Фейерабенд Пол
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фейерабенд Пол

1924-1994

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Пол Фейерабенд

Фейерабенд Пол (р. 1924) — представитель постпозитивистской философии науки. В 50—60-х годы примыкал к критическому рационализму. В 70— 80-х годы Фейерабенд сформулировал концепцию, названную им эпистемологическим, или методологическим, анархизмом, согласно которой в научном познании необходим плюрализм теорий, гипотез и др. форм знаний, для чего следует выдвигать альтернативные, в т. ч. неподтвержденные и непроверенные, законы и гипотезы. Он считает, что научная рациональность не является лучшей, а тем более единственной формой рациональности. Поэтому источником альтернативных идей могут быть знахарство, шаманство, мистика, восточные культы, здравый смысл и т. д. По мнению Фейерабенда, язык наблюдений теоретически нагружен, предложения наблюдений зависят от ситуации и не могут быть истинными, а следовательно, невозможно полное эмпирическое подтверждение или опровержение теории. Его методологический анархизм, сформулированный в виде лозунга «все сойдет», включает в себя признание того, что не существует привилегированных норм и всегда найдутся факты, и обстоятельства, в которых могут «сойти», пригодиться нормы, стандарты и концепции, отвергаемые в других условиях. В целом философские взгляды Фейерабенда являются эклектическими, внутренне противоречивыми и страдают элементами субъективизма. Основные сочинения: «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975);" «Проблемы эмпиризма» (1981); «Избранные труды по методологии науки» (М., 1986).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 480-481.

Другие биографические материалы:

Порус В.Н. Один из наиболее видных представителей постпозитивизма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Автор концепции «эпистемологического анархизма» (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Грицанов А.А. Философ и методолог науки (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Один из самых ярких и оригинальных представителей постпозитивизма (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge. L., 1975;

Der wissenschafttheoretische Realismus und die Autoritat der Wissenschaften. Wiesbaden, 1978;

Science in the Free Society. L., 1978;

Realism, Rationalism and Scientific Method. Philosophical Papers, v. 1 — 2. Cambr., 1981-83;

Wissenschaft als Kunst. Fr./M., 1984; Farewell to Reason. L., 1987;

Three Dialogues on Knowledge. Oxf., 1991; Killing Time. Chi., 1995;

Избр. труды по методологии науки. М., 1986.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС