Ганин Алексей Алексеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Ганин Алексей Алексеевич

1893-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Алексей Алексеевич Ганин

Алексей Ганин.

Ганин Алексей Алексеевич (28.07[9.08].1893—30.03.1937), поэт. Родился в д. Коншино Кадниковского у. Вологодской губ. в крестьянской семье. Окончил двухклассное земское училище в с. Усть-Кубинское, затем городскую гимназию в Вологде. В 1911—14 учился в Вологодском фельдшерско-акушерском училище. В 1913 — первая публикация стихов в вологодской газете «Эхо». В 1914 Ганин призывается в армию, проходит службу в Николаевском военном госпитале Петербурга. В н. 1916 знакомится с С. Есениным.

Принадлежащий по своему социальному происхождению, воспитанию и идейно-художественной направленности к группе новокрестьянских поэтов, Ганин отличается от них, начинавших свой путь в значительной степени от традиции поэтов-суриковцев, ориентацией исключительно на поэзию символистов (Бальмонт, Блок, Белый). В поэзии Ганина разлито настроение грусти, кротости, вздоха по невидимому или утраченному миру, которое более всего присуще поэзии символистов. «Снова душа загрустила о Волге, о тихой печали, / О детских молитвах, поверила в сны золотые…» (Стихи из письма П. Витязеву, 1915). В символизме находит свои истоки и обнаженная философичность поэзии Ганина, заявляющая о себе в несколько отвлеченно разрабатываемых мотивах жизни и смерти, преходящего и вечного, тщетных усилий разума постичь мир и смысл жизни. Этой же традицией обусловлена и заметная рефлективность лирики Ганина.

Символистские мотивы касались гл. обр. пейзажно-лирических горизонтов поэзии Ганина: «по скатам и холмам щербатые деревни, / Впивая тишину, уходят в глубь веков» («Предутрие», 1917). С новокрестьянскими поэтами Ганина роднит исключительно земледельческое восприятие мира. День представляется ему «сгорбившимся» от «мужичьих забот», а ветерок «домотканым». Подобно им, труд и жизнь крестьянина он возводит на уровень некоего природно-космического бытия, как, напр., в поэме «Памяти деда» (1918), в которой отдавший все свои силы земле старый пахарь выступает участником некоей созидательной вселенской мистерии, а его смерть представляется всего лишь паузой отдыха в бесконечном процессе совместного труда крестьянина и матери-земли.

В 1920—21 Ганин выпускает десять малотиражных литографированных книжечек стихов (с указанием на них вымышленного места издания «Коншино» (родная деревня поэта) и вымышленного же издательства «Глина»): «В огне и славе», «Вечер», «Золотое безлюдье», «Кибураба», «Красный час», «Мешок алмазов», «Певучий берег», «Раскованный мир», «Сарай», «Священный клич». Осенью 1923 Ганин переезжает из Вологды в Москву, где в 1924 выходит наиболее полный и последний сборник его стихотворений «Былинное поле».

Революцию 1917 Ганин воспринимает поначалу в духе эсхатологических ожиданий преображения несовершенного старого мира в царство гармонии и благоденствия. Но вскоре, однако, уясняет для себя антикрестьянскую сущность проводимых большевиками «преобразований» и создает ряд произведений, направленных (в иносказательной форме) против сил, угрожающих России, и в первую очередь крестьянству («России», 1918; поэмы «Сарай», 1917, «Былинное поле», 1917—23). Сложным раздумьям о дальнейшем пути крестьянства в трудной и опасной для него исторической обстановке посвящает он своеобразный роман-притчу «Завтра» (1923). Это историческое прозрение, равно как и общее трагическое восприятие эпохи классовой борьбы и террора, придает творчеству Ганина преобладающе пессимистическое звучание. Светлое начало связано с образами крестьянского и космического мира (звезд, Солнца), а также «вечного дня» (ожидаемого только в далеком будущем).

Осенью 1924 его в числе группы молодежи (среди которых поэты братья П. и Н. Чекрыгины) арестовывают по обвинению в принадлежности к «Ордену русских фашистов». Ганин был расстрелян в числе 7 человек, составлявших группу «Ордена» как его глава.

А. М.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Ганин Алексей Алексеевич [28.7(9.8).1893, д.Коншино Кадниковского у. Вологодской губ.— 30.3.1925, Москва, Бутырская тюрьма] — поэт, прозаик.

Родился в крестьянской семье. Окончил двуклассное земское училище в с.Усть-Кубинское, затем городскую гимназию в Вологде.

В 1911-1914 учился в Вологодском фельдшерско-акушерском училище.

В 1913 — первая публикация стихов в вологодской газете «Эхо».

В 1914 Ганин призывается в армию и проходит службу в Николаевском военном госпитале Петербурга.

В начале 1916 знакомится с С.Есениным, служившим в подобном же госпитале в Царском Селе.

Летом 1917 вместе с Есениным и 3.Райх Ганин совершает поездку на родину, во время которой в Кирико-Иулитовской церкви (неподалеку от Вологды) происходит венчание Есенина с Райх. Ганин выступает поручителем со стороны невесты; ей он посвящает тогда же написанное стихотворение «Русалка — зеленые косы...», в котором признается в тщетной любви к героине, поскольку «Ей сказками на сердце дышит/ Разбойник с кудрявых полей», т.е. Есенин.

В 1917 Ганин вместе с Клюевым, Есениным и Орешиным публикуется в альманахе левоэсеровской ориентации «Скифы» (сб. 2, указан 1918).

В 1918 Ганин встречается с А.Блоком, о чем свидетельствует дневниковая запись Блока 20 февр.— в день его чествования по поводу публикации стихотворения «Скифы»: «...(меня выпили) Есенин, Ганин, Гликин, барышни, моя Люба». Вместе с Есениным (а также А.Мариенгофом) Ганин публикуется в имажинистском сб. (2-м) «Конница бурь» (1920).

Демобилизованный в 1916 по состоянию здоровья, Ганин в 1918 снова вступает теперь уже в Красную Армию добровольцем и служит фельдшером в госпиталях Северного фронта. После увольнения поступает в Вологодский институт народного образования. Активно выступает в печати, в частности в вологодском журнале «Кооперация Севера», в петроградском журнале «Записки Передвижного общедоступного театра», издает в Вологде отдельным миниатюрным изданием поэму «Звездный корабль» (1920) и выпускает в 1920-1921 десять изготовленных трудоемким ручным способом малотиражных литографированных книжечек стихов (с указанием на них вымышленного места издания «Коншино» — родная деревня поэта — и вымышленного же издательства «Глина»): «В огне и славе», «Вечер», «Золотое безлюдье», «Кибураба», «Красный час», «Мешок алмазов», «Певучий берег», «Раскованный мир», «Сарай», «Священный клич». Осенью 1923 Ганин переезжает из Вологды в Москву, где в 1924 выходит наиболее полный и последний сборник его стихотворений «Былинное поле».

Принадлежащий по своему социальному происхождению, воспитанию и идейно-художественной направленности к группе новокрестьянских поэтов, Ганин отличается от них, начинавших свой путь в значительной степени от традиции поэтов-суриковцев, ориентацией исключительно на поэзию символистов (Бальмонт, Блок, Белый). В поэзии Ганин разлито настроение грусти, кротости, вздоха по невидимому или утраченному миру, которое более всего присуще поэзии символистов: «Снова душа загрустила о Волге, о тихой печали, / О детских молитвах, поверила в сны золотые...» (Стихи из письма П.Витязеву, 1915). В символизме находит свои истоки и обнаженная философичность поэзии Ганина, заявляющая о себе в несколько отвлеченных мотивах жизни и смерти, преходящего и вечного, тщетных усилий разума постичь мир и смысл жизни. Этой же традицией обусловлена и заметная рефлексивность лирики Ганина.

Символистские мотивы касались главным образом пейзажно-лирических горизонтов поэзии Ганина: «По скатам и холмам горбатые деревни, / Впивая тишину, уходят в глубь веков» («Предутрие», 1917). С новокрестьянскими поэтами Ганина роднит исключительно земледельческое восприятие мира. День представляется ему «сгорбившимся» от «мужичьих забот», а ветерок «домотканым». Подобно им, труд и жизнь крестьянина он возводит на уровень некоего природно-космического бытия, как, например, в поэме «Памяти деда» (1918), в которой отдавший все свои силы земле старый пахарь выступает участником некоей созидательной вселенской мистерии, а его смерть представляется всего лишь паузой отдыха в бесконечном процессе совместного труда крестьянина и матери-земли. Сам себя Ганин, впрочем, считал не принадлежащим ни к какому литературному направлению и просил называть просто «романтиком начала XX века» (в предисл. к сб. «Былинное поле»).

Революцию 1917 Ганин воспринимает поначалу в духе эсхатологических ожиданий преображения несовершенного старого мира в царство гармонии и благоденствия. Но вскоре, однако, уясняет для себя антикрестьянскую сущность проводимых большевиками «преобразований» и создает ряд произведений, направленных (в иносказательной форме) против сил, угрожающих России, и в первую очередь крестьянству («России», 1918; поэмы «Сарай», 1917, «Былинное поле», 1917-1923). Сложным раздумьям о дальнейшем пути крестьянства в трудной и неясной для него исторической обстановке посвящает он своеобразный роман-притчу «Завтра» (1923). Это историческое прозрение, равно как и общее трагическое восприятие эпохи классовой борьбы и террора, придает творчеству Ганина преобладающе пессимистическое звучание. Светлое начало связано с образами крестьянского и космического мира (звезд, Солнца), а также «вечного дня» (ожидаемого только в далеком будущем).

Ганина — первый открывший мартирологический список уничтоженных новокрестьянских поэтов. Осенью 1924 его в числе группы молодежи (среди которых поэты братья П. и Н.Чекрыгины) арестовывают по обвинению в принадлежности к «Ордену русских фашистов». За улику принимаются найденные у него при обыске тезисы «Мир и свободный труд — народам», содержащие откровенные высказывания против существующего режима: «Ясный дух народа предательски ослеплен. Святыни его растоптаны, богатства его разграблены <...> Россия, на протяжении столетий великими трудами и подвигами дедов и прадедов завоевавшая себе славу и независимость среди народов земного шара, ныне по милости пройдох и авантюристов повержена в прах и бесславие, превратилась в колонию всех паразитов и жуликов, тайно и явно распродающих наше великое достояние <...> В лице господствующей в России РКП мы имеем не столько политическую партию, сколько воинствующую секту... За всеми словами о коммунизме, о свободе, равенстве и братстве народов таится смерть и разрушение...» Попытка автора выдать текст «тезисов» за фрагмент задуманного романа (списав тем самым криминал на счет отрицательного героя — «классового врага») не достигает результата. Ганин был расстрелян в числе 7 человек, составляющих группу «ордена», как его глава.

А.И.Михайлов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 461-463.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Звездный корабль: стихи. Вологда, 1920;

Былинное поле. М., 1924;

Стихотворения. Поэмы. Роман. Архангельск, 1991;

Мир и свободный труд народам: тезисы // Наш современник. 1992. №1;

Былинное поле. М., 2000.

Литература:

Парфенов Н. Алексей Ганин и его литературная судьба // Север. 1973. №9;

Кунаев Ст. Жизнь и смерть поэта // Красный Север. 1989. 16-18 авг.;

Протокол допроса А.Ганина и выдержки из заключения по его следственному делу / публ. Ст.Куняева // Наш современник. 1992. №4;

Дюжев Ю. Нас выслала вечность, вскормила изба // Север. 1998. №10;

С.А.Есенин и вологодские поэты А.А.Ганин и Н.А.Клюев. Вологда, 1995;

Корохин Л. Алексей Ганин — друг Сергея Есенина. СПб., 1999.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС