Фурье Шарль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фурье Шарль

1772 - 1837

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Шарль Фурье

Фурье Шарль

Шарль Фурье (1772-1837). 27 ноября 1837 года в санкт-петербургской газете «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» была напечатана статья «Карл Фурье». В ней говорилось о недавней смерти в Париже — «в каком-то чердаке... на соломе» — «великого преобразователя» Фурье. «Гений, посвятивший всю жизнь свою для блага человечества... жил в нищете, не имея часто насущного хлеба...» Он открыл «законы общественной гармонии», а «общество, посреди которого жил Фурье, приготовляло ему еще награду, какою оно привыкло наделять до сих пор людей великих: забвенье, насмешки, оскорбление, злобу и страдания...»

Появление статьи вызвало переполох. Министр просвещения граф С. С. Уваров тотчас же направил попечителю Санкт-Петербургского учебного округа запрос, в котором выговаривал: только тем, мол, что издатель и цензоры «не слыхали о Фурье и не знали, какое место принадлежит ему в ряду новейших мыслителей», и можно объяснить опубликование этой статьи. Редактор газеты и цензоры получили по выговору.

Охранительский инстинкт сработал точно: идеи французского социалиста Шарля Фурье, несмотря на все присущие им странности, и в самом деле, были опасны для самодержавного режима. Учение Фурье о социальной гармонии, т. е. об идеальном обществе, где все люди счастливы, где нет антагонистических противоречий, политической борьбы, эксплуатации одним другого,— это учение в корне подрывало аргументацию трубадуров официальной идеологии, вещавших о божественном происхождении и вечности существующих порядков, того «мира навыворот», борьбе с которым Фурье посвятил всю свою жизнь.

Франсуа-Мари-Шарль Фурье родился в городе Безансоне. Отец его был коммерсантом, и Шарлю пришлось пойти по его стопам. Его обучали купеческому делу, много времени и сил отдал он вынужденной службе на торговом поприще — был бухгалтером и кассиром, экспедитором и письмоводителем, коммивояжером и биржевым маклером. Он воочию увидел всю жестокость строя, где один наживается за счет другого. И потому, наверное, он так сильно возненавидел эту «мастерскую лжи», этот мир торгашества и спекуляции — настолько даже, что все остальные человеческие отношения современного ему общества воспринимал как проявление всеобщей купли-продажи.

При всей внешней заурядности Фурье был очень оригинальным, своеобразным человеком. В его личности слились воедино черты мудреца и чудака.

В детстве в нем очень рано развилась богатейшая фантазия. Очень любил Шарль музыку и яркие краски, цветы и кошек, слушать военные оркестры и любоваться пышными балами. Сострадание к слабым (мальчиком Шарль несколько лет подряд отдавал свой завтрак нищему, собиравшему милостыню возле дома) сочеталось у него с непримиримостью к идейным противникам и крайней подозрительностью по отношению к возможным конкурентам. Он никогда не останавливался перед саморекламой, но был предельно скромен во всем, что касается личной жизни (даже больной, отказывался от помощи и ухода), и крайне щепетилен в денежных расчетах. Высшей целью своей он считал выведение формулы счастья, основанного на полном удовлетворении всех человеческих страстей, в его представлениях о будущем содержалась идея свободной, ничем не искаженной любви мужчины и женщины, а на собственную его долю не выпало ни радости любви, ни счастья быть любимым. Нет, это было явное преувеличение, что последнее дыхание всеми забытый Фурье испустил на соломе, но это правда, что почти только насмешки и оскорбления слышал он всю свою жизнь. У него были ученики, своя «школа», но и среди последователей Фурье чувствовал себя одиноким и непонятым. Он не получил систематического образования, был самоучкой, испытывал предубеждение к научным трактатам, но обладал замечательной памятью, великолепным художественно-сатирическим дарованием и написал много сложных трудов. Мать считала его неудачником, окружающие — сумасшедшим, но даже противники не могли не признать самобытности его ума. Все силы своего духа отдал Фурье доказательству возможности и необходимости «вывести человеческий род из социального хаоса, искоренить на всей земле нищету и преступления», установить строй социальной гармонии; но доказательства его принимали иногда такую форму, что даже самые близкие ему люди отказывались их понимать и принимать.

В его сочинениях действительно много странного. Но вся экстравагантность его трудов не может скрыть глубину и верность его самых важных социально-философских идей.

В деталях и мельчайших подробностях описывал Фурье в своих произведениях идеальный строй будущего и возможные пути перехода к нему. Воображение часто перехлестывало границы разумного, неуемная фантазия иногда забивала научный, здравый подход. Фурье писал об океане лимонада, о превращении ночи в день, о выведении людьми антикрокодилов и антиклопов... Над этими представлениями, как и над страстью Фурье все классифицировать, немало потешались. Но сквозь все эти фантазии пробивалась главная мысль: буржуазное общество настолько противоречиво, настолько античеловечно, что неизбежно — чем раньше, тем лучше — должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшествующей историей.

«Изобретатель» (так он любил себя называть), выдвинувший множество великолепных идей в самых разных областях человеческого знания — в психологии и педагогике, в философии и архитектуре,— Фурье многого не видел и не понимал. Сын своего времени, он не вполне оценил смысл Великой французской революции конца XVIII века, не уяснил экономического механизма капиталистической формы эксплуатации, не видел в пролетариате самый передовой класс, отрицал политическую борьбу как способ социальных преобразований, сохранял в будущем обществе нетрудовой доход... Он был полон иллюзий, но в одном был убежден вполне: настанет время, когда люди будут счастливы.

Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982, с. 242-245.


Вернуться на главную страницу Фурье

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС