Гёрдт Вильгельм
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гёрдт Вильгельм

р. 1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Вильгельм Гёрдт

Гёрдт Вильгельм (09.12.1921, Бохум, Германия) - немецкий историк русской философии. В 1960 году защитил диссертацию «Вопросы философии. Вклад материала для исследования советской философии в зеркале журнала «Вопросы философии» в 1947 -1956 гг.», а в 1966 году - докторскую на тему «Обожение и общество. Исследования по философии И. В. Киреевского» в университете Мюнстера. В 1971-1987 годы - ординарный профессор в университете Бохума, с 1974 года занимал образованную в этом же году единственную в Германии кафедру «Философии с особенным уклоном на восточно-европейскую философию». Гёрдт — автор самой значительной после вышедшего в 1913 году двухтомного труда Масарика «Россия и Европа» немецкоязычной работы по истории русской философии «Русская философия. Подходы и прозрения» (1984). Он определяет русскую философию как восточно-европейскую, т. к. «смысловые горизонты (Зап.) Европы и России «пересекаются друг с другом в вековой исторической динамике», относясь к «эллинистически-христианской традиции» (Goerdt W. Russische Philoso-phic. Zugange und Durchblicke. Freiburg-Miinchen: Alber, 1984. S, 35), которая и делает ее именно философией, а не своеобразным проявлением «русской души». Гёрдт предлагает свое видение философии в России, описывая ее «время и место», «три положения»: Первое - Петербургская империя (1689—1917) - определяется как «мышление единства и многообразие»; второе - после Октябрьской революции (1917-1953) - как «внутренний плюрализм и уравнивание»; третье - «между оттепелью и морозом». В первом положении Гёрдт рассматривает исходный принцип зарождения русской философии - «многообразие основания», которое «означает, что русские мыслители подходят к общему комплексу, к полотну своего времени с определенными и соответственно особенными вопросами, что они как бы «вырезают» себе кусок действительности и подвергают его анализу. Становление философии в России Гёрдт связывает с высоким уровнем философского самосознания в России на рубеже XVIII-XIX веков. Гёрдт особо выделяет такие проблемные поля, как «Россия и Европа», с требованием остерегаться понятий «западники» и «славянофилы»; «измерения философии», к которому относится духовная философия; «перелом мышления», связанный с нигилизмом и народничеством, с именами Герцена и Достоевского; «многообразие расстраивания», представляющее философию В. С. Соловьева и «философские дали» светской философии, начиная с Лаврова и завершая Новгородцевым. К светской философии он относит системы С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, Лопатина, Н. О. Лосского, Франка, Плеханова, Ленина, Шпета, Лосева и др. Второе положение русской философии начинается после Октября 1917 года, когда представленное в ней многообразие «прерывалось двойным отрицанием: 1) плюрализм разнообразнейших философских течений превращается в марксистский (марксистско-ленинский) внутренний плюрализм; 2) марксистский внутренний плюрализм становится уравниванием (Gleichschaltung) в сталинском диалектическом и историческом материализме». Третье положение русской философии начинается после смерти Сталина в 1953 году с ее десталинизации. Материал, представленный Гёрдтом, чрезвычайно обширен и способствует ознакомлению с русской философией. В середине 90-х годов Гёрдт публикует в «Историческом словаре философии» ряд объемных статей, раскрывающих содержание понятий, характерных для русской философии (например, соборность), которые приобрели особую актуальность в России в постсоветский период. В статье «Софиология» Гёрдт определяет этот термин как служащий сегодня дам обозначения «Софии-теологии», «философско-теологического учения о мудрости», также «учения о Софт») русской религиозной философии XIX-XX веков, главными представителями которого являются В. С. Соловьев, Флоренский и Булгаков (Goerdt W. Sophiologie // Historisches Worterbuch der Philosophie. Bd. 9. S, 1063). Гёрдт считает, что термин «софиология» был сформулирован, когда уже были предложены «наброски к софиологической проблематике». Он отмечает разногласия, связанные с толкованием софиологии в богословских кругах, и значение ее в развитии русской религиозной мысли. Он опубликовал также статьи «Советский гуманизм», «Советская идеология», «Советология» и другие Гёрдт выступает с многочисленными докладами, где подчеркивает несомненную значимость русской философии, ее «единство в многообразии», связь с русской историей, литературой я культурой.

Ю. Б. Мелих

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 132-133.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Fragen der Philosophie. Em Materialbeitrag zur Erfor- schung der Sowjetphilosophie im Spiegel der Zeitschrift „Fragen der Philosophie" 1947-1956. Koln-Opladen: West deut scher Verlag, i960; Die ,allseitige universale Wendigkeir (gibkost') inderDia- lektik V. I. Lenins, Wiesbaden: Harrassowitz, 1962; Die Sowjetphi-losophie, Wendigkeit und Bestimmtheit. Dokumente. Basel-Stuttgart: Schwabe, 1967; Vergottlichung und Gesellschaft. Studienzur Philosophie von Ivan V. Kireevskij. Wiesbaden: Harrassowitz, 1968; Die .russische Idee' als Geschichtsphilosophie // Philosophisches Jahrbuch. 75. Jg. 1968. 2. Halbband; Pravda-Wahrheit (istma) und Gerechtigkeit (spravedlivost')//Archiv Юг Begriffsgeschichte. Bd. XII. Bonn: Bouvier, 1968. Heft 1; Intelligencija; Idealismus, menschewisierender // Historisches Worterbuch der Philosophie. Hrsg, v. J. Ritterund K. Grimder. Bd. 4. Basel-Stuttgart, 1976; Dietistphi- losophie und philosophisches Sektierertum in RuBland // Studies in Soviet Thought. Vol. 17. 1977; Logik (spekulativ-)dialektische II; Macht II; Marxismus II. Die Geschichte des Begriffs in RuBland // Historisches Worterbuch der Philosophie. Hrsg. v. J. Ritter und K. Grander. Bd. 5. Basel-Stuttgart: Schwabe, 1980; Russische Philosophie, Texte. Freiburg-Mttnchen: Alber, 1989; Russische Philosophie. Grundiagen. Freiburg-Miinchen: Alber, 1995; Sowjet- humanismus; Sowjetideologie; Sowjetologie; Sozialhygiene; Sozi- almedizin II // Historisches Worterbuch der Philosophie. Hrsg. v. J". Ritterund K. Grimder, Bd. 9. Basel-Stuttgart: Schwabe, 1995.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС