из Германии, вызвало здесь
большую сенсацию. В настоящее время установлено с полной достоверностью, что
Карл Маркс, один из влиятельнейших вождей Интернационала, был с 1867 г. личным
советником графа Бисмарка и никогда не порывал отношений со своим боссом».
Подтверждение правоты этой газетной «утки» - в переписке основоположников. 24
апреля 1867 г. Маркс пишет Энгельсу: «Вчера Бисмарк прислал ко мне адвоката
Варнебольда (это между нами). Он хотел бы использовать меня и мои большие
таланты на пользу немецкому народу. Фон Беннигсен засвидетельствует мне свое
почтение завтра. Историю с Бисмарком ты должен держать в полном секрете. Я дал
слово никому об этом не говорить». Энгельс отвечает другу: «Я так и думал, что
Бисмарк постучится к тебе, хотя и не ожидал, что так скоро».
Характерно, что Энгельс и Маркс писали, что коммунизм победит прежде всего в
Англии (как стране самого передового капитализма), и лишь затем последует
«мировая революция». Но как именно она будет протекать, друзья не объясняли. В
1870-е гг., когда руководство Германии оценило опасность оказаться в будущей
войне в кольце двух фронтов, основоположники марксизма стали всерьез
интересоваться перспективами революции в России. По настоянию Энгельса Маркс
начал изучать русский язык и переписываться с русскими политэмигрантами
(Плехановым, Засулич и др.) В сентябре 1879 г. Энгельс сообщал Марксу: «Я
уверен, что Бисмарк всеми силами стремится вызвать войну с Россией. Но было бы
лучше, если бы в самой России дело пошло быстрее к кризису и возможность войны
была бы устранена внутренним переворотом».
К славянским народам Энгельс относился презрительно. «Чем больше я размышляю
над историей, тем мне яснее, что поляки - никчемная нация, которая нужна как
средство, пока Россия не будет вовлечена в аграрную революцию». Революция
в России, по мысли основоположников, должна была возникнуть как бунт
крестьянских общин, из которого родится «мировой пожар».
О том, как устроится жизнь человечества после мировой революции, Энгельс и
Маркс написали в «Манифесте коммунистической партии» в 1948 г. Данный
основополагающий источник абсолютно доступен читателям. Каждый имеет возможность
прочесть этот небольшой по объему текст и ответить самому себе на вопрос: хотел
бы он жить в таком обществе, или нет? Но их переписка доказывает, что они
понимали абсурдность коммунистических лозунгов. Например, Энгельс писал Марксу:
«Публика все же примирится с необходимостью кратковременного террористического
господства пролетариата, уверив себя, что долго оно продолжаться не сможет, ибо
положительное содержание их программы настолько нелепо, что о постоянном
господстве подобных людей и окончательном осуществлении их принципов не может
быть и речи». По-видимому, результатом мировой революции должно было стать
господство Германии, обеспеченное разрушением остальных европейских империй.
До самой своей смерти Энгельс оставался главным спонсором коммунистического
движения. Не случайно Интернационал был организован в год, когда он стал
полноправным совладельцем отцовской фабрики (1864). До этого ему приходилось
выпрашивать деньги у отца, который их давал неохотно. «Мой старик должен будет
мне за это дорого заплатить, и наличными деньгами», - писал Энгельс Марксу в
феврале 1851 г. «Старик твой - сволочь», - отвечал Маркс в ноябре 1848 г.,
оставшись без очередной субсидии. Такого рода пассажей много в переписке
основоположников. Она рисует образ людей, ненавидящих весь окружающий мир,
считающих, что «нет большей сволочи, чем “ порядочные люди“». В итоге Энгельс
пришел к откровенному признанию: «Борьба с христианским миропорядком… является
нашим единственным насущным делом». Он думал дождаться краха царской России и
победы социалистической революции в развитых странах Европы. Не дождавшись,
Энгельс умер, по-байроновски завещав предать свой прах морю близ его любимого
мыса Истборн.
Советская власть почтила память основателя коммунистической теории, дав имя
Фридриха Энгельса бесчисленным площадям и улицам во множестве поселков и городов
СССР. Порой встречались даже улицы Маркса и Энгельса вместе (в Москве этой улице
возвращено ее историческое имя - переулки Староваганьковский и Малый
Знаменский). Улица же Фридриха Энгельса осталась в Москве в Басманной управе.
Есть проспект Энгельса и в Петербурге. В Саратовской области город Покровск с
февраля 1931 г. носит имя Энгельс. Поселок Энгельсовский имеется и в Луганской
области Украины. А в Москве отлитый из бронзы Энгельс, стоящий на стрелке
Остоженки и Пречистинки строго смотрит на восстановленный Храм Христа Спасителя.
Бассейн, бывший на этом месте в брежневские времена, пришелся бы, по всей
видимости, больше по сердцу этому убежденному богоборцу.
Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В.
Волков. М., «Посев», 2004.