Гердер Иоганн Готфрид
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гердер Иоганн Готфрид

1744-1803

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иоганн Готфрид Гердер

Гердер (Herder), Иоганн Готфрид (25.VIII.1744 - 18.XII.1803) - немецкий философ, один из идеологов Просвещения. Начинал свою деятельность в Риге, где в 1764-1769 годы был преподавателем церковной школы. В 1771-1775 годы - придворный проповедник в Бюккебурге, затем и до конца дней своих - глава протестантской церкви в Веймаре. Мировоззрение Гердера противоречиво, в целом это пантеизм, приближающийся к материализму, но отягощенный религиозными идеями.

Вслед за Вико и Вольтером Гердер - один из создателей философии истории. Уже в своей работе "Еще одна философия истории" ("Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit", 1774) Гердер говорит о закономерном и поступательном характере исторического развития, правда, оставаясь еще в рамках теологических взгляда на движущие силы истории.

Основной труд Гердера - "Идеи к философии истории человечества" ("Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit", 1784-1791, русский перевод 1829), где история человечества рассматривается как непосредственное продолжение истории природы; и тут и там действуют естественные законы. Общество - это органическое саморазвивающееся целое, определяющее значение в его жизни имеют язык, наука, ремесло, религия, семья, государство. Развитие народов составляет единую цепь культурного развития, где каждое звено необходимо связано с предшествующим и последующим. Гердер дает конкретный анализ истории культуры человечества, который доводит только до 14 века. Колыбель цивилизации - Азия; Гердер чужд европоцентризм, свое исследование он начинает со стран Древнего Востока, однако отсутствие источников не позволяет ему дать обстоятельное рассмотрение предмета. Большое внимание Гердер уделяет Древней Греции, которая привлекает его гуманистическим характером своей культуры. Рассматривая историю Древнего Рима, Гердер видит причины его падения не в "испорченности нравов", а во внутренних противоречиях, раздиравших империю, в частности в разлагающем влиянии рабства. В отличие от большинства просветителей, считавших средние века шагом назад в развитии человечества, Гердер отмечал необходимый и прогрессивный характер феодальных отношений, но не впадал в идеализацию средневековья, характерную для реакционных романтиков. С большой симпатией писал Гердер о славянских народах, предсказывая им большое историческое будущее, что нашло широкий отклик у деятелей славянского Возрождения 19 века.

По политическим убеждениям Гердер - буржуазный демократ, сочувствовал идеям французской революции, но отвергал якобинскую диктатуру. В "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zur Beförderung der Humanität", 1794-1797) он разработал гуманистическую программу освобождения личности и германского национального единства, выступал против национального и колониального угнетения. Гердер - сторонник суверенитета и равноправия народов. Большой интерес представляет отстаивавшийся Гердером проект "вечного мира", достижение которого, по Гердеру, возможно лишь в результате нравственного воспитания и распространения гуманистических идей. Гердер был теоретиком литературно-общественного движения "Буря и натиск"; он - автор многих литературно-критических статей и статей по вопросам искусства, где ставил проблему народности искусства.

А. В. Гулыга. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1-33, В., 1877-1913; Zur Philosophie der Geschichte. Eine Auswahl, Bd 1-2, В., 1952; в рус. пер. - Избр. соч., М.-Л., 1959.

Литература: Меринг Ф., Иоган-Готфрид Гердер, в его кн.: Легенда о Лессинге. Лит.-критич. статьи, т. 1, (М.-Л.), 1934, с. 509-21; Гулыга А. В., О роли Гердера в формировании передовой нем. идеологии, в кн.: Из истории Германии нового и новейшего времени, М., 1958; его же, Гердер (1744-1803), М., 1963; Гайм Р., Гердер, его жизнь и соч., т. 1-2, М., 1888; Герье В. И., Философия истории Гердера, "Вопросы филос. и психол.", 1896, кн. 2-3; Stolpe H., Die Auffassung des jungen Herder vom Mittelalter, Weimar, 1955; Jöns D. W., Begriff und Problem der historischen Zeit bei J. G. Herder, Göteborg, 1956.


Вернуться на главную страницу Гердера

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС