Феодосий Косой
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Феодосий Косой

?-1575

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Феодосий Косой

Феодосий Косой (XVI в.) — еретик, вольнодумец, монах Кирилло-Белоозерского монастыря, из беглых холопов. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. Создал и проповедовал новое учение, в котором критиковал догматы христианской церкви. В 1553 г. взят под стражу и привезен в Москву, откуда бежал в Литву. Его сочинения не дошли до наших дней.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 535.


Феодосий (Косой) - деятель еретического движения, монах Кирилло-Белозерского монастыря.   Глава еретического течения, идеолог крестьянства и город, бедноты XVI веке в борьбе против официальной церкви и феодал, строя. По происхождению - холоп, из беглых. В конце 40-х годов бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 года начал пропаганду т. н. «нового учения». Феодосий Косой подверг критике основные догматы христианства (о божественном происхождении Христа, о воскресении из мёртвых и др.), отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая офиц. церковь, Феодосий Косой проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феодального господства и подчинения, считал «спасение» человека делом его собств. рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. В 1553 году в связи с делом М. Башкина заключён в один из московских монастырей, но бежал в Польшу.

Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь, Новгородская еп.
Фото А.Н. Савельева.

+ + +

Феодосий Косой (? — после 1575), холоп одного из царских слуг, еретик, создатель «нового учения», известного по названием «ереси Косого».

Был московским жителем, холопом («рабом»). Создав еретическое учение, стал проповедовать его, нашел сподвижников также в холопской среде. В середине 50-х годов был пойман и заточен в одном из московских монастырей. Но Феодосию Косому и некоторым его единомышленникам удалось бежать — сначала на Белоозеро, потом в Великое княжество Литовское. В Литве Косой и его сподвижники примкнули к крайним представителям Реформации — антитринитариям. Они возглавили движение «русских братьев».

Взгляды Феодосия Косого известны по произведениям, написанным его обличителями, — «Послание многословное к вопросившим… на зломудрие Косого» и др. Ересь Косого обличал Зиновий Отенский. Известно, что за еретическую деятельность в Литве Феодосия Косого обличал Андрей Курбский.

Ересь Феодосия Косого — самое радикальное из всех еретических движений Древней Руси. Еретики отрицали Священное Предание, необходимость Церкви и церковного землевладения, православные молитвы и таинства. Отрицали они и поклонение кресту, ведь крест — только дерево. Себя же Федор Косой считал истинным учителем, имеющим «разум духовный».

Перевезенцев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Феодосий Косой (годы рождения и смерти неизвестны) - глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феодального строя и официальной церкви в России середины 16 века. Будучи холопом, Феодосий Косой в конце 40-х годов 16 века бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи. Обосновавшись затем на Новоозере, в 1551 году начал пропагандировать созданное им так называемое "Новое учение". В 1553 году привлечен по делу Матвея Башкина и заключен в один из московских монастырей, но бежал в Литву. "Новое учение" Феодосия Косого оказало влияние на формирование радикального течения в среде польско-литовских антитринитариев. В своем учении Феодосий Косой подверг критике основные догматы православной церкви (о божественной природе Христа, об искупительном характере его жертвы, о посмертном воскресении мертвых и др.), отрицал святых и чудеса, необходимость поклонения иконам и кресту и призывал к уничтожению монашества. Феодосий Косой отвергал не только феодальную церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феодальной эксплуатации, выступал против войн, проповедовал равенство всех людей. "Новое учение" Феодосия Косого свидетельствовало об идейном оформлении крестьянско-плебейских еретических движений в России.

В. И. Корецкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.


Литература:

Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2;

Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958;

Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС