Форш Ольга Дмитриевна
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Форш Ольга Дмитриевна

1873 - 1961

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ольга Дмитриевна Форш

Форш Ольга Дмитриевна (1873 - 1961), прозаик. Родилась 16 мая (28 н.с.) в крепости Гуниб в Дагестане в семье генерала Д.Комарова, начальника округа Среднего Дагестана. Мать умерла очень рано, и воспитанием детей генерала занималась бонна, впоследствии вышедшая замуж за Комарова. После смерти мужа она сразу отдала свою падчерицу в сиротский институт в Москве. Позже будущая писательница училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы, а также в мастерской П.Чистякова при Академии художеств.

В 1891 участвовала в борьбе с голодом в Тульской губернии, работала в "толстовских столовых".

В 1908 в журнале "Русская мысль" был напечатан первый ее рассказ (как она напишет - "удавшийся") под названием "Был генерал". В этот год было опубликовано три рассказа: "Медведь Панфамил", "За жар-птицей", "Застрельщик".

До революции Форш жила и работала учительницей рисования в Царском Селе и много печаталась в разных петербургских журналах. Вскоре после Октябрьской революции уехала в Москву работать в Отделе реформы школы, заняв должность помощника заведующего "эстетическим развитием народа". Впечатления от этого времени позже будут отражены в книге "Московские рассказы".

В последующие годы работала в Киевском Всеиздате, затем переехала в Петроград. 1923 стал поворотным в творчестве писательницы, перешедшей от работы над рассказами к своему историческому роману - "Одеты камнем" (1924 - 25), имевшему большой успех и раскрывшему истинный талант писательницы.

В 1926 выходит исторический роман "Современники", посвященный судьбам Гоголя и художника А.Иванова.

В 1930-е Форш работает над трилогией "Радищев", которая окончательно утверждает ее в качестве одного из ведущих исторических прозаиков. Времена Павла 1 рисует ее следующая книга - "Михайловский замок" (1946). Последним ее крупным произведением был роман о декабристах "Первенцы свободы" (1950 - 53). Умерла О.Форш в 1961.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Форш Ольга Дмитриевна (урожд. Комарова) (16[28]. 05.1873—17.07.1961), писательница. Родилась в крепости Гуниб, Дагестан. Дочь генерала Д. В. Комарова, начальника округа Среднего Дагестана. Воспитывалась в Московском сиротском институте. Училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы, а также в мастерской П. П. Чистякова при Академии художеств (см. ее очерк «Художник-мудрец», 1928). В 1891 участвовала в борьбе с голодом в Тульской губ., работала в «толстовских столовых». В печати выступила в 1907 (журнал «Киевский вестник»). Затем печатала рассказы и статьи в журналах «Русская мысль», «Заветы», «Тропинка» и др. под псевд. А. Терек. Некоторые ее произведения этих лет отмечены увлечением теософией («Рыцарь из Нюрнберга», 1908), которая, однако, преодолевается и развенчивается в незавершенном романе «Богдан Суховской» (1910, под назв. «Дети земли»). Уже в этих произведениях выявляется основная линия ее творчества. Форш — прозаик философского склада. Обычно герои ее книг — пытливые искатели, люди, не удовлетворенные действительностью, мученики идеи.

В 1924—25 выходит роман «Одеты камнем», открывающий новую грань ее творчества — глубокий историзм. Противопоставление сильной творческой личности (Н. В. Гоголь, А. А. Иванов) и безликой завистливой посредственности (Багрецов) содержится в романе Форш «Современники» (1926). Как писатель Форш ближе всего стоит к традиции Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, несколько осложненной влиянием символистской прозы (А. Белый, А. Ремизов). Это нашло отражение в стиле ее повествования — экспрессивном, напряженном, изобилующем тропами и инверсиями, тяготением к гротеску. Однако в произведениях 40—50-х эти черты в значительной мере сглаживаются. Как писателю-историку Форш присущ исключительно широкий диапазон. Ее романы представляют собой большие исторические полотна, отразившие в ряде существенных черт русскую жизнь со 2-й пол. XVIII в. по 20-е ХХ в. Роман «Горячий цех» (1926) посвящен событиям 1905—07. Здесь писательница обращается к изображению рабочей и солдатской среды. Ее последующие романы — «Сумасшедший корабль» (1931) и «Ворон» (1933, под назв. «Символисты»). Несмотря на все различия, эти 3 книги объединяет то, что они написаны на основе непосредственного восприятия современника, «свидетеля истории», отчасти мемуариста. В «Сумасшедшем корабле» воссоздан быт петроградского «Дома искусств» в первые пореволюционные годы, в «Вороне» — предыдущее десятилетие жизни петербургской интеллигенции. Форш проявила себя как мастер лаконичной, четкой (подчас сатирической) психологической зарисовки.

Параллельно Форш работает над трилогией «Радищев» (ч. 1 — «Якобинский заквас», 1932; ч. 2 — «Казанская помещица», 1934; ч. 3 — «Пагубная книга», 1939), окончательно утвердившей Форш в качестве одного из ведущих исторический прозаиков. Трилогия представляет и исследовательский интерес, т. к. многое в ней, документально подтвержденное впоследствии, было верно угадано интуицией художника. Форш создала широкую панораму екатерининской эпохи; в следующей книге «Михайловский замок» (1946) она воспроизводит время имп. Павла I, рисуя судьбу русских архитекторов В. Баженова и А. Воронихина, творивших в эти годы.

Сравнительно второстепенную роль в творчестве Форш играют ее рассказы, созданные на современном материале. Многие из них резкими, беспощадными штрихами рисуют предреволюционный быт города и деревни, картины нэпа — сборники «Обыватели» (1923), «Летошный снег» (1925), «Московские рассказы» (1926), «Вчерашний день» (1933). Форш принадлежат также книга сатирических полуочерковых новелл «Под куполом» (1929), написанная после поездки во Францию и Италию, книга детских рассказов и сказок «Кому что нравится» (1914) и др.

Л. Ч.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Форш Ольга Дмитриевна [16(28).5.1873, крепость Гуниб, Дагестан — 17.7.1961, Ленинград] — прозаик.

Отец — генерал Д.В.Комаров, был начальником Среднего Дагестана. Форш рано осиротела: с 1882г. воспитывалась в Александровском училище для дворянских сирот (Разумовский пансион); с 1884 по 1891 — в Николаевском Сиротском институте в Москве. Форш получила аттестат «первоначальной ученицы с правом обучать порученных детей... наукам, языкам и искусствам». После окончания института Форш много путешествует.

В 1891-92 Форш участвует в движении помощи голодающим: заведует столовой в деревне Козловка Тульской губ. После института Форш училась живописи в рисовальных школах (Киев, Одесса), в 1895 она занимается в мастерской художника-педагога П.П.Чистякова. В этом же году выходит замуж за офицера-сапера Б.Э.Форша.

С 1897 по 1903 и с 1906 по 1910 семья Форш живет в Киеве, в 1910 Форш переезжает в Царское Село. Литературная деятельность Форш началась в Киеве. В 1907 в «Киевском вестнике» (1907. №1. 19 авг.) опубликована новелла «Черешня», затем последовали рассказы и очерки «В Неаполе» (1908), «Был генерал» (1908). В этом же году вышла повесть «Рыцарь из Нюрнберга». В повести есть эпиграфы из Штейнера, Вл.Соловьева, Вяч.Иванова. Идеи этих мыслителей и идея Мережковского о двух безднах нашли свое выражение в «Рыцаре». В своих странных картинах художник Ребих изображал «мир нездешних форм», был «творцом Великих Иллюзий» и «везде нарушал, и везде дополнял, и везде искажал». Душа средневекового рыцаря, четыреста лет назад продавшего душу дьяволу, воплотилась в художнике Ребихе. В болезненном бреду Ребих проходит путь мистического прозрения: он должен отказаться от роли сверхчеловека. Герой принимает решение жениться на Марье Ивановне, кроткой, доброй, но необразованной женщине, образ которой, по мысли Форш, воплощает стихийные силы природы, мать-землю. Интенсивная духовная жизнь России на рубеже веков формировала писательскую позицию Форш.

В 1907-09 она увлекается теософией и оккультизмом, с большим интересом относится к русскому символизму. «Рыцарь из Нюрнберга» оставит свой след в творчестве Форш. В «Сумасшедшем корабле» и в «Вороне» Форш пересмотрит позиции, заявленные в «Рыцаре».

В «Русской мысли» печатаются рассказы 1908-10 («Был генерал», «Застрельщик», «За Жар-птицей» и др.). Форш обращается к теме духовного пробуждения личности. В рассказе «За Жар-птицей» тяга к прекрасному сочетается в неграмотном, неразвитом Иване Лапотке с «деревенским нераспаханным мозгом», со страшной разрушительной силой. Увлекшись красотой цыганки, он зверски убивает свою жену хромоножку Степошу. Форш задумывает роман «Дети земли». Замысел был осуществлен лишь отчасти. Начальная глава романа (Русская мысль. 1910. №2) стала перепечатываться как самостоятельный рассказ «Богдан Суховской». В нем были намечены ранние этапы формирования героя (уход от людей, находящихся на грани распада личности, к «матери-земле»).

С 1910 по 1917 Форш живет в Царском Селе, занимается педагогической работой, ведет художественное воспитание в детском саду, преподает рисование и лепку. В детских журналах «Родник» и «Тропинка» печатаются сказки Форш. В приложении к «Тропинке» за 1914 вышел в свет первый сборник Форш «Что кому нравится».

В 1910-14 Форш печатается в журнале «Русская мысль», «Заветы», «Современник». В Петербурге у Форш завязываются дружеские связи с А.М.Ремизовым, Р.В.Ивановым-Разумником, Ф.К.Сологубом. Она знакомится с А.Белым, в 1911 — с А.Блоком. Наиболее продуктивными для Форш были 1913 и 1914. В это время были опубликованы рассказы «Белый слон», «Своим умом», «Шелушея», «Безглазиха» и др.

В 1915 и 1916 Форш работает над романом «Оглашенные» — о духовных исканиях художественной молодежи. Замысел не был осуществлен. Начало романа Форш принесла М.Горькому в редакцию «Летописи». У Горького возникли возражения. Из текста романа были выделены самостоятельные произведения (рассказы «Идиллия», «Катастрофа», «Африканский брат», «В монастыре», «Аттестат зрелости», «Климов кулак», «Товарищ Пфуль», пьеса «Равви», печатавшиеся в разные годы).

В мае 1919 Форш была командирована отделом реформ школы в Киев для работы в русской секции Всеукриздата. В 1920 Форш перенесла тяжелую утрату — смерть мужа. Из Киева Форш возвращается в Петербург и поселяется в Доме искусств — бывшем доме купца Елисеева на углу Мойки и Невского.

Первые послереволюционные публикации относятся к 1918. Рассказ «Поголовщина», позднее названный «Марфушкин круг» (Наш путь. 1918. №1), поднимает проблему духовного возрождения человека. Герой придумывает слово «поголовщина», которое обозначает нивелированность людской массы. Символичен в этой связи образ старой лошади Марфушки, покорно, без устали ходящей по кругу. Последняя мысль героя: «Нужно... разбить Поголовщину, округлиться, истратиться — найти зодчих Великого Здания». Форш пишет рассказы, продиктованные событиями Гражданской войны на Украине, писательницу интересует быт. Не случайно заглавие сб. «Обыватели» (1923). Завершает цикл рассказ «Климовский кулак». Итоги размышлений Форш о гражданской войне подведены в рассказе «Товарищ Пфуль» (1925).

В 1925 увидел свет сборник рассказов Форш «Летошный снег».

В начале 1920-х Форш обращается к жанру исторического романа. По ее мнению, историческая тема открывала выход в мир. В течение 30 лет Форш работала как художник-историк. Ее перу принадлежат романы «Одеты камнем» (1924-25), «Горячий цех» (1926), «Современники» (1926), трилогия «Радищев» («Якобинский заквас», 1932; «Казанская помещица», 1936; «Пагубная книга», 1935), «Михайловский замок» (1945), «Первенцы свободы» (1950-53). В поле зрения писательницы — история России XVIII—XIX вв. Внимание Форш приковано к двум проблемам: русское национально-освободительное движение и судьба художника в обществе. Многое в исторических романах Форш увидено глазами художника, прошедшего профессиональную школу. В исторических романах Форш 1920-х важное место занимали вымышленные герои: Сергей Русанин в «Одеты камнем», Багрецов в «Современниках»; в более поздних романах — в трилогии о Радищеве, в «Михайловском замке» — они уступили свое место историческим лицам. Особое место в творчестве Форш занимает роман «Одеты камнем», стоящий у истоков советского исторического романа. Произведение повествует о революционной молодежи 1860-х, о таинственном узнике Алексеевского равелина Михаиле Бей-демане (работавший в лондонской типографии Герцена, он приехал в Россию вести революционную работу). История Бейдемана воссоздана в воспоминаниях Сергея Русанина, четырежды предавшего его. Введение в роман героя-рассказчика позволило Форш дать портреты двух современников, диаметрально противоположных по жизненной позиции, по нравственному облику, ввести в роман образ послереволюционной России. Форш поэтизирует своих положительных героев. В «Современниках» Форш поставила проблему: художник и общество. Образы Гоголя и Иванова — в центре романа. Форш пытается вести полемику с Мережковским (книга «Гоголь и черт»). Тема художника будет продолжена Форш в «Михайловском замке».

Форш задумывает большое историко-революционное полотно — «Горячий цех», состоящее из четырех романов: «Печь Мартена», «Символисты», «Лазареты», «Советы». В начале 1926 вышел роман «Горячий цех» с подзаголовком «Печь Мартена». С апр. 1927 до середины дек. Форш путешествует по Франции и Италии, 10 дней проводит в Сорренто у Горького. Переписка Форш с Горьким началась в 1926. Он высоко ценил ее творчество. Цикл рассказов «Под куполом» был вчерне написан во время этой поездки, рассказы публиковались в журнале «Звезда», «Огонек», «Красная новь» в 1927-29 (отдельным изданием — 1929). Главный предмет изображения Форш — французское мещанство.

В 1930 в журнале «Звезда» (№ 2, 3, 4, 6, 12) печатается роман Форш «Сумасшедший корабль», в 1932 там же — «Якобинский заквас» (№ 5, 9, 10, 11), в 1933 «Звезда» публикует роман «Символисты» (№ 1, 5, 9, 10), в 1934 роман «Символисты» выйдет под названием «Ворон». Действие в «Сумасшедшем корабле» и «Вороне» отнесено к первым послереволюционным годам. «Сумасшедший корабль» — любимое произведение Форш. В девяти главах нарисована жизнь писательского общежития в Доме искусства. Роман пронизан лиризмом. Под вымышленными именами оживают писатели и поэты первого послереволюционного десятилетия. Их портреты сделаны рукой опытного литератора и одаренного художника. Крупным планом даны портреты Еруслана — Горького, Гаэтана — Блока, Микулы — Клюева, Инопланетного Гастролера — Андрея Белого. Рапповская критика не приняла «Сумасшедший корабль», увидев в нем «защиту искусства от революции» и др. В романе «Ворон» соединены настоящее и прошлое: Форш рисует жизнь молодой советской интеллигенции (Нина Маврик и их друзья), в текст романа Форш вводит «Записки» Таманина. В «Записках» воссозданы портреты поэтов, писателей, как и в «Сумасшедшем корабле», они выведены под вымышленными именами: Вяч. Иванов — Мэтр, Ремизов — Чародей, Андрей Белый — Сапфирный юноша. Форш делает попытку переосмыслить, переоценить теории символистов. В размышлениях Пагоды возникает тема Гоголя.

Форш принимает активное участие в подготовке I Всесоюзного съезда писателей; она едет с бригадой писателей в Грузию. Судьба исторических романов Форш «Радищев», «Первенцы свободы» была благополучной, романы «Сумасшедший корабль» и «Ворон» долгие годы не переиздавались.

В конце 1930-х Форш задумывает цикл рассказов под общим заглавием «Живописная биография». По замыслу Форш, должна была быть охвачена огромная историческая эпоха — от русско-турецкой войны 1877-78 до наших дней. Осуществить «Живописную биографию» Форш не удалось: были опубликованы несколько рассказов («Филаретка», «Виев круг»). В авг. 1941 Форш с семьей дочери уезжает в Свердловск, выступает в госпиталях, воинских частях. Сближается с П.Бажовым, уральской писательницей Б.Дижур (мать Э.Неизвестного), украинской писательницей О.Иваненко. Форш работает в Свердловске над «Михайловским замком», у нее возникают новые творческие замыслы.

Последние годы жизни были посвящены роману о декабристах — «Первенцы свободы». Форш была не только прозаиком, но и драматургом. Ей принадлежат пьесы: «Равви» (1922), «Причальная мачта» (1929), «Сто двадцать вторая» (1937), «Камо» (1955), «Князь Владимир» в соавторстве с Г.Бояджиевым (1943), киноповесть «Пугачев» (1936), драматический этюд «Смерть Коперника» (1919), «Дворец и крепость» — киносценарий (в соавторстве с П.Е.Щеголевым).

Форш награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 590-592.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собр. соч. Т. 1—7. М.; Л., 1928—30;

Собр. соч.: в 8 т. / предисл. Н.Тихонова; вступ. статья П.Громова. М., 1956;

Собр. соч.: авт./ вступ. статья Н.С.Тихонова; прим. А.В.Тамарченко. Т. 1—8. М.; Л., 1962-64;

Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья А.Тамарченко. Л., 1972;

Летошный снег: романы, повесть, рассказы, сказка / сост., вступ. статья и комм. Г.П.Турчиной. М., 1990;

Сумасшедший корабль: Роман. Рассказы / сост., вступ. статья и комм. С.Тиминой. М., 1988.

Литература:

Мессер Р.Д. Ольга Форш: критический очерк. Л., 1955;

Луговцов Н. Творчество Ольги Форш. Л., 1964;

Тамарченко А. В. Ольга Форш. Жизнь. Личность. Творчество. М.; Л., 1966. 2-е изд. 1974;

Окунь С.Б. Историзм О.Д.Форш // Вопросы истории. 1968. №3;

Ольга Форш в воспоминаниях современйиков / сост. Г.Е.Тамарченко, послесловие А.Тамарченко. Л., 1974.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС