Фердинанд I
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фердинанд I

1751-1825

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фердинанд I

Фердинанд I (12.I.1751 - 4.I.1825) - король обеих Сицилий (1816-1825), с 1759 под именем Фердинанда IV - король неаполитанский и под именем Фердинанда III - сицилийский; представитель неаполитанской ветви Бурбонов. Находился под сильным влиянием своей жены Марии Каролины. В период наполеоновских войн в 1799 и в 1806-1815 годы сохранял власть лишь над Сицилией. Жестоко подавил провозглашенную в 1799 году в Неаполе Партенопейскую республику. Ярый поборник абсолютистского строя и враг либеральных идей, Фердинанд I был вынужден в июле 1820 года после начала неаполитанской революции 1820-1821 годов провозгласить демократическую конституцию. Добился от парламента разрешения на выезд из королевства (декабрь 1820) для участия в Лайбахском конгрессе 1821 года Священного союза, обещая защищать на конгрессе конституцию и устранить таким образом угрозу войны. Но на конгрессе выступил с призывом к вооруженной интервенции против революции. После вступления в Неаполь в марте 1821 года армии австрийских интервентов восстановил свою неограниченную власть.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.


Фердинанд Бурбон (Фердинанде Антонио Паскуам Джованни Непомучено Дженнаро Бенедетто, 1751-1825). Как понятно уже по имени, был исконно неаполитанским королем. Родился в Неаполе, там же воспитывался и всю жизнь в нем оставался. Корону получил в возрасте всего восьми лет после отъезда своего отца Карла в Испанию. Носил имя Фердинанд IV, король Неаполя, до революции 1799 г., когда был вынужден бежать в Палермо. После краха революционной Партенопейской республики стал Фердинандом I, королем Обеих Сицилий, поскольку объединил королевство и административно *. Его длинное царствование считается концентрированным выражением пороков монархии Старого режима. Хотя перед чужестранцами «король-лаццарони» смотрелся неприглядно, в его царствование, пока не разразилась французская революция, осуществлялись важные реформы и смелые планы. При нем монархии удалось собрать вокруг себя самых выдающихся философов Неаполя, объединив их проектом создания нового государственного аппарата. Король был инициатором создания завода в Сан-Леучо возле Казерты, где в духе утопизма учитывались экономические и социальные требования работников. Кроме того, Фердинанд создал в Неаполе археологический музей для экспонирования находок с раскопок в Помпеях и Геркулануме.

Примечания

* См. гл. II, раздел «Неаполитанское королевство». — Примеч. пер.

Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 298-299.


Фердинанд IV и Мария-Каролина (1767-1799)

Во многих отношениях Фердинанд IV был истинно неаполитанским королем. Он родился в Неаполе, говорил по-неаполитански и воспитан был неаполитанцами: ведь его родители очень рано отбыли в страну, где их ждал другой престол. Ему удалось создать небывалый симбиоз с городом — не с обеспеченными классами, как можно было бы предположить, а с неаполитанским народом, даже с чернью: Фердинанд вошел в историю как «король-лаццарони». Он проявлял интерес только к простонародным развлечениям, шуточным потасовкам и «лацци» *. Ему так нравилось общество простых людей, что и придворных он сделал похожими на лаццарони: так с глубокой горечью отозвался об этом дворе зять Фердинанда Иосиф II Габсбург в «Описании Неаполя», которое он отправил матери — Марии-Терезии. Вот почему Фердинанд IV никак не мог быть инициатором отставки Тануччи в 1776 г. Зато как раз в это время в Государственном совете резко выросла роль его честолюбивой супруги Марии-Каролины. С этого года и началось настоящее правление Фердинанда в Неаполе.

Вскоре главным лицом в королевстве стал ирландец Джон Актон, приехавший в Неаполь в 1779 г. для организации военного флота. Он быстро прошел все ступени карьеры, стал главой правительства и, вероятно, любовником королевы. Результатом или, вернее, ставкой этих интриг стала независимость королевства от его исторических союзников — Испании и Франции, с которыми Неаполь был связан династическими узами, — и укрепление связей с австрийской монархией. Благодаря несомненному политическому мастерству королеве удалось этого добиться; она опиралась, с одной стороны, на масонство, с другой — на то влияние, которое модель габсбургского абсолютизма, воплощавшееся всем ее семейством, оказывало на «философов».

Помимо участия в политических и альковных интригах, такие личности, как Актон, разделяли и стремление к реформам в новом королевстве, привечавшем разных иностранцев, чтобы улучшить дела в государстве. Фердинанд IV мало занимался повседневными государственными делами, но по крайней мере умел поручить их другим, в первую очередь своей жене. Она же по примеру своего брата Иосифа II распахнула двери королевства перед «философами». Вот почему в царствование этой своеобразной четы Неаполь стал столицей европейского масштаба. Прежнее королевство Карла Бурбона было гораздо аскетичнее, поскольку король был глубоко религиозен, менее расположен к общению с иностранцами (их почти не было, кроме испанцев) и к реформаторским веяниям века Просвещения. Позднее, при регентстве Тануччи, мало что изменилось. В это время Неаполь даже снова утратил самостоятельность, потому что королевством через Тануччи управлял Карл III из Испании. Поэтому открытость к внешнему миру, поощрявшаяся при Фердинанде IV, означала желание не только вписаться в реформаторские тенденции века, но и обозначить для королевства самостоятельный политический курс. Свидетельств открытости к внешнему миру и стремления провести внутренние реформы при Фердинанде IV очень много. Французский астроном Жером Лаланд в «Путешествии по Италии в 1765 и 1766 годах» утверждал, что правительство занято «поисками способов устройства земледелия, создания путей сообщения, защиты своего побережья благодаря морскому флоту, придания силы законам и всяческих путей процветания и благоденствия для этой прекрасной земли».

При Фердинанде IV в 1777 г. был реформирован университет, в 1779 г. учреждена Академия наук и изящной словесности, реформирована военная академия. В 1787 г. Гаэтано Филанджьери — самый

знаменитый и оригинальный философ Неаполя, истинный человек Просвещения — написал «Науку законодательства», где агитировал за коренную государственную реформу против всех пережитков Старого Режима и феодальных привилегий, и вошел в состав правительства (см. гл. VII, раздел «Философия Просвещения в Неаполе»).

Вынести однозначное историческое суждение об этих двух десятилетиях неаполитанской истории (от отставки Тануччи и начале самостоятельного правления Фердинанда IV в 1776 г. до революционного взрыва 1799 г.) нелегко. С одной стороны, в исторических хрониках непрестанно читаешь о властолюбии Марии-Каролины, об ее любовных приключениях (впрочем, когда она успевала изменять мужу, если с 1772 по 1793 год родила восемнадцать детей, отцовство которых никогда не подвергалось сомнению?), о глупости «плебейского короля» Фердинанда IV. С другой стороны, этот период представлял собой редкий в истории города момент, когда интеллигенция действительно участвовала во власти и, как казалось, было положено начало программе радикальных реформ.

Первый взгляд на события, казалось бы, подтверждается трагическим финалом, погубившим королевство в конце столетия. Но все же нуждается в объяснении, каким образом эта власть, несмотря на вовсе не образцовую нравственность, могла привлечь лучшие умы Неаполя и на протяжении всего этого период затевать реальные реформы.

Иными словами, правдивость некоторых обвинений против неаполитанского «двора лаццарони» не подлежит сомнению даже с учетом того, что многие из них восходят к «испанской партии», власть которой сильно поколебалась в пользу партии королевы и вошедшего в силу Джона Актона. Но вопрос можно поставить и иначе. Нам кажется неправильным приписывать неудачу программы реформ нравственным причинам (и вообще, по крайней мере со времен Макиавелли, известно, что история не имеет отношения к морали). Но почему же тогда реформы, как и в начале царствования Карла Бурбона, не дали результата? На деле даже в реформаторской партии королевы концентрировались реакционные интересы. Реформы, которые намеревалась проводить эта партия, стопорились непреодолимыми противоречиями: ведь партия королевы представляла также интересы «грандов» — феодалов и знати, которые противились реальному ущемлению их феодальных привилегий. Революционное десятилетие проявило все эти противоречия, но, к несчастью для Неаполя и всей Южной Италии, не разрешило их.

Сальца Л. Неаполь. От барокко к Просвещению / Лука Сальца. – М.: Вече, 2017, с. 18-22.

Примечания

* Грубым шуткам. — Примеч. пер.


 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС