Фонвизин Денис Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фонвизин Денис Иванович

1744-1792

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Денис Иванович Фонвизин

Фонвизин Денис Иванович (3(14).04.1744/1745, Москва - 1(12).12.1792, Петербург) - писатель-сатирик социально-политический мыслитель. В 1762 году поступил в Московский университет, но проучился недолго, в этом году началась его государственно-дипломатическая служба. В 1782 году выходит в отставку. Тогда же создает свое самое известное сатирическое произведение - комедию «Недоросль», в которой обличает крепостное право как главного виновника всех бед России, критикует систему дворянского воспитания и образования. Попытка Фонвизина организовать журнал «Друг честных людей, или Стародум» не удалась: разрешения на его издание он не получил. В своих сочинениях Фонвизин заявляет о себе как мыслитель, способный глубоко ставить важные проблемы, касающиеся взаимоотношения народа и государства, общественного блага и власти. Главным из его социально-политических произведений является «Рассуждение о непременных государственных законах», создававшееся им в течение 1780-1783 годы. Опираясь на теорию естественного права и общественного договор. Фонвизин делал из нее конституционные выводы. Он считал, что государь во имя народного блага должен руководствоваться законами, согласованными с «естественными свойствами человека, что народ без государя существовать может, а вот государство без народа - не может. Если закон нарушается, государство становится заложником насилия, процветают несправедливость, грабежи, воровство. Фонвизин различает добровольное согласие повиновения от принудительного; в первом случае господствуют достоинства и добродетель во втором - «надобны тюрьмы, железа, топоры». Разумеется, если государство становится тираническим, у народа есть право на сопротивление насилию. Примечательно, что Фонвизин тесно связывает ценности политической свободы нации и «право собственности», считая их «величайшим благом государств и народа», «истинным измерением всех систем законодательств». Позиции Фонвизина относительно путей «врачевания» столь резко очерченных им политических недугов находятся в рамках классического просветительства с его идеями нравственного самосовершенствования, человеколюбия, законности. Герцен, опубликовав в 1860 году «Рассуждение...» Фонвизина, замечал, что в его сочинении «впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией».

В. И. Коваленко

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 738-739.

Сочинения: Первое полн. собр. соч. как оригинальных, гак и переводных. Спб.; М., 1888; Избр. соч. и письма. М., 1946; Собр. соч. М.; Л., 1959. Т. 1-2; Соч. М., 1981; Избранное. М., 1983.

Литература: Вяземский П. А. Фонвизин. Спб., 1848; 2-е изд. Спб., 1880; Плеханов Г. В. Западная общественная мысль и ее влияние на Россию (Д. И. Фонвизин) // Собр. соч. Т. 22. С. 73 -93; Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954; Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин (Творческий путь). М.; Л., 1961; Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992; Стричек А. Денис Фонвизин: Россия эпохи Просвещения. М., 1994.


Вернуться на главную страницу Фонвизина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС