Фурье Шарль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фурье Шарль

1772 - 1837

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Шарль Фурье

Фурье Шарль

Фурье (Fourier), Франсуа Мари Шарль (7.IV.1772 - 10.Х.1837) - французский утопический социалист. Родился в купеческой семье, почти всю жизнь служил в торговых домах. По окончании средней школы пополнял образование главным образом самоучкой. Мировоззрение Фурье формировалось в результате наблюдений над буржуазным обществом и его лицемерной моралью и глубокого разочарования в результатах Французской революции 1789-1794 годов. Свои исторические и социальные взгляды Фурье впервые изложил в статье «Всемирная гармония» ("L'harmonie universelle", 1803), анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» ("Sur les charlataneries commerciales", 1807) и книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (Lpz., 1808; рус. пер., М., 1938). Более подробный план организации общества будущего Фурье разработал в «Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации» ("Traité de l'association domestique-agricole", t. 1- 2, P., 1822), переизданном посмертно в первом французском собрании сочинений, т. 2-5, 1841-1843 под заглавием «Теория всемирного единства» ("Théorie de l'unité universelle") и в кн.: «Новый хозяйственный и социетарный мир» (Р., 1829; рус. пер., М., 1939).

Фурье отвергал социальную философию и экономические учения Просвещения на том основании, что они противоречат опыту и оправдывают негодный общественный строй. Вместе с тем Фурье воспринял и развил ряд идей материалистов 18 века: признание единства мироздания как извечно существующей и закономерно движущейся материи во всем многообразии ее форм и видов движения; определение исторического процесса как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия, и др. Критика философии Просвещения была направлена у Фурье по существу против измышления «естественных законов». Задачу всей своей жизни Фурье видел в разработке «социальной науки» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти». Рассматривая социальное движение на различных ступенях исторического развития, Фурье разработал оригинальную схему истории человечества. Общество последовательно проходит периоды эдемизма («райской» первобытности), дикости, варварства и цивилизации. Особое внимание Фурье уделил анализу и критике современного периода («периода цивилизации»), Фурье вскрыл его внутренние противоречия - как социально-экономические (кризисы от избытка, бедность, порождаемую изобилием, и др.), так и моральные (буржуазный брак, связанный с проституцией, и др.). На смену строю цивилизации, по Фурье, должен прийти высший общественный строй - строй гармонии, который получает в учении Фурье не только теологическое оправдание (соответствует предначертаниям бога-природы), но представляется как историческая необходимость.

В системе Фурье сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Фурье, необходим рост производительности труда, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст, по Фурье, крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичной ячейке общества – «фаланге», располагающейся в огромном дворце – «Фаланстере». Такая организация общества приведет к созданию поселений нового типа, где объединятся все виды человеческой деятельности и преимущества городской и сельской жизни.

Естественные страсти человека, подавляемые и искажаемые при строе цивилизации будут направлены на творческий труд, полный разнообразия и радостного соревнования. Разумно организованные могучие трудовые армии - региональные, национальные и международные - преобразуют лик Земли. В новых условиях общественной жизни будет формироваться и новый человек как целостная, всесторонне развитая личность.

В учении Фурье можно найти немало отдельных идей и концепций, которые получили развитие не только в позднейших философии, социологии и экономической науке, но и в таких специальных отраслях, как социальная психология, психология труда, педагогика и др. Интересны в учении Фурье яркие проявления материализма и диалектики при попытке разработки основ «социальной науки». Вместе с тем учению Фурье свойственны идеализм, методологическая непоследовательность, беспочвенные мечтания вместо научно обоснованных прогнозов, отсутствие понимания исторической роли пролетариата. Мировоззрение Фурье несет на себе отпечаток мелкобуржуазности: идеальный «строй гармонии» был далек от экономических требований крупного общественного производства.

По определению К. Маркса и Ф. Энгельса, «Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов» (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) и «...так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 197). По мнению Энгельса, «...ярче всего проявилось величие Фурье в его понимании истории общества» (там же). Маркс и Энгельс указывали, что Фурье блестяще разработал ряд проблем будущего общества. Вместе с тем они отвергали все, что было у Фурье фантастического и ошибочного: непризнание исторической самодеятельности пролетариата; отказ от классовой, революционной и всякой вообще политической борьбы; сохранение в строе ассоциации основных элементов капиталистических общественных отношений; надежду на содействие лучших представителей господствующих классов делу разумного переустройства общества. Несмотря на ошибки Ф., Маркс и Энгельс признавали его наряду с Сен-Симоном и Оуэном одним из тех мыслителей, которые «...гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 499).

Учение Фурье оказало значительное влияние на социальную и философскую мысль ряда стран. Во Франции учение Фурье развивала «Социетарная школа» В. Консидерана и другая группа фурьеристов. Фурьеристы пытались создать опытный фаланстер и «социальную партию», но на практике неизменно оказывались бессильными и потерпели крах в ходе Революции 1848 года. Идеи Фурье получили некоторое отражение во французской художественной литературе. (Э. Сю, Ф. Пиа, П. Ж. Беранже, Э. Потье и др.) и оказывали влияние на развитие французского утопического социализма (К. Пеккёр, Ф. Видаль, П. А. Леру, П. Ж. Прудон). Идеи Фурье оказали также некоторое влияние в 30-40-х годах на раннюю социалистическая мысль в Англии (Хью Дохерти и др.), в Германии (В. Вейтлинг, М. Гесс и др.), в Италии (Б. Дж. Муре, С. Савини и другие), в Испании, где фурьеристы были также первыми проводниками социалистических идей (X. С. Абреу, лично знакомый с Фурье, и др.) и во многих других странах Европы. В Северной Америке влияние идей Фурье на развитие прогрессивных социальных идей было столь значительным, что 30-40-е годы называют «фурьеристским периодом» истории социализма в Америке (А. Брисбен, П. Годвин, X. Грили и др.). Были созданы многочисленные фурьеристские колонии (Брукфарм и др.).

В России идеи Фурье уже в 1-й четверти 19 века стали известны некоторым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 30-40-х годах на учение Фурье обратили внимание А. И. Герцен, Н. П. Огарев и их друзья, которые относились к нему критически. Самыми выдающимися приверженцами учения Фурье в России были М. В. Петрашевский и петрашевцы. Идеи Фурье тем или иным образом отразились в произведениях P. M. Достоевского, M. E. Салтыкова-Щедрина, Н. Г. Чернышевского и др.

И. И. Зильберфарб. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Сочинения: OEuvres complètes, v. 1-6, P., 1841-70; OEuvres complètes, v. 1 - 11, P., 1966-67; в рус. пер.- Избр. соч., т. 1-4, М.-Л., 1951-54.

Литература: Зильберфарб И. И., Социальная философия Ш. Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX в., М., 1964 (библ.).


Вернуться на главную страницу Фурье

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС