Гельвеций Клод Адриан
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гельвеций Клод Адриан

1715—1771

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Клод Адриан Гельвеций

Гельвеций (Helvétius), Клод Адриан (I. 1715 - 26.XII.1771) - французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии 18 века. Родился в Париже, в семье придворного врача. Окончил иезуитский коллеж. В 1738-1751 годы занимал должность генерального откупщика. С 1751 года Гельвеций всецело посвятил себя научным занятиям. Большое значение в формировании взглядов Гельвеция имело его общение с Вольтером, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро, П. А. Гольбахом и другими французскими мыслителями 18 века. В 1758 году им была завершена работа над книгой «Об уме» ("De l'Esprit", 1758), направленной против основ феодального порядка, феодально-религиозной идеологии и католической церкви. Книга вызвала яростные нападки реакционных кругов, была запрещена и в 1759 году публично сожжена. Основные идеи этой книги были развиты и обоснованы Гельвецием в его произведении «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» ("De l'Homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation", 1773), завершенном в 1767 году. Опасаясь преследований, Гельвеций не опубликовал свой новый труд, до конца дней своих работая над его совершенствованием. После смерти Гельвеция книга «О человеке» была издана в Лондоне в 1773 году усилиями русского посланника в Гааге князя Д. А. Голицына.

Гельвеций выступал с критикой учения о врожденном неравенстве интеллектуальных способностей людей, которое использовалось для увековечения феодально-сословного неравенства. Он утверждал, что все люди от рождения имеют равные умственные задатки, а различия их психического и морального склада объяснял, прежде всего, особенностями среды, в которой они воспитывались. Отвергая эгалитаризм Ж. Ж. Руссо и расходясь с физиократами (считавшими, что государство не должно вмешиваться в экономические отношения), Гельвеций полагал, что государство обязано добиваться смягчения чрезмерного неравенства в распределении собственности. Доказывая неисчерпаемые возможности человеческого интеллекта в познании материального мира, Гельвеций подверг острой критике религиозно-идеалистические идеи существования бога, сотворения мира, бессмертия души и др. Главное внимание в своей научной деятельности Гельвеций обращал на изучение общественной жизни, морали, на раскрытие сил, движущих, по его мнению, человеком и обществом. Отвергая сверхъестественные силы в природе и обществе, Гельвеций искал разгадку тайн общественной жизни в обыденных устремлениях людей, направленных на самосохранение и приумножение своих материальных благ.

Деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции конца 18 века. Не являясь сторонником социализма (Гельвеций выступал за сохранение собственности как основы общественного строя и деления общества на классы), Гельвеций, однако, своим учением о решающей роли личного интереса в общественном развитии и необходимости гармонического сочетания личных и общественных интересов и т. д. внес существенный вклад в идейную подготовку утопического социализма 1-й половины 19 века.

X. H. Момджян. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения:

Oeuvres complètes, t. 1-3, L., 1776; Oeuvres complètes, v. 1-14, P., 1795 (со вступ. ст. (Saint - Lambert)); Notes de la main, P., 1907; в рус. пер.: Об уме (De L'Esprit), П., 1917, и М., 1938; О человеке, его умственных способностях и его воспитании, М., 1938; Счастье, М., 1936.

Литература:

Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144-45; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 232, 409, 411-12; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33, с. 201-10; Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма. Избранные философские соч., т. 2, М., 1956; Данелиа С., Опыт исследования теории нравственности Гельвеция, ч. 1, Тб., 1922; Троицкий А., Этические взгляды Гельвеция, «Труды Института Красной профессуры», т. 1, М.-П., 1923; Вороницын И. П., К. А. Гельвеций, М., 1934; Момджян Х. Н., Философия Гельвеция, М., 1955; Силин М. A., К. А. Гельвеций - выдающийся франц. философ-материалист XVIII в., М., 1958; Damiron J. P., Mémoire sur Helvétius, P., 1853; Keim A., Helvétius, sa vie et son oeuvre, P., 1907; Garaudy R., Contribution а la théorie matérialiste de la connaissance, P., 1953; Horowitz I. R., Claude Helvétius, N. Y., 1954.


Вернуться на главную страницу Гельвеция

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС