Файко Алексей Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Файко Алексей Михайлович

1893-1978

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алексей Михайлович Файко

Файко Алексей Михайлович (1893-1978), русский драматург. Наиболее известна пьеса «Человек с портфелем» (1928) о советском ученом-карьеристе. Пьесы «Озеро Люль» (1923), «Учитель Бубус» (1925), «Евграф, искатель приключений» (1926) отмечены сатирической направленностью, сценической эффектностью и динамизмом действия.

+ + +

Файко Алексей Михайлович [7(19).9.1893, Москва — 25.1.1978, Москва] — драматург.

Родился и вырос в дворянской семье. Отец драматурга, Михаил Петрович Файко, рано оставил службу в иностранной экспедиции Московского почтамта, играл на бирже, разорился, был вынужден оставить жену и сына и уехать в одну из западных губерний. Файко увиделся с ним, будучи уже гимназистом 6-го класса. В 1912 Файко окончил Петропавловское училище по программе-максимум «классического образца». Преподавание велось целиком на немецком языке, а преподаватели были большей частью выпускниками Дерптского университета. Осенью 1917 Файко с дипломом 1-й степени окончил Московский университет (романо-германское отделение историко-филологического факультета). Во время учебы в университете Файко приходилось подрабатывать репетиторством. В качестве репетитора внука М.Н.Ермоловой он провел несколько летних месяцев в ее имении и впоследствии написал воспоминания о встречах с великой русской актрисой, о ее окружении.

В 1917-21 Файко работал в Московском продовольственном комитете агентом по реквизиции, в Наркомате иностранных дел, принимал участие в разборке царского архива в Кремле, был назначен инструктором театральной секции Московского горвоенкомата.

В 1921 Файко принял участие в качестве актера в постановке «Мистерии-буфф» В.Маяковского на арене цирка. Спектакль был посвящен открытию III Конгресса Коминтерна и игрался для его делегатов на немецком языка.

В начале 1920-х Файко ясно осознал, что его «тянут к себе литература, искусство, театр». Сочинительство занимало его с раннего детства. «Научившись рано читать, я и сочинять начал рано»,— вспоминал он. Подражая прочитанному, Файко сочинял стихи, рассказы в духе Диккенса, дневники воображаемых путешествий. Писал многоактные трагедии в стихах, которые не занимали больше одной школьной тетради. Во время работы в театральной секции Мосгорвоенкомата Файко для красноармейских кружков сочинял сценки, скетчи, интермедии. Им было написано политико-сатирическое обозрение «Лига Наций», имевшее значительный успех. Писал Файко и для любительских кружков, для небольших театральных студий («Вальс принцессы», «Невеста Дон Жуана»).

 

Аж в 1928 году Алексей Файко написал свою самую известную пьесу «Человек с портфелем», в которой изобразил советского карьериста. Смысл созданного драматургом образа состоит в том, что обычный и вовсе не выдающийся человек становится как бы более значимым, если у него в руках появляется это кожаное изделие. Так было в двадцатые годы двадцатого века.  Портфель в наше время, через неполное столетие, которое нас отделяет от тех времён, перестал быть символом принадлежности к некому особому сословию. Каждый желающий может его приобрести через специальный сайт.

 

Для одного из таких актерских коллективов Файко написал одноактную комедию «Дилемма» (из американской жизни). «Писать об окружающей меня действительности,— признавался драматург,— я не решался. Она казалась мне слишком зыбкой, неустановившейся, как бы убегающей куда-то...». Комедия посвящена выбору машинистки Мод между артистом цирка и преуспевающим бизнесменом. В конце концов Мод выбирает клоуна, а отвергнутый бизнесмен собирается посмотреть выступление соперника. В 1921 «Дилемма» была поставлена В.Л.Мчедловым со студентами Второй студии МХАТ как экзаменационный спектакль. Пьеса и спектакль были одобрены К.С.Станиславским. Впоследствии спектакль был перенесен на сцену театра-кабаре «Летучая мышь». В 1922 в небольшом театре «Павлиний хвост» была поставлена еще одна комедия Файко «Карьера Пирпойнта Блэка». Тоже из «американской жизни». Вместе с В.Л.Мчедловым Файко работал в Студии импровизации, где занимался литературной частью. Для театра «Летучая мышь» Файко писал новые и обновлял старые миниатюры, возобновил конферанс, выступал и как актер. Успешно работал Файко и в кино. Совместно с Ф.Оцепом им были написаны сценарии фильмов «Аэлита» (реж. Я.Протазанов) и «Папиросница от Моссельпрома» (реж. Ю.Желябужский), вошедших в историю кино.

1920-е годы вообще были наиболее плодотворным периодом в творчестве Файко. Наиболее известные его пьесы и спектакли по ним были созданы именно в это время: 1922 — «Озеро Люль» (Театр Революции, постановка Вс.Э.Мейерхольда); 1925—«Учитель Бубус» (ТИМ, постановка Вс.Э.Мейерхольда); 1926—«Евграф, искатель приключений» (МХАТ-2, постановка Б.М.Сушкевича); 1928—«Человек с портфелем» (Театр Революции, постановка А.Д.Дикого). Действие первой большой пьесы Файко — мелодрамы «Озеро Люль» — происходит «где-то на далеком Западе или, может быть, на крайнем Востоке... много действующих лиц. Массовка. Белая, желтая, черная расы. Отели, виллы, магазины. Рекламы и лифты. Революционная борьба на острове. Подполье. Конспирация. В основе сюжета — карьера и гибель ренегата Антона Прима...» — так изложил содержание пьесы ее автор годы спустя.

Следующую пьесу — комедию «Учитель Бубус» — Файко также отдал для постановки Вс.Э.Мейерхольду. Вновь действие разворачивалось где-то в Европе. «В центре вертелась фигура Бубуса — идеалиста и соглашателя, делающегося игрушкой в руках сильных мира сего». Для постановщика пьеса оказалась материалом для создания необычного зрелища, пробой новых театральных приемов. Критика приветствовала спектакль и резко нападала на пьесу. Раздосадованный автор написал постановщику открытое письмо, обвинив его в том, что режиссер пошел наперекор замыслу драматурга. После этого отношения между Файко и Мейерхольдом оказались надолго прерванными.

Первая пьеса Файко, местом и временем действия которой стали Москва, годы нэпа, была поставлена МХАТ-2. «Евграф, искатель приключений» — своего рода обозрение разных слоев жизни нэпмановской Москвы. Увидена эта жизнь глазами главного героя, неудачливого парикмахера, полного смутных мечтаний. Недовольный обыденностью, не желающий оставаться на своем месте, задумывающий то ли летчиком стать, то ли на Занзибар уехать, Евграф терпит неудачу во всем, включая попытку грабежа. Однако за нелепыми, неясными, смешными мечтами, за попытками вырваться из обыденного существования крылось мучительное, отчаянное желание Евграфа доказать, что он не «человек без применения».

Драма «Человек с портфелем», поставленная в 1928 А.Д.Диким, оформленная Н.П.Акимовым, из всех пьес Файко имела наибольший успех. Менее чем за год спектакль показали 200 раз.

После слабых и безвольных Бубуса и Евграфа, запутывающихся в жизни, страдающих от несовпадения мечтаний с реальностью, не умеющих сопротивляться никакому влиянию, Файко вывел на сцену сильный характер. Гранатов карьерист, для которого наука является способом комфортного жизнеустройства, приспособленец, эксплуатирующий любую идею. Чтобы устранить тех, кто мог ему помешать, Гранатов не останавливается перед убийством. В финале, произнеся саморазоблачительную речь, Гранатов кончает самоубийством. В театре это оказалось единственным выходом для разоблачения хищника. В жизни подобные Гранатову начинали успешно делать карьеры, выходить на первый план, не слишком опасаясь разоблачений.

Успех «Человека с портфелем» в жизни Файко не повторился. В 1930-е годы были написаны комедия «Неблагодарная роль» (1932) — об иностр. журналистке, попавшей в русскую провинцию, и драма «Концерт» (1933) — о поисках выхода из творческого кризиса композитора Шигорина. Наибольшим успехом из написанных Файко после войны пьес пользовалась комедия «Не сотвори себе кумира» (1956), поставленная Н.П.Акимовым в ленинградском Театре Комедии.

Один из первых исследователей творчества Файко Б.В.Алперс заметил, что основным мотивом его пьес является драма индивидуализма. Герой Файко, будь он слабый простак или жесткий «сильный» человек, рвущийся в хозяева жизни, действительно неизменно отстаивает право даже не на существование, а на жизнь, устроенную по собственному разумению. Возможно, то, что герои Файко неизменно терпят крах, было не проявлением авторской воли, а независимым от автора свидетельством о времени, которое жаждало подавления любой индивидуальности.

Успех Файко был успехом именно драматурга, человека, знающего театр, его законы и пишущего для сцены. Файко был мастером «хорошо сделанной пьесы», чувствующим форму будущего сценического зрелища. Не случайно его любимым жанром была мелодрама. Чувство театра делало Файко репертуарным драматургом, давало возможность проявить свои таланты постановщикам спектаклей по его пьесам и актерам, занятым в них.

О.И.Козлова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 559-561.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Драмы и комедии. М., 1958;

Театр. Пьесы. Воспоминания. М., 1971;

Записки старого театральщика. М., 1978.

Литература:

Алперс Б. Лирическая тема. Драматургия А.Файко // Алперс Б. Театральные очерки: в 2 т. Т.2. М., 1977;

Рудницкий К. Воспоминания драматурга и его пьесы // Файко А. Записки старого театральщика. М., 1978.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС