Фурье Шарль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фурье Шарль

1772 - 1837

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Шарль Фурье

Фурье Шарль

Шарль Фурье (1772—1837). Другим крупнейшим представителем критическо-утопического социализма 20—30-х годов XIX века был гениальный французский мыслитель Шарль Фурье, родившийся в зажиточной купеческой семье. В годы революции семья Фурье разорилась, сам он стал потом мелким торговым служащим. Еще в детстве Фурье хорошо познал мошенничества капиталистической торговли и пороки буржуазной цивилизации. В своих сочинениях Фурье остроумно бичевал присущую капитализму анархию хозяйства, вредные последствия капиталистической конкуренции, плутни коммерсантов и лавочников, обреченность массы народа на изнурительный, отупляющий труд, в то время как обогащается и властвует кучка паразитов. Фурье показывал лицемерие буржуазной демократии и смело обнажал классовую сущность буржуазного государства как орудия господства богачей над бедняками. Фурье клеймил позором завоевательные воины и угнетение европейскими государствами колониальных народов, страданиям которых он выражал горячее сочувствие.

В своих сочинениях, среди которых важное место занимает книга «Новый промышленный и общественный мир» (1829— 1830), Фурье обвинял буржуазную цивилизацию в извращении всех человеческих отношений. Он ярко показал вырождение буржуазной семьи в циничную торгашескую сделку, позорное бесправие женщины, физическое и моральное уродование детей при капитализме. Фурье не понимал экономических законов капитализма и не имел правильных представлений о процессе исторического развития общества. Он считал коренной причиной пороков капиталистического строя то, что буржуазная цивилизация искажает человеческие способности и влечения, или «страсти» человека, играющие, по мнению Фурье, решающую роль в обществе и его развитии. Соответственно этому Фурье видел выход из бедствий капитализма в создании такого общественного строя, который обеспечит «гармонию страстей», т. е. полное удовлетворение разнообразных стремлений и влечений человека. Основой такого гармонического общества Фурье считал организацию трудовой деятельности людей на основе принципа привлекательного труда и соревнования. В этом обществе труд должен соответствовать способностям и склонностям каждого человека, стать привлекательным и сделаться наслаждением. Фурье разработал подробный проект такого общества, полный фантастических и утопических деталей, и предлагал немедленно приступить к его созданию.

Основной ячейкой гармонического общества, по проекту Фурье, должна была стать фаланга — производственно-трудовая ассоциация людей, совместно занимающихся промышленным и сельскохозяйственным трудом. Фурье предлагал, чтобы члены этой ассоциации проживали во дворцах — фаланстерах, где будут располагать всем необходимым для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. В фаланге каждый ее член будет трудиться, свободно выбирая себе те виды работы, какие его привлекают. Исчезнет противоположность между трудом физическим и умственным, между сельскохозяйственным и промышленным трудом, между городом и деревней.

Фурье, как и Сен-Симон, уповал на переход к новому общественному строю мирным путем, с помощью отдельных благотворителей из капиталистов, которые согласятся дать средства на учреждение первых фаланг, опыт которых убедил бы всех в осуществимости и выгодности «гармонического общества». Чтобы привлечь капиталистов и их средства в фаланги, Фурье предлагал выплачивать им из доходов фаланги некоторую прибыль на вложенный капитал. Весь доход он предлагал распределять по труду, таланту и вложенному капиталу. Непоследовательность Фурье в вопросе о частной собственности отражала мелкобуржуазные черты его мировоззрения. Тем не менее учение Фурье острой критикой буржуазного общества и гениальными идеями о чертах будущего коммунистического строя вносило выдающийся вклад в развитие социалистической мысли. Критико-утопический социализм Сен-Симона и Фурье явился одним из источников научного социализма Маркса и Энгельса.

Новая история. Часть первая. 1640-1870. Под ред. А.Л. Нарочницкого. М., 1978, с. 280-282.


Вернуться на главную страницу Фурье

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС